Использование текстовых ресурсов англоязычных веб-сайтов как средства формирования навыков чтения во внеурочной деятельности по английскому языку в морском кадетском корпусе
Введение 4
1. Использование текстовых ресурсов англоязычных веб - сайтов как средства формирования навыков чтения по английскому языку во внеурочной
деятельности 8
1.1. Внеурочная деятельность и ее особенности 8
1.1.1. Целевое назначение основной образовательной программы и миссия
Канского морского кадетского корпуса 11
1.1.2. Целевая направленность внеурочной деятельности в Канском
морском кадетском корпусе 16
1.2. Применение интернет - технологии в обучении английскому
языку 19
1.3. Цели и содержание обучения чтению 23
1.3.1. Виды чтения 27
1.3.2. Критерии отбора текстов 33
Выводы по главе 1 36
2. Проектирование модуля внеурочной деятельности по формированию навыков чтения по английскому языку в морском кадетском корпусе 37
2.1. Проектирование модуля по формированию навыков чтения для курса внеурочной деятельности по английскому языку в Канском морском
кадетском
корпусе 37
2.2. Организация обучения в рамках модуля 40
2.3. Рекомендации для педагогов по проведению модуля 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение А 55
Приложение Б 56
Приложение В 57
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы, вводится новое содержание образования. В концепции «Наша новая школа» отмечается, что основным критерием качественного образования становятся социальные результаты учащегося, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умения проявлять инициативу[13]. Данная мысль прослеживается и в новых Федеральных государственных стандартах для начальной и основной школы, где на первое место выдвигаются не предметные, а личностные и метапредметные результаты [23].
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Канский морской кадетский корпус» (далее - КМКК) реализует образовательную программу основного общего и среднего общего образования. КМКК работает в режиме шестидневной учебной недели. Учебный план данного учреждения отражает специфику образовательной деятельности, его военно-морскую направленность, учитывает основные положения кадетского Устава, включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность ориентирована с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В начале 2016 учебного года в КМКК было проведено анкетирование на предмет выявления образовательного запроса родителей, в результате выявлено, что 35% обучающихся, по мнению родителей, нуждаются в дополнительном курсе английского языка. Так как специфика образовательной деятельности данного учреждения - это военно-морская направленность, то было принято решение о разработке учебных материалов для внеурочных занятий по английскому языку, посвященные данной тематике.
Овладение обучающимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения иностранного языка. На ступени основного общего образования, обучение чтению на английском языке направлено на достижение следующих целей: ориентироваться в иноязычном тексте; читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации [36].
Учитывая специфику учебного заведения, необходимо дополнять материал учебника текстами военно-морской направленности. Самым доступным и современным источником поиска и подбора информации является интернет. Известно, что интернет-ресурсы - одна из возможностей оперативного доступа к актуальным и аутентичным материалам, отсутствующие в школьных учебниках. Стоит отметить, что интернет-ресурсы - это непревзойдённые и неисчерпаемые источники информации, содержащие множество интересных материалов и отвечающие возрастным особенностям и интересам обучающихся...
В наше время особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы разработать модуль учебных материалов по формированию навыков чтения во внеурочной деятельности на основном этапе обучения.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:
- выявлены особенности внеурочной деятельности;
- рассмотрены применения интернет - технологии в обучении английскому языку;
- выявлены цели и содержание обучения чтению;
- разработан модуль учебных материалов для внеурочных занятий по английскому языку;
- составлены рекомендации для педагогов по проведению модуля.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития интересов детей. Данный вид работы по иностранному языку способствует развитию и углублению интереса учащихся к языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня. Для реализации внеурочной деятельности на базе КМКК выбрана оптимизационная модель, которая реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное направление; духовно-нравственное направление; социальное направление; общеинтеллектуальное направление; общекультурное направление.
В области образования интернет - технологии являются одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интернет - ресурсы сегодня позволяют: восполнить дефицит источников учебного материала; развивать навыки и умения информационно - поисковой деятельности; объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки. Однако, информация, представленная в образовательных электронных ресурсах, должна оцениваться исходя из принципов доступности ее представления и необходимости использования на конкретном этапе урока, а также из социальной, практической и личностной значимости для учащихся.
Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения иностранного языка. В обучении чтению выделяют лингвистические и коммуникативные цели. Лингвистические цели направлены на развитие у обучающихся умений рецептивного характера, а коммуникативные цели направлены на развитие умений продуктивного характера. В методике преподавания иностранных языков выделяют более 50 видов и подвидов чтения, но все виды учебного чтения взаимодействуют и дополняют друг друга.
Модуль внеурочной деятельности по английскому языку проектировался согласно примерной программы основного общего образования по английскому языку, с учетом специфики учебного учреждения и возрастных особенностей учащихся 9 класса. Каждое внеурочное занятие по чтению состоит из трех этапов работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Для каждого этапа обучения чтению разработаны упражнения на понимание основного, полного, выборочного содержания.
Для самостоятельной разработки модуля, в работе описаны критерии для отбора материалов из интернет - ресурсов и даны рекомендации по проведению внеурочных занятий. Для успешного проведения внеурочных занятий, рекомендуется внимательно ознакомиться с материалом, подлежащим обучению с тем, чтобы определить: основные этапы обучения чтению; адекватность и неадекватность предложенных упражнений; учесть различные факторы, характеризующие условия обучения, а именно: возрастные особенности обучаемых; индивидуальные особенности обучаемых; отношение учащихся к учебе, к предмету «иностранный язык»; уровень овладения иноязычной культурой; оснащенность учебного процесса; оборудование кабинета, в котором проходит занятие; место занятия в расписании...
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2013. 177 с.
2. Герасимук А.С. Методика преподавания иностранных языков. Английский язык. Профессиональная лексика. Учеб.-метод. пособие: Минск 2014. 179 с.
3. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. Красноярск, 2010. 108 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 22 с.
5. Изотова Н.В. Методы обучения иностранному языку с использованием ИКТ/ Учебно-методический журнал Английский язык в школе. 2014. №1. С. 2-7
6. Инновационные педагогические технологии 2часть: сборник статей Mеждунар. науч. конф./ под ред. Г. Д. Ахметова. Казань, октябрь 2014, 120 с.
7. Инновационные педагогические технологии 3 часть: сборник статей Mеждунар. науч. конф./ под ред. Г. Д. Ахметова. Казань, октябрь 2014, 88 с.
8. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе /- М.: Педагогика, 1981. С. 417-424.
9. Климонтова Н.Т. Система упражнений по формированию культуры работы с текстами. Методические рекомендации для учителей английского языка/ Учебно-методический журнал Английский язык в школе.2015. №4. С. 2¬13
10. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1983. 207 с.
11. Кузьмина Н.В., Инькова Н.А., Зайцева Е.А. Создание Web-сайтов: учебное пособие. Тамбов, 2002. 40 с.
12. Маслыко Е.А. Настольная книга иностранного языка. - Мн.: Высшая школа, 2004. 530 с.
13. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».— М., 2010.
14. Методика обучения иностранными языками в средней школе/Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - Москва: Высшая школа, 1982. 373 с.
15. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology - М.: Дрофа, 2005. 253 с...43