Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении... 6
1.1. Понятие и критерии семьи, находящейся в социально опасном
положении 6
1.2. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально
опасном положении 12
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Практическая работа по организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. 21
2.1. Изучение потребностей семей, находящихся в социально-опасном
положении в социальном сопровождении