ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2-4 КЛАССАХ
|
Введение 3
1. Теоретические основы использования дидактического потенциала регионального компонента для формирования универсальных учебных действий во 2-4 классах 7
1.1. Внедрения регионального компонента в образовательный процесс
на начальной ступени обучения 7
1.2. Специфика формирования универсальных учебных действий на
уроке английского языка во 2-4 классах 18
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста..24
Выводы по главе 1 28
2. Пятиминутки «Frosty's Joy Time» на уроках английского языка в начальной школе 30
2.1. Условия включения регионального компонента в урок английского
языка во 2-4 классах 30
2.1.1. Характеристика МБОУ «Гимназия № 16» 30
2.1.2. Характеристика УМК «Enjoy English» и обзор программных
требований 32
2.2. Пятиминутки «Frosty's Joy Time» как форма включения
регионального компонента в урок английского языка 34
2.3. Алгоритм подготовки и проведения пятиминуток «Frosty's Joy
Time» 37
2.4. Итоговое анкетирование учеников 4 «Б» класса 49
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 62
1. Теоретические основы использования дидактического потенциала регионального компонента для формирования универсальных учебных действий во 2-4 классах 7
1.1. Внедрения регионального компонента в образовательный процесс
на начальной ступени обучения 7
1.2. Специфика формирования универсальных учебных действий на
уроке английского языка во 2-4 классах 18
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста..24
Выводы по главе 1 28
2. Пятиминутки «Frosty's Joy Time» на уроках английского языка в начальной школе 30
2.1. Условия включения регионального компонента в урок английского
языка во 2-4 классах 30
2.1.1. Характеристика МБОУ «Гимназия № 16» 30
2.1.2. Характеристика УМК «Enjoy English» и обзор программных
требований 32
2.2. Пятиминутки «Frosty's Joy Time» как форма включения
регионального компонента в урок английского языка 34
2.3. Алгоритм подготовки и проведения пятиминуток «Frosty's Joy
Time» 37
2.4. Итоговое анкетирование учеников 4 «Б» класса 49
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 62
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (далее в тексте - УУД) посредством привлечения материалов регионального характера в уроки английского языка во 2-4 классах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (далее - ФГОС НОО) закреплены три компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Наш исследовательский интерес составляет региональный компонент и его внедрения в урок английского языка в начальной школе.
Предполагается, что включение материалов, связанных с историей, географией, культурой региона в урок английского языка в начальной школе может положительно сказаться на формировании УУД. Правильный отбор содержания материала по английскому языку и грамотное включение его в урок будет способствовать активизации процесса обучения английскому языку в начальной школе.
Развитие регионального образования в современных условиях способствует сохранению самобытности культуры народов, проживающих в регионе, обогащению представлений детей, воспитанию чувства патриотизма и гражданственности [Галямина, 2000] . Красноярский край является
уникальным сибирским регионом, культура и природа которого очень разнообразна и удивительно богата: современные школьники должны в полной мере владеть знаниями о собственном крае и уметь рассказать о нем на изучаемом языке, готовиться к этому нужно начинать как можно раньше.
Актуальность исследуемой темы заключается в следующем:
1) как сказано во ФГОС, одними из основных целей и задач школы на первой ступени обучения являются: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, формирование целостного мировоззрения [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2015];
2) материалы, связанные с региональным компонентом отсутствуют в учебно-методических комплексах. Более того, региональный компонент не всегда берется во внимание и включается в содержание иноязычного образования учителями английского языка;
3) при прохождении педагогической практики в гимназии № 16 из беседы с учителем английского языка Н.Ю. Усковым и анализа публикаций по проблеме стало очевидно, что препятствием к включению материалов регионального характера является отсутствие апробированных учебно-методических материалов для начальной школы.
Данная проблемная ситуация обусловила постановку цели исследования: изучить теоретические материалы по проблеме, разработать и апробировать серию из 16 пятиминуток «Frosty's Joy Time» и использовать их дидактический потенциал для формирования универсальных учебных действий.
Предполагается публикация серии из 16 пятиминуток, рассчитанной на весь учебный год, сопровожденную методическими рекомендациями для учителей английского языка.
Объект исследования - процесс иноязычного образования в начальной школе.
Предмет - дидактический потенциал содержания регионального компонента для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в 4-ом классе.
Задачами выпускной квалификационной работы в связи с указанной целью являются:
1) изучить нормативные документы начального общего образования (ФГОС, Программа курса английского языка, Федеральный базисный учебный план программы общего образования);
2) изучить проблему формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе;..
В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (далее - ФГОС НОО) закреплены три компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Наш исследовательский интерес составляет региональный компонент и его внедрения в урок английского языка в начальной школе.
Предполагается, что включение материалов, связанных с историей, географией, культурой региона в урок английского языка в начальной школе может положительно сказаться на формировании УУД. Правильный отбор содержания материала по английскому языку и грамотное включение его в урок будет способствовать активизации процесса обучения английскому языку в начальной школе.
Развитие регионального образования в современных условиях способствует сохранению самобытности культуры народов, проживающих в регионе, обогащению представлений детей, воспитанию чувства патриотизма и гражданственности [Галямина, 2000] . Красноярский край является
уникальным сибирским регионом, культура и природа которого очень разнообразна и удивительно богата: современные школьники должны в полной мере владеть знаниями о собственном крае и уметь рассказать о нем на изучаемом языке, готовиться к этому нужно начинать как можно раньше.
