ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ И КОММУНАЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ 13
1.1 Понятие жилищно-коммунального хозяйства: правовые и экономико-организационные аспекты 13
1.2 Правовое регулирование управления коммунальным комплексом жилой
недвижимости 23
1.3 Административно-правовой режим управления коммунальными
комплексами 36
2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГАЗОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ 45
2.1 Административно-правовые аспекты совершенствования системы
обслуживания газовых коммуникаций в жилой недвижимости 45
2.2 Соотношение норм публичного и частного права при регулировании
отношений по обслуживанию газовых коммуникаций в жилой недвижимости 51
2.3 Административно-правовое регулирование порядка предоставления услуг
по обслуживанию газовых коммуникаций в жилой недвижимости 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Актуальность темы исследования. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, как сектора Социалистического народного хозяйства, в котором экономические принципы функционирования были ранее адаптированы к политическим решениям, оставалась одной из немногих реформ, где за прошедшие годы успехи были очень малы. Основная цель реформы - трансформация управления коммунальными услугами и управления жилой недвижимостью (многоквартирными домами) с целью повышения их эффективности, ограничения роста стоимости производимых здесь товаров и услуг, повышения их качества.
В муниципальной сфере особенно очевидно, что управление государственным имуществом выступает одной из функций органов государственной власти, поскольку оно всегда направлено на удовлетворение общественных интересов. Однако достижение целей управления не всегда возможно из - за ограничений в действиях органов государственной власти - бюджетных, кадровых и др. в этой сфере преобразования требуется не только организация эффективного управления имуществом органов государственной власти, но и управление юридическими лицами, коллективными субъектами права (в настоящее время - преимущественно унитарными предприятиями). Роль и возможности административно-правовых, административно - правовых решений, принимаемых органами государственной власти, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях, особенно важны в этих преобразованиях.
В сфере жилищных отношений, которые в основном регулируются сейчас нормами Жилищного кодекса РФ, основной задачей реформы выступает передача собственникам жилой недвижимости (в настоящее время - более 75% площадей жилых помещений здесь принадлежат физическим лицам на праве частной собственности) полной ответственности за 5
управление этим имуществом, за его содержание. Государство выполняет лишь небольшое число функций в жилищном секторе, среди которых наиболее важными выступают оказание социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение жилищных субсидий, льгот по содержанию и ремонту жилья, а также оплата коммунальных услуг в соответствии с законодательством.
В то же время управление муниципальным (в Москве и Санкт- Петербурге-государственным) имуществом в муниципальной сфере было и остается одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти. В значительной степени, хотя и со значительными ограничениями, здесь можно использовать предыдущий опыт управления. В процессе реформирования необходимо повысить роль административно-правового регулирования соответствующих отношений, создать стимулы для реструктуризации существующего имущества и управления этим имуществом субъектами.
Надо признать, что обобщенная, сложная административно -правовая концепция управления государственным имуществом в муниципальной сфере страны еще не сформирована, и задача разработки такой концепции весьма актуальна.
Такая же ситуация и в сфере реформирования жилищных отношений, где основной целью государства выступает полный и окончательный отказ от прежних административных методов управления жилой недвижимостью и передача собственникам полной ответственности за ее содержание и восстановление, за выбор управляющих этой недвижимостью, за контроль качества управления. Однако эта цель остается недостижимой на протяжении всего периода реформ, т. е. с 1992 года. Одной из причин такой ситуации выступает отсутствие комплексного теоретического анализа различных аспектах и проблемы реформы управления, а также невозможность реализации нового законодательства на местном уровне.
...
Проблемы реформирования управления многоквартирными домами до сих пор остаются далекими от решения, а реформирование управления организациями муниципальных комплексов ведется бессистемно, без научного обоснования возможных решений здесь. Это явилось для автора настоящей работы основой для определения целей исследования, постановки задач, требующих решения и обоснования нормативно-правовой базы реформирования некогда единой (в рамках советской экономики) системы управления.
Исследование позволило обосновать позицию о необходимости разделения реформы жилищно-коммунального хозяйства на две принципиально разные части: во-первых, реформу управления организациями муниципальных комплексов городов и, во-вторых, реформу отношений в жилищно-коммунальной сфере, в первую очередь-реформу управления многоквартирными домами. При таком разделении учитывается наличие различных видов собственности. В сфере коммунального хозяйства- коммунальное (муниципальное, а иногда-Государственное) и частное, преимущественно в жилых многоквартирных домах. Очевидно, что если имущество отличается, то права и обязанности собственников различны, формы управления этими видами имущества различны. Это выступает основой для развития методов административно-правового регулирования реформы, а также управления организациями коммунальных комплексов (в значительной части - унитарные). Показано, что административно-правовые методы могут быть эффективно использованы при подготовке рекомендуемых форм и существенных условий всех договоров поставщиков коммунальных ресурсов с потребителями, а также договоров управляющих многоквартирными домами с собственниками помещений.
Административно-правовое регулирование возникающих новых, еще не устоявшихся договорных отношений должно быть признано сегодня основным и наиболее эффективным институтом, способным защитить права и законные интересы, как потребителей, так и управляющих компаний.
Расширение числа ТСЖ, которые, по мнению законодателя, должны стать эффективными управляющими жилой недвижимостью, в современных условиях вряд ли возможно. Это потому, что, во-первых, управление жилой недвижимостью-сложная профессия. Во - вторых, как известно из западной практики - проблемы владения жилой недвижимостью (как, впрочем, и любой другой собственностью в рыночной экономике-фабриками, акциями либо деньгами) должны быть отделены от проблем управления этой собственностью наемными профессиональными менеджерами
(менеджерами). Управление многоквартирными домами может и должно стать бизнесом крупных профессиональных компаний, способных привлекать большие объемы внебюджетных средств на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию многоквартирных домов, на их энергосберегающую реабилитацию. Одним из основных направлений использования бюджетных средств выступает социальная поддержка малообеспеченных домохозяйств, которая должна быть полностью и окончательно отделена от всех видов бизнеса в муниципальной сфере, бизнеса по управлению многоквартирными домами.
Перспективы административно-правового регулирования института государственно-частного партнерства значительны - это учреждение может обеспечить увеличение количества услуг, предоставляемых управляющим муниципальными комплексами и жилой недвижимостью. Новые услуги - соревновательной деятельности, в первую очередь-энергетических услуг, должны быть регламентированы с точки зрения определения существенных. условий соответствующих договоров, правила ответственности сторон договоров, обеспечение максимально полной и своевременной оплаты услуг.
...
1. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) статья 428.
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Российская газета. - 2010. - 30 июля.
5. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Российская газета. - 2009. - 27 ноября.
6. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Российская газета. - 2005. - 29
декабря.
7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Российская газета. - 2005. - 26 июля.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» //- Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51061/.
9. Федеральный закон от 06 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» // Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42111/
10. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Российская газета. - 2002. - 03 декабря.
11. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ // Российская газета. - 1996. - 26 июня. - / Документ утратил силу./
12. Федеральный закон РФ от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа».
13. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 10.11.2018) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, № 48, ст. 6931.
14.Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 // Российская газета.- 1993. - 23 января. - /Документ утратил силу./
15.Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03 июля 1991 г. № 1531-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 27. - Ст. 927. - /Документ утратил силу./
...
63 источника