Введение 3
1. История формирования Союзного государства 6
1.1. Экономические и политические предпосылки становления Союзного государства 6
1.2. История формирования союза России и Беларуси 14
2. Современное состояние российско-белорусских отношении в рамках Союзного государства 21
2.1. Военно-политические отношения России и Беларуси 21
2.2. Взаимодействие двух стран в сфере экономики и энергетики 26
2.3. Сотрудничество в сфере науки, культуры и образования 33
2.4. Основные проблемы в процессе сотрудничества 41
Заключение 49
Список используемых источников 52
Исследование российско-белорусских отношении вызывает особый общественный и научный интерес, поскольку сотрудничество с Белоруссией относится к числу наиболее приоритетных направлений российской внешней политики на постсоветском пространстве.
Движение наших стран по пути строительства Союзного государства России и Беларуси, участие в интеграционных процессах и объединениях (как в двустороннем, так и в многостороннем форматах), — все это представляет в историческом контексте качественно новые уровни развития белорусско- российского межгосударственного взаимодействия. Вместе с тем российско- белорусский союз признается одним из наиболее успешных и развитых интеграционных проектов на постсоветском пространстве, «выступающим в качестве своеобразной экспериментальной модели для объединительных процессов» не только среди стран - бывших советских республик, но и на площадке создающихся интеграционных систем на евразийском континенте.
Актуальность темы. Комплексное и многостороннее исследование феномена становления и развития межгосударственных отношений представляется крайне важным в новых исторических условиях. В условиях санкционного и информационного давления со стороны Запада обоим государствам практически навязывается необходимость развития интеграционного объединения. Реализация ранее достигнутых соглашений должна сформировать ядро для углубленного сотрудничества. В дальнейшем вокруг этого ядра может быть создана модель управления будущим макрорегионом, о котором все чаще заявляют представители правительств двух стран. Подобная модель в свою очередь призвана нивелировать влияние коллективного Запада и США, в частности.
Цели и задачи исследования. Цель работы - изучить развитие отношений России и Беларуси в рамках Союзного государства.
Достижение данной цели подразумевает постановку следующих задач:
1. Изучить историю формирования Союзного государства, а именно экономические и политические предпосылки и условия становления.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу образования.
3. Рассмотреть российско-белорусские отношения в сфере политики.
4. Оценить взаимодействие двух стран в экономической области.
5. Исследовать сотрудничество государств в гуманитарных сферах.
6. Определить основные проблемы сотрудничества.
Объектом исследования было выбрано интеграционное объединение Союзное государство.
Предметом исследования является непосредственное взаимодействие двух государств в рамках Союзного государства.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема строительства Союзного Государства России и Белоруссии с момента его создания привлекает к себе внимание научной общественности, прежде всего, в самих странах- участницах интеграционного проекта. На настоящий момент сложилась достаточно обширная историография данного вопроса. Изучением предпосылок объединения двух государств занимались И. Ф. Селиванова, Ю.В. Косов, Н.Б. Пастухова, Ю.А. Дракохруст, сотрудничеством стран в экономической сфере - П.Е. Резкин, В.Н. Шитов, А. Балиев. Развитие современных отношений рассматривали такие авторы, как А.И. Суздальцев, А.В. Тихомиров, Г.А. Рапота, Р.А. Медведев. Также при написании выпускной работы были использованы информационно-новостные источники.
Нормативную базу исследования составили: Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 1995 г., Договор об образовании Сообщества России и Беларуси 1996 г., Договор об образовании Союза России и Беларуси 1997 г., Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России 1998 г., Договор о создании Союзного государства 1998 г. и другие документы.
Структуру курсовой работы составляют введение, два раздела, заключение и список источников. В первом разделе раскрывается исторический аспект взаимодействия России и Беларуси. Во втором разделе рассматриваются роль исследуются актуальные направления сотрудничества в рамках интеграционного объединения.
Союзное государство России и Беларуси уже на протяжении двадцати лет является одним из наиболее прочных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Проведенное исследование позволило нам выделить и рассмотреть основные предпосылки объединения России и Беларуси: взаимосвязанные национальные экономики двух государств; общую внешнеполитическую угрозу на западном направлении; необходимость обеспечения транзита через Беларусь в Европу для России; потребность в российском финансировании со стороны Беларуси для стабилизации внутреннего положения и другие. Обозначенные предпосылки, по нашему мнению, позволили сделать вывод о неизбежности интеграции для обеих стран.
Понимание необходимости развития двусторонней интеграции, поиска модели государственного устройства, обеспечения равенства прав граждан, принятия конкретных правовых шагов в рамках создания Союзного государства вылилось в разработку и поэтапную реализацию проектов по единению двух государств. В 1999 году страны подписали главный учредительный документ - Договор о Союзном государстве. Основной целью создания объединения стало стремление улучшить социально-экономический уровень обоих членов, тем самым поднять уровень жизни граждан. Помимо этого, были регламентированы согласованная внешняя политика, создание единого экономического пространства, а также обеспечение безопасности через гармонизацию военной политики. В дальнейшем нормативно-правовая база была значительно расширена за счет заключения соглашений о сотрудничестве в конкретных сферах, что существенно облегчило задачу интеграции.
