Введение 3
1 Инновационные технологии используемые для формирования
социокультурной компетенции 7
1.1 Понятие социокультурной компетенции, её сущность и компоненты 7
1.2 Формирование компетенции у младших школьников на уроках
английского языка 14
1.3 Психологические особенности для учащихся младшего этапа обучения
18
1.4 Использование инновационных технологий в формировании
социокультурной компетенции на раннем этапе развития 21
Выводы по главе 1 28
2 Анализ инновационных технологий в формировании социокультурный
компетенции на начальном этапе обучения 30
2.1 Использование веб-квестов 30
2.2 Результаты исследования 35
Вывод по главе 2 39
Заключение 41
Список литературы 44
Активизация учебной деятельности, особенно в условиях начальной школы, на протяжении длительного времени является актуальной научно - практической проблемой. В настоящее время существуют теоретические подходы к данному вопросу, сформировано множество методических разработок, но постоянное появление инновационных методов обучения приводит к поиску соответствующих путей активизации учебной деятельности младших школьников. Дополнительным условием актуализации данной темы является ориентация на личность ученика, а не на предметные результаты с введением ФГОС НОО.
Стандарты нового поколения ставят целью образования научить младшего школьника самостоятельно ставить задачу, организовать ее решение, контролировать результат. Всему этому способствует использование инновационных технологий, активизирующих учебную деятельность младших школьников, одной из которых является квест: ФГОС предусматривает системно - деятельностный подход, обеспечивающий готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, чему, в свою очередь, способствует технология квеста, мотивируя изучение нового, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся [7, c.75].
Проблема формирования социокультурной компетенции стала особенно актуальной в начале XXI века, что было обусловлено значительными социальными трансформациями в современном в мире. В настоящее время именно социокультурная компетентность может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия всего человеческого сообщества. Современные мировые интеграционные процессы, несомненно, оказывают влияние на содержание среднего образования в общеобразовательных школах, которое заключается, прежде всего, в изменениях целей обучения, в том числе и цели обучения иностранному языку [1].
Сегодня в качестве основной цели изучения иностранного языка в условиях общеобразовательной школы выступает обеспечение обучаемых более глубокому и осмысленному постижению мира, его реальной, конкретно-исторической сущности, взаимоотношений различных народов и культур. Именно поэтому в настоящее время придается большое внимание изучению иностранных языков, обеспечивающих межкультурную коммуникацию, «диалог культур», а также поиску новых направлений работы по формированию социокультурной компетенции у школьников, инновационных форм и методов преподавания иностранного языка.
В качестве методических материалов для квест-технологии в начальной школе применяются видеофильмы, презентации и т.д. При этом в рамках большинства школ, применяющих квест-технологии, ведущей по применению именно в младших классах является разработанная корпорацией Microsoft программа компьютерных слайд - фильмов. В отличие от обычных слайдов программа Microsoft PowerPoint имеет средства квазимультипликации, которые позволяют существенно разнообразить динамику показа: слайды могут сопровождаться записью речи, музыкой, содержать кинофрагменты, рекламные ролики, элементы анимации. Мультимедийное проектирование положительно влияет на формирование способности действовать в практически чрезвычайных обстоятельствах, активизировать коммуникативные и информационные способности [8, c.10]...
Многочисленные трансформации различного характера, идеи диалога культур и глобализации, стали приоритетными причинами того, что современный человек функционирует в поликультурном социуме. Данная тенденция, наряду с прочими, обусловила изменение роли и целевых установок учебного предмета «Иностранный язык». Сегодня количество желающих изучать иностранные языки по самым различным причинам постоянно возрастает. В качестве магистральной цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе позиционируется формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в органичном сочетании всех ее структурных компонентов. Очевиден тот факт, что человек не владеет иностранным языком надлежащим образом без знаний социокультурных реалий страны изучаемого языка, что позволяет не просто общаться, а означает готовность к вступлению в диалог культур, стать подлинным участником межкультурной коммуникации. Именно по данной причине одним из неотъемлемых компонентов коммуникативной компетенции учащихся является социокультурная компетенция, формирование которой должно целенаправленно осуществляться в процессе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Младший школьный возраст (если обучение иностранному языку начинается с 1-го или 2-го класса) является тем базисом, где осуществляется формирование основ дальнейшего овладения иностранным языком, в том числе и в социокультурном плане.
Определение и обоснование педагогических условий формирования иноязычной социокультурной компетенции младших школьников непосредственно влияет на эффективность осуществления данного процесса. В качестве одного из таких условий мы рассматриваем расширение социокультурной осведомленности младших школьников путем реализации активных методов обучения. Одним из активных методов обучения иностранным языкам является игровой метод. Именно его возможности в формировании социокультурной компетенции младших школьников мы рассмотрим в рамках данной статьи. Вы-то читали??? Прежде всего, акцентируем внимание на социокультурной компетенции младших школьников. В настоящее время понятию «социокультурная компетенция» присущ определенный плюрализм. Это объясняется исследованиями и использованием феномена в различных смысловых направлениях. В самом общем виде, социокультурная компетенция - это знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, а также способов пользования этими знаниями в процессе общения...
1. Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ Серия: педагогика, психология. 2015. № 1. С. 14-17.
2. Андронкина Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2015. - С. 42 -43.
3. Березина О.В. Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (психолого-педагогический аспект) // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2015. С. 125¬129.
4. Василевич А.П. Учим детей английскому языку // Иностранные языки в школе. 2014. № 4. С. 75-80.
5. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 52-55.
6. Васильева С.С., Ларионова Л.С., Веденькина М.В. Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в процессе обучения английскому языку // Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (55). С. 113-119.
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родите- лей. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2016. 96 с.
8. Дворягина Л.А. Развитие детской лингвистической одаренности в дошкольном возрасте // Образование личности. 2014. № 3. С. 100-103.
9. Евдокимова М.Н., Фоминых М.В. Игра как ведущий метод обучения дошкольников английскому языку // Молодой ученый. 2014. № 5-2 (64). С. 11.
10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2014. 624 с.
11. Задорожная Ю.И. Основные теоретические положения реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). С. 205-210.
12. Землянская А.А., Яковлева Л.А. Ролевая игра как источник мотивации дошкольников при обучении английскому языку // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 203-204.
13. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. [Электронный ресурс].
14. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Изд. 2-е, стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2014. 176 с.
15. Малькова Е.В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015...32