Введение 4
1. Теоретические основы использования электронных образовательных
ресурсов в обучении 7
1.1 Понятие, сущность и типы электронных образовательных
ресурсов 7
1.2 Преимущества и недостатки использования электронных
образовательных ресурсов 11
1.3 Использование подкастов на уроках английского языка 15
Выводы по главе 1 18
2. Теоретические основы формирования навыков аудирования и
говорения у учащихся старших классов 19
2.1 Общая характеристика аудирования как вида речевой
деятельности 19
2.2 Общая характеристика говорения как вида речевой
деятельности 23
2.3 Психолого-педагогические особенности учащихся старшего
школьного возраста 27
Выводы по главе 2 30
3. Формирование навыков аудирования и говорения на уроках
английского языка с помощью подкаста 31
3.1 Краткий анализ учебно-методического комплекса «New Millennium
English - 11» 31
3.2 Комплекс упражнений для формирования навыков аудирования и говорения в 11 -ых классах с использованием подкаста «Multiple
Careers» 32
Выводы по главе 3 41
Заключение 43
Библиографический список 44
Приложение А 50
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Развитие компьютерных технологий и глобального информационного пространства оказывает значимое влияние на современное общество. Один из важнейших аспектов этого процесса - это компьютеризация образования и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
На данный момент в России идет становление системы образования, цель которого - вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Информационные технологии являются важным компонентом современного образования на всех его уровнях и ступенях. Они представляют собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, которые содержат как традиционные, так и инновационные технологии [Шевко, Турутина, 2014].
Использование электронных образовательных ресурсов открывает новые возможности в преподавании предмета, создает условия для повышения результативности обучения и уровня подготовки учащихся, способствует не только формированию метапредметных результатов, но и развитию универсальных учебных действий, что является обязательным требованием к современному уроку иностранного языка в рамках реализации ФГОС [Приказ об утверждении..., 2014]. Современные электронные
образовательные ресурсы дают возможность как удовлетворить растущие потребности в образовании, так и сократить время на поиски необходимой информации учителем при подготовке к уроку.
Интернет, как неотъемлемая часть современной жизни, может способствовать освоению иностранного языка учениками. Внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов позволяет использовать аутентичные тексты и различные дополнительные материалы, которые помогают овладеть языковыми навыками и привносят разнообразие в урок, расширяют возможности предъявления учебной информации.
Основные теоретические вопросы использования электронных образовательных ресурсов были рассмотрены Г.К. Селевко, Е.С. Полат, Н.Д. Гальсковой, М.Ю. Бухаркиной. Также при написании теоретической составляющей данной работы мы использовали научные положения из трудов по методике Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Елухиной Н.В., Пассова Е.И..
Объектом исследования является процесс обучения речевым умениям, а именно аудированию и говорению.
Предметом исследования следует считать подкасты как средство формирования навыков аудирования и говорения у учащихся 11 -ых классов.
Целью написания данной работы является разработка комплекса упражнений к аутентичному подкасту для совершенствования навыков аудирования и говорения у учащихся 11-го класса.
Данная цель определяет следующие задачи:
- дать определение понятию электронных образовательных ресурсов и рассмотреть их существующие классификации;
- проанализировать использование электронных образовательных ресурсов в иноязычном образовании;
- дать характеристику аудированию и говорению как видам речевой деятельности;
- рассмотреть подкасты как средство совершенствования навыков
аудирования и говорения;
- рассмотреть возрастные особенности учеников старшего школьного
возраста;
- разработать и апробировать комплекс упражнений к подкасту.
При решении описанных задач применялись методы анализа, обобщения и интерпретации педагогической, психологической и методический литературы, наблюдения за деятельностью учащихся, а также метод анкетирования...
Цель работы заключалась в разработке и апробации комплекса упражнений к аутентичному подкасту для совершенствования навыков аудирования и говорения.
При решении задач для достижения установленной цели мы рассмотрели понятие электронных образовательных ресурсов и их классификацию. Было выявлено, что электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современного информатизированного образования и имеют значительный образовательный потенциал. Также были описаны преимущества подкастов как средства формирования и совершенствования навыка аудирования. Проанализировав аудирование и говорение как виды речевой деятельности, их виды и характеристики, мы подтвердили важность овладения данными видами речевой деятельности. Также были рассмотрены психофизические особенности развития учащихся старшего школьного возраста.
Для решения данных задач нами была изучена методическая и педагогическая научная литература, анализ которой позволил составить и апробировать комплекс упражнений к аутентичному подкасту «Multiple Careers» для совершенствования навыков аудирования и говорения в 11-ом классе.
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель достигнута.
1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 №1897 // Вестник образования. 2011. №4. С. 10-77.
2. Алькозина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в
процессе обучения: достоинства и недостатки // Психолого¬
педагогический журнал Гаудеамус. 2013. №2. С. 95-97.
3. Асанова С.А. Лингвометодические тренажеры в системе электронных средств обучения РКИ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2015. 215с.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 2003. 288 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 352 с.
6. Браун, С.В. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе // Иностранные языки в школе.- 2002. №2. С. 12-15.
7. Бухбиндер В.А Устная речь как процесс и как предмет обучения. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Киев: КГУ, 2001.568 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика, учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издательский центра «Академия».
2006. 336 с.
9. Григорова Е. Смирнова М. Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся в электронной образовательной среде при самостоятельной работе // Просвещение. Иностранные языки. 2014. №12.
10. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Открытое и дистанционное образование. 2003. №3. С. 1-6.
11. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. №3. С. 192 - 199.
12. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение. 1996. №5. С. 20-22.
13. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку // Информатика и образование. 2006. № 12. С. 103-105.
14. Ефименко В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов на
уроках математики. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: URL: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/532279/ (дата обращения: 10.12.2017)
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 127-134...54