Рассматривая современное состояние отношений России и Беларуси в различных областях, необходимо отметить достижение существенных результатов. Такому выводу способствует корреляция регламентированных в документе «Приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы» задач с практическими действиями по их решению.
В военно-политических отношениях Москвы и Минска необходимо отметить достижение важных результатов в сферах унификации законодательств, а также координации действий на международной арене. Так, были приняты Интеграционный декрет и Военная доктрина Союзного государства. Оба документа регламентируют ключевые направления дальнейшего развития объединения, а также прописывают механизмы согласования совместных действий.
Вместе с этим продолжается развиваться экономике -энергетический аспект интеграции. Являясь одной из основных предпосылок, экономический фактор с самого начала формирования Союза стал важной объединяющей деталью двух государств и привлекал особое внимание стран-участниц. Развитие данного направления подтверждается прежде всего статистическими данными: ростом товарооборота, количеством заключенных соглашений на уровне правительств и граждан государств отдельно, количеством совместных предприятий и так далее.
Основным же достижением социального взаимодействия в рамках науки, культуры и образования является ярко выраженная дифференциация отраслей гуманитарного сотрудничества, что значительно упрощает координацию государственных органов в разработке и реализации проектов улучшений. Подписанный в 1998 году Договор о равных правах имеет огромное значение в развитии социальной сферы, делая интеграцию «снизу» возможной. Такое положение способствует постоянному наращиванию межрегиональных контактов между научными, образовательными и другими кругами.
Вместе с этим в ходе исследования были выделены основные проблемы взаимодействия в рамках Союзного государства, которые были обозначены еще в начале формирования объединения. К ним относятся: неограниченная санация Беларуси со стороны Москвы; нарушенный баланс интересов; социально-экономический кризис....
1. Экономика Беларуси : от рынка к плану: [монография]. В 2 томах. Т. 2 / Р. Антчака, М. Гужиьский, П. Козаржевкий; Центр социально-экономических исследований, Институт приватизации и менеджмента. - Варшава : 2002. - 285 с. - ISBN 83-7178-260-8.
2. «Сборочный цех» СССР за 700 миллиардов долларов. // Военно-промышленный курьер: [сайт]. - 2019. - 06 авт. - URL:https://vpk- news.ru/articles/51815(дата обращения: 22.04.2022).
3. Резкин, П. Е. Топливная и нефтехимическая промышленность Республики Беларусь: тенденции и перспективы развития / П. Е. Резкин, Н. А. Хаустович // Экономическая наука сегодня: сборник научных статей. - 2015. - №3. - С. 88 - 98.
4. Селиванова, И. Ф. Экономическая интеграция России и Белоруссии и ее влияние на экономическое развитие Белоруссии / И. Ф. Селиванова // Белоруссия и Россия: Общества и государства / ответственный редактор Д.Е. Фурман. - Москва, 1998. - С. 316-338.
5. Косов, Ю. В. Содружество Независимых Государств: Институты, интеграционные процессы, конфликты и парламентская дипломатия / Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин. — 2-е изд., — М.: Аспект Пресс, 2009. - 296 с.
6. Пастухова, Н.Б. Союз России и Белоруссии: этапы, особенности, перспективы (конституционно-правовой аспект): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Борисовна Надежда Пастухова ; Московский государственный юридический университет. — Москва, 2000. - 177 с.
7. Выступление Алексея Миллера на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности». // Газпром: [сайт]. - 2015. - 13 аир. - URL:https://www.gazprom.ru/press/news/miller-journal/2015/223594/ (дата обращения: 22.04.2022).
8. Станислав Шушкевич: в Беловежской пуще не было ни одного пьяного // delfi: [сайт]. - 2014. - 10 апр. - URL: https://www.delfi.lt/ru/news/live/stanislav-shushkevich-v-belovezhskoj-pusche-ne-bylo-ni-odnogo-pyanogo.d?id=64492286(дата обращения: 23.04.2022).
9. Лукашенко назвал ошибку Белоруссии. // Актуальные комментарии. [сайт]. - 2010. - 15 апр. - URL: https://actualcomment.ru/lukashenko nazval oshibku belorussii.html (дата обращения: 23.04.2022).
10. Егоров, В. Г. Военно-политическая обстановка в Балтийской морской зоне в конце 20 века и её перспективы в 21 веке / В. Г. Егоров // Морская индустрия. — 1999. — №4 - 98 - 108 с.
11. Давыдов, И. П. Интеграция на постсоветском пространстве как внешнеполитический приоритет Союзного государства / И. П. Давыдов // Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства: материалы Международной научно-практической конференции / БЕЛТА. — Минск, 2009. - С. 74-81.
12. Предвыборная борьба позади, впереди борьба за посты. // Коммерсант. [сайт]. - 1994. - 12 июля. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/83492(дата обращения: 25.04.2022).
13. Медведев, Р. А. Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели. / Р. А. Медведев; Лидеры мировой политики. Москва. — 2010. — С. 320.
14. А. Лукашенко: Справедливость — это основа того, что пытаюсь делать. // Tvr. [сайт]. - 2020. 06 авг. - URL: https://www.tvr.by/news/politika/a lukashenko spravedlivost eto osnova togo chto
pytayus delat/ (дата обращения: 26.04.2022).
15. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов. - 2020. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1901167(дата обращения: 26.04.2022)....(67)