Социальное сопровождение семей находящихся в социально опасном положении
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении... 6
1.1. Понятие и критерии семьи, находящейся в социально опасном
положении 6
1.2. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально
опасном положении 12
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Практическая работа по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. 21
2.1. Изучение потребностей семей, находящихся в социально-опасном
положении в социальном сопровождении 21
2.2. Формы и методы организации социального сопровождения семей,
находящихся в социально опасном положении 24
Выводы по второй главе 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложения 51
Глава I. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении... 6
1.1. Понятие и критерии семьи, находящейся в социально опасном
положении 6
1.2. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально
опасном положении 12
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Практическая работа по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. 21
2.1. Изучение потребностей семей, находящихся в социально-опасном
положении в социальном сопровождении 21
2.2. Формы и методы организации социального сопровождения семей,
находящихся в социально опасном положении 24
Выводы по второй главе 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложения 51
Актуальность.
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Социально-экономическая нестабильность, кризисные процессы, происходящие в современном обществе оказывают влияние на преобразование современной семьи. В новых кризисных условиях семья не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, роста уровня алкоголизма, наркомании, преступности, вследствие чего семья попадает в социально опасное положение.
В современной России число семей, находящихся в социально опасном положении достаточно велико [20]. Социально опасное положение семьи проявляется в жестоком обращении с детьми, ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних и (или) родителей [19]. Рассматриваемые семьи часто не способны самостоятельно найти выход из кризисной ситуации и испытывают острую потребность в помощи государства посредством оказания им социальных услуг специализированными учреждениями, в частности центрами поддержки семьи и детства.
Главная цель таких центров заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода из социально опасной ситуации [17].
Для оказания действенной помощи семье специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как стандартные, так и нестандартные формы работы.
Сложившаяся ситуация требует формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя мероприятия, направленные на создание оптимальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении.
Цель: изучить и экспериментально апробировать социальное
сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении.
Объект: социальное обслуживание населения.
Предмет: процесс социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Методологическими основами исследования являются работы Змановской Е.В., Холостовой Е.И., Фирсова М.В, И.В. Хромовой, А.К. Быкова, Е.Р. Ярской- Смирновой и других.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Описать потребности семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что социальное сопровождение семей, находящейся в социально опасном положении следует организовать с учетом необходимого уровней социального сопровождения, то есть при его разработке и реализации соблюден индивидуальный подход к каждой семье, использованы возможности Семейного клуба.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические (анкетирование); статистические (количественный и качественный анализ данных).
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Минусинский».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников, приложения.
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Социально-экономическая нестабильность, кризисные процессы, происходящие в современном обществе оказывают влияние на преобразование современной семьи. В новых кризисных условиях семья не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, роста уровня алкоголизма, наркомании, преступности, вследствие чего семья попадает в социально опасное положение.
В современной России число семей, находящихся в социально опасном положении достаточно велико [20]. Социально опасное положение семьи проявляется в жестоком обращении с детьми, ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних и (или) родителей [19]. Рассматриваемые семьи часто не способны самостоятельно найти выход из кризисной ситуации и испытывают острую потребность в помощи государства посредством оказания им социальных услуг специализированными учреждениями, в частности центрами поддержки семьи и детства.
Главная цель таких центров заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода из социально опасной ситуации [17].
Для оказания действенной помощи семье специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как стандартные, так и нестандартные формы работы.
Сложившаяся ситуация требует формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя мероприятия, направленные на создание оптимальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении.
Цель: изучить и экспериментально апробировать социальное
сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении.
Объект: социальное обслуживание населения.
Предмет: процесс социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Методологическими основами исследования являются работы Змановской Е.В., Холостовой Е.И., Фирсова М.В, И.В. Хромовой, А.К. Быкова, Е.Р. Ярской- Смирновой и других.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Описать потребности семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что социальное сопровождение семей, находящейся в социально опасном положении следует организовать с учетом необходимого уровней социального сопровождения, то есть при его разработке и реализации соблюден индивидуальный подход к каждой семье, использованы возможности Семейного клуба.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические (анкетирование); статистические (количественный и качественный анализ данных).
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Минусинский».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников, приложения.
В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «социально опасное положение», критерии и основания при определении семей, находящихся в социально опасном положении, проанализировали организацию социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Отсюда следует, что в нормативно-правовом поле пока что отсутствует общее, единое представление о соотношении понятий «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение» и других близких по значению понятий. Из нормативно-правовых документов, следует вывод, что семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, связываются с безнадзорностью, правонарушениями, антиобщественным поведением несовершеннолетних, жестоким обращением к ним со стороны родителей или иных законных представителей.
