ВВЕДЕНИЕ 5
1 Общая характеристика информации с ограниченным доступом 10
1.1 Понятия «информация» в философии и юриспруденции 10
1.2 Понятие и признаки информации с ограниченным доступом 14
1.3 Классификация информации с ограниченным доступом 16
2 Правовой анализ отдельных видов информации с ограниченным
доступом, использующихся в предпринимательской деятельности 24
2.1 Коммерческая тайна: понятие, объем сведений, характерные признаки и
субъекты правоотношений 24
2.2 Банковская тайна: понятие, объем сведений, характерные признаки и
субъекты правоотношений 36
2.3 Налоговая тайна: понятие, объем сведений, характерные признаки и
субъекты правоотношений 45
3 Правовое регулирование доступа к ограниченной информации в
предпринимательской деятельности 52
3.1 Предоставление доступа к сведениям, составляющим коммерческую,
банковскую и налоговую тайны 52
3.2 Практические вопросы реализации защиты в сфере
предпринимательской деятельности 56
3.3 Ответственность за неправомерное разглашение информации с
ограниченным доступом в предпринимательской деятельности 60
4 Статистика нарушений по разглашению коммерческой, банковской и
налоговой тайны 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Актуальность темы исследования. В связи с развитием технологий, в последние двадцать лет, многие жители планеты, в том числе граждане Российской Федерации, стали активно использовать современные технологии в процессе жизнедеятельности. Основным объектом использования информационных технологий, является информация. Развитие предпринимательства, бизнеса, коммерции, банковского дела, торговли в сфере экономики, обязывают государство обеспечить охрану и защиту персональных данных, как обособленной разновидности информации, которая чаще всего может стать объектом преступного умысла, либо иных действий, направленных против его владельца .
В современных условиях, права бизнесменов гарантируются путем обеспечения конфиденциальности, что позволяет им получать прибыль и является основой их деятельности. С тем, чтобы поддержать предпринимательство, законодательство ограничивает доступ к информации и вносит изменения. Государственные программы также устанавливаются для достижения целей, таких как защита частной жизни, личной и семейной тайны, и безопасности информации с ограниченным доступом .
В России для информационной сферы в настоящее время базовым выступает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм.и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) .
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации упоминается, что существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен в результате разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. На уголовно-правовую охрану такого рода информации направлены положения статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), предусматривающей ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайны.
Правовое регулирование информации, содержащей конфиденциальную тайну недостаточно совершенно. С теоретической точки зрения не существует единого подхода к определению подобных понятий, как «информация с ограниченным доступом», «конфиденциальность»,
«обладатель конфиденциальной информации». Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в статье 183 УК РФ далеки от совершенства, что осложняет ее эффективное правоприменение и, в конечном итоге, обеспечение информационной безопасности в экономической сфере. Одной из выявленных проблем в данной статье является то, что, например, в части 1 речь идет об иных незаконных способах собирания сведений, кроме похищения документов, подкупа и угроз, но кроме как в самой статье, больше нигде не даётся конкретного определения иных незаконных способов. Ещё одной проблемой в ст. 183 УК РФ считается то, что в части 4 говорится о тяжких последствиях незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, но и тут нигде не даётся конкретного понятия тяжких последствий в данной ситуации.
Исследователи InfoWatch опубликовали отчет судебной практики по делам, связанным с различным частям статьи 183 УК РФ. С 2019 по 2022 год исследователями были выявлены 188 дел по различным частям статьи 183 УК РФ.
...
Подводя итог проведенной работы, следует отметить, что цель выпускной квалификационной работы по изучению правового аспекта регулирования информации, с ограниченным доступом используемой в предпринимательской деятельности достигнута, а задачи, поставленные перед нами, в ходе работы разрешены, а именно:
1) определены понятие и значение информации с ограниченным доступом, ее признаки и классификация;
2) изучены понятие и значение банковской, налоговой и
коммерческой тайны;
3) определен порядок предоставления доступа к сведениям, составляющим, банковскую, налоговую и коммерческую тайны;
4) рассмотрены практические вопросы реализации защиты в сфере предпринимательской деятельности;
5) предоставлена ответственность за неправомерное разглашение информации с ограниченным доступом в предпринимательской деятельности;
6) - рассмотреть аналитический раздел, связанный с ограниченной информацией в правовом аспекте.
Понятие «информации» является всеобъемлющим и в зависимости от конкретной ситуации и интерпретации может иметь разное значение. В аспекте правового регулирования, отношений, содержащих информационные аспекты, следует прибегать к нормативному толкованию данного термина, так как в национальной правовой системе понятие «информации» имеет правовое закрепление.
Основное значение информации заключается в передачи между субъектами информационного взаимодействия различных сведений, которые могут быть абсолютно любыми. Право на получение информации, обязанности по предоставлению той или иной информации, ограничения оборота какой-либо информации являются определенной формой отношений с конкретными видами информации и в зависимости от требований закона подлежат определенной правовой форме регулирования.
Право на доступ к информации - это право человека на получение публичной и частной информации публичного характера, в рамках требований закона государства.
Действительно, защита информации в предпринимательской деятельности является важным аспектом безопасности экономики современного мира, и проблемы, связанные с ограниченным доступом к информации, могут иметь комплексный характер. Усиление государственного контроля в информационном секторе может оказывать существенное влияние на бизнес-среду и стимулировать некоторых предпринимателей.
В целом, бизнес-среда постоянно меняется, и предприниматели вынуждены адаптироваться к новым условиям. Безопасность и защита информации остаются приоритетами для предпринимателей и правительств, и взаимное сотрудничество в этой области может способствовать решению проблем и созданию благоприятной предпринимательской среды.
Многие предприниматели осознают важность информационной безопасности и внедряют дополнительные механизмы защиты, такие как аутентификация, обучение сотрудников основам информационной безопасности и т.д. Они осознают, что риски, связанные с потерей конфиденциальной информации или нарушением данных клиентов, могут привести к негативным последствиям, включая имиджевые потери и судебные разбирательства.
Кроме того, организации могут принимать меры для внутреннего контроля и мониторинга, чтобы предотвратить несанкционированный доступ и утечку информации. Это может включать установку ограничений на доступ к конфиденциальным данным, применение систем журналирования и аудита, а также проведение регулярных проверок и ревизий для выявления потенциальных нарушений безопасности.
...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. О защите прав человека и основных свобод: Конвенция Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 31. - Ст. 3824.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
7. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от
12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
8. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98- ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
10. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.
11. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. -
1995. - № 33. - Ст. 3349.
12. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
13. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 12.12.2023) // Собрание законодательства РФ. -
1996. - № 6. - Ст. 492.
14. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 04.08.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235.
15. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 13.06.2023) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
...
57 источников