Введение 4
1. Методы и приемы повышения эффективности учебно-образовательного
процесса 8
1.1. Роль мотивации в процессе изучения иностранных
языков 8
1.2. Формирование социокультурной компетенции в процессе изучения
иностранных языков 12
1.3. Использование игровых технологий на уроках иностранного
языка 17
Выводы по главе 1 21
2. Использование языковой игры на уроках английского языка как приема
повышения мотивации к изучению английского языка в 10 классе 24
2.1. Понятие «языковая игра» в лингвистике 24
2.2. Способы создания языковой игры и ее
функции 27
2.3. Языковая игра как прием повышения учебной
мотивации 32
2.4. Использование языковой игры при обучении английскому языку
учащихся 10 класса 34
Выводы по главе 2 42
Заключение 44
Список используемых источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 55
Приложение Д 57
В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, вербальной и межнациональной коммуникации. Восприятие учебно-образовательного процесса как личностной потребности человека предполагает формирование внутреннего мотива, которым является познавательный интерес. Потребность в повышении учебной мотивации обучающихся испытывают все учебные дисциплины, в том числе и иностранный язык.
Методика преподавания иностранного языка на сегодняшний день представлена различными направлениями и ориентирована, прежде всего, на достижение личностных результатов. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны демонстрировать сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения и т.д. [ФГОС, 2012].
Актуальность исследования учебной мотивации обусловлена тем, что на данный момент интерес многих ученых в области методики преподавания иностранного языка возрос к проблеме развития учебной мотивации на уроках, потому что именно мотивация относится к поиску оптимальных условий повышения эффективности учебно-образовательного процесса. Мотивация предрасположена к изменениям в зависимости от качества и условий преподавания. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы и требует постоянного ее изучения.
Среди методов и приемов повышения учебной мотивации также выделяется языковая игра. По определению Н.Д. Голева, языковая игра - это особое состояние языка, в котором актуализируются все его асимметрические свойства, а ее использование в дидактических целях подтверждает, что в таком виде специфика устройства и функционирования языка, скрытые при обычном, обыденном употреблении языка, открывается учащимся, и этот момент дает возможность педагогу направить их внимание в нужное русло [Голев, 2012, с. 27].
Интерес к феномену языковой игры и попытка рассмотреть ее методический потенциал стали основанием для выбора темы дипломной работы: «Языковая игра как средство повышения учебной мотивации при изучении английского языка в 9-11 классах».
Объект исследования: повышение учебной мотивации на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование комплекса упражнений с элементами языковой игры на уроках английского языка в 10 классе.
Цель исследования: определить возможности использования
языковой игры как приема повышения учебной мотивации и разработать комплекс упражнений с элементами языковой игры при изучении английского языка в 10 классе.
Задачи исследования:
1. Дефинировать содержимое понятий «учебная мотивация», «социокультурная компетенция» и «игра»;
2. Рассмотреть и конкретизировать сущность понятия языковой игры с точки зрения лингвистики и методики преподавания иностранных языков;
3. Проанализировать функции языковой игры в лингвистике и методике
преподавания иностранных языков;..
В процессе проведения исследования была достигнута его цель - определить возможности использования языковой игры как приема повышения учебной мотивации при изучении английского языка на старшем этапе (10-11 классы) и решены поставленные задачи, в том числе задача по разработке комплекса упражнений с элементами языковой игры, апробация которого осуществлялась в 10 «Б» классе во время педагогической практики в «МАОУ Гимназия №9» г. Красноярска. Разработанный комплекс упражнений прошел апробацию во время педагогической практики и был положительно оценен (Приложение Д).
В рамках исследования были рассмотрены главные особенности учебной мотивации на уроках иностранного языка; осуществлен теоретический анализ понятий: учебная мотивация, социокультурная компетенция, игра, языковая игра; перечислены виды мотивации и приемы формирования учебной мотивации; отмечены особенности формирования социокультурной компетенции и ее роль в изучении иностранных языков; показана характеристика игры как одного из самых эффективных мотивирующих факторов; выделены функции языковой игры как в лингвистике, так и в учебно-образовательном процессе; представлены критерии для оценки уровня сформированности учебной мотивации; разработан комплекс упражнений с элементами языковой игры.
Было установлено, что использование языковой игры на старшем этапе обучения английскому языку способствует повышению учебной мотивации учащихся.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке комплекса упражнений с элементами языковой игры к каждой теме УМК.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Багрова А.Я. Мотивация усвоения иностранного языка - важный фактор при обучении иноязычному речевому общению // Вестник Московской международной академии. 2012. № 2. С. 7-9.
3. Бадмаева Д.Д. Социокультурная компетенция как связующее звено иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 15. С. 100-105.
4. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ, 1989. №1. С.13-19.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды / под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
6. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: сб. науч. тр. материалы Междунар. науч. конф. / Москва. М.: Буки-Веди, 2012. С. 152-154.
7. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги. М.: изд-во Сибирского университета, 2008. 256 с.
8. Витгенштейн Л. Философские исследования. М.: АСТ, Астрель,
2011. 352 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, 2004. 512 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000. 165 с.
11. Гамезо М.В. Общая психология: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007. 352 с.
12. Гамезо М.В., Степаносова А.В., Хализева Л.М. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.: Наука, 2001. 462 с.
13. Голев Н.Д. Языковая игра как лингводидактический принцип // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5. С. 27-33.
14. Деулина Е.Н., Танцура Т.А. Управление мотивацией в обучении иностранному языку // Lingua mobilis. 2011. № 2. С. 152-159.
15. Дробина Т.М. Применение игровых технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/primenenie- igrovih-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazika-1677464.html (дата обращения: 2.06.2018)...32