Актуальность исследуемой темы заключается в следующем:
1) как сказано во ФГОС, одними из основных целей и задач школы на первой ступени обучения являются: формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, уважение к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом, формирование целостного мировоззрения [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2015];
2) материалы, связанные с региональным компонентом отсутствуют в учебно-методических комплексах. Более того, региональный компонент не всегда берется во внимание и включается в содержание иноязычного образования учителями английского языка;
3) при прохождении педагогической практики в гимназии № 16 из беседы с учителем английского языка Н.Ю. Усковым и анализа публикаций по проблеме стало очевидно, что препятствием к включению материалов регионального характера является отсутствие апробированных учебно-методических материалов для начальной школы.
Данная проблемная ситуация обусловила постановку цели исследования: изучить теоретические материалы по проблеме, разработать и апробировать серию из 16 пятиминуток «Frosty's Joy Time» и использовать их дидактический потенциал для формирования универсальных учебных действий.
Предполагается публикация серии из 16 пятиминуток, рассчитанной на весь учебный год, сопровожденную методическими рекомендациями для учителей английского языка.
Объект исследования - процесс иноязычного образования в начальной школе.
Предмет - дидактический потенциал содержания регионального компонента для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в 4-ом классе.
Задачами выпускной квалификационной работы в связи с указанной целью являются:
1) изучить нормативные документы начального общего образования (ФГОС, Программа курса английского языка, Федеральный базисный учебный план программы общего образования);
2) изучить проблему формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе;..
Итак, подводя итоги, нам бы хотелось обобщить результаты проделанной работы. В первой главе были выявлены возрастные особенности обучения английскому языку на первой ступени обучения, обоснована необходимость внедрения регионального компонента на уроках английского языка.
Нормативной базой исследования послужили такие документы как, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Программа начального образования, Программа курса английского языка к УМК Английский удовольствием, научные работы отечественных специалистов в области иноязычного образования.
Были предложены критерии для отбора регионоведческого материала, предложена собственная схема отбора материала для урока английского языка. Опираясь, на мнения методистов английского языка, мы охарактеризовали процессы формирования универсальных учебных действий, дали их краткую характеристику.
Во второй главе были представлены 16 разработанных
иллюстрированных пятиминуток, способствующих формирования познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Материал сообщается блоками, учитель имеет возможность затратить на него необходимое, по его мнению, время. При отборе материала учитывается программа для 4-ого класса, УМК по английскому языку, учебники по другим образовательным дисциплинам (изобразительное искусство, окружающий мир, чтение).
Обучающиеся знакомятся с бобром Фростом, совместно с которым ученики узнают много новой и полезной информации о культуре, традициях, знаменитых людях Красноярского края. Бобер является сквозным персонажем на протяжении всех пятиминуток, он делится новыми фактами, просит поделиться мнением и становится неотъемлемым героем образовательного процесса.
Пятиминутки нацелены на повышение мотивации к изучению и применению английского языка, расширению кругозора обучающихся, развитие познавательной активности, развитие способностей к социальному взаимодействию. Материалы по региональному компоненту также способствуют увеличению активного словарного запаса и развитию коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.
Итак, использование регионального компонента содействует положительной мотивации изучения иностранного языка путем интегрирования в учебный процесс личностно значимых знаний, способствует совершенствованию знаний иностранного языка и воспитывает глубокие нравственные качества учащихся. Обучающиеся учатся представлять свой регион, у них развивается чувство гордости за свою малую родину, чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру.
Использование регионального компонента на уроке иностранного языка позволяет определить следующие условия для повышения эффективности обучения иностранному языку: формирование
положительной мотивации в изучении нового языка, доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу; формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; учет возрастных особенностей и интересов учащихся; развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.
Нормативной базой исследования послужили такие документы как, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Программа начального образования, Программа курса английского языка к УМК Английский удовольствием, научные работы отечественных специалистов в области иноязычного образования.
Были предложены критерии для отбора регионоведческого материала, предложена собственная схема отбора материала для урока английского языка. Опираясь, на мнения методистов английского языка, мы охарактеризовали процессы формирования универсальных учебных действий, дали их краткую характеристику.
Во второй главе были представлены 16 разработанных
иллюстрированных пятиминуток, способствующих формирования познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Материал сообщается блоками, учитель имеет возможность затратить на него необходимое, по его мнению, время. При отборе материала учитывается программа для 4-ого класса, УМК по английскому языку, учебники по другим образовательным дисциплинам (изобразительное искусство, окружающий мир, чтение).
Обучающиеся знакомятся с бобром Фростом, совместно с которым ученики узнают много новой и полезной информации о культуре, традициях, знаменитых людях Красноярского края. Бобер является сквозным персонажем на протяжении всех пятиминуток, он делится новыми фактами, просит поделиться мнением и становится неотъемлемым героем образовательного процесса.
Пятиминутки нацелены на повышение мотивации к изучению и применению английского языка, расширению кругозора обучающихся, развитие познавательной активности, развитие способностей к социальному взаимодействию. Материалы по региональному компоненту также способствуют увеличению активного словарного запаса и развитию коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности.
Итак, использование регионального компонента содействует положительной мотивации изучения иностранного языка путем интегрирования в учебный процесс личностно значимых знаний, способствует совершенствованию знаний иностранного языка и воспитывает глубокие нравственные качества учащихся. Обучающиеся учатся представлять свой регион, у них развивается чувство гордости за свою малую родину, чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру.
Использование регионального компонента на уроке иностранного языка позволяет определить следующие условия для повышения эффективности обучения иностранному языку: формирование
положительной мотивации в изучении нового языка, доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу; формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; учет возрастных особенностей и интересов учащихся; развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.
Подобные работы
- Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Особенности реализации регионального компонента при обучении английскому языку в Республике Татарстан
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУССКО-ПОЛЬСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СООТВЕТСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000