Законодательно закреплен новый вид социального обслуживания - социальное сопровождение [22]. Согласно Федеральному закону №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в ст. 22, социальное сопровождение - это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.
Основной целью социального сопровождения является повышение качества жизни семей с детьми, уровня их социального обслуживания, оказания медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи в интересах предупреждения неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально опасном положении: адаптационный, базовый (профилактический), кризисный, экстренный.
Нами проведено анкетирование родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский» с целью определения семейных проблем и планирования работы по оказанию адресной помощи по социальному сопровождению. Результаты анкетирования выявили актуальные потребности семей, находящихся в социально-опасном положении в социальном и психолого-педагогическом сопровождении.
Семейные клубы являются специфической реабилитационной средой для семей, находящихся в социально-опасном положении и содействуют
сокращению их числа.
В работу Семейного клуба включено 10 семей, находящихся в социальноопасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский». В нашем исследовании мы подробно остановились на описании опыта социального сопровождения четырех семей.
По итогам проделанной работы по социальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, мы достигли следующих результатов: первоначально зафиксированы необходимые уровни социального сопровождения семей (экстренный уровень - 2, кризисный уровень - 3 , базовый уровень - 4, адаптационный уровень - 1); по завершению работы с семьями - (экстренный уровень - 0, кризисный уровень - 2 , базовый уровень - 6,
адаптационный уровень - 4).
В ходе исследования мы выявили, что применяемые нами формы и методы социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят адресный характер, мотивируют семьи на самопомощь и саморазвитие посредством реализации собственных возможностей и ресурсов социального окружения. Что обусловлено основными потребностями семей. При 45
этом, как показало исследование, включение семей в деятельность Семейного клуба является продуктивным. Следовательно, наш опыт работы будет полезным для специалистов социальной сферы при организации социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении.
Отсюда следует, что в нормативно-правовом поле пока что отсутствует общее, единое представление о соотношении понятий «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение» и других близких по значению понятий. Из нормативно-правовых документов, следует вывод, что семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, связываются с безнадзорностью, правонарушениями, антиобщественным поведением несовершеннолетних, жестоким обращением к ним со стороны родителей или иных законных представителей.
Законодательно закреплен новый вид социального обслуживания - социальное сопровождение [22]. Согласно Федеральному закону №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в ст. 22, социальное сопровождение - это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.
Основной целью социального сопровождения является повышение качества жизни семей с детьми, уровня их социального обслуживания, оказания медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи в интересах предупреждения неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально опасном положении: адаптационный, базовый (профилактический), кризисный, экстренный.
Нами проведено анкетирование родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский» с целью определения семейных проблем и планирования работы по оказанию адресной помощи по социальному сопровождению. Результаты анкетирования выявили актуальные потребности семей, находящихся в социально-опасном положении в социальном и психолого-педагогическом сопровождении.
Семейные клубы являются специфической реабилитационной средой для семей, находящихся в социально-опасном положении и содействуют
сокращению их числа.
В работу Семейного клуба включено 10 семей, находящихся в социальноопасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский». В нашем исследовании мы подробно остановились на описании опыта социального сопровождения четырех семей.
По итогам проделанной работы по социальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, мы достигли следующих результатов: первоначально зафиксированы необходимые уровни социального сопровождения семей (экстренный уровень - 2, кризисный уровень - 3 , базовый уровень - 4, адаптационный уровень - 1); по завершению работы с семьями - (экстренный уровень - 0, кризисный уровень - 2 , базовый уровень - 6,
адаптационный уровень - 4).
В ходе исследования мы выявили, что применяемые нами формы и методы социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят адресный характер, мотивируют семьи на самопомощь и саморазвитие посредством реализации собственных возможностей и ресурсов социального окружения. Что обусловлено основными потребностями семей. При 45
этом, как показало исследование, включение семей в деятельность Семейного клуба является продуктивным. Следовательно, наш опыт работы будет полезным для специалистов социальной сферы при организации социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в социально-опасном положении, в учреждении социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Использование технологии «Куратор случая» в работе с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально опасном положении (по результатам методики «Оценка уровня функционирования семьи» по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально-опасном положении (по результатам опроса специалистов, работающих по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация семей, находящихся в социально опасном положении (по результатам опроса получателей услуг по программе «Точка опоры» КГБУСО «Краевой кризисный центр для мужчин»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся
в социально опасном положении (по материалам
социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита семей, находящихся в социально опасном положении (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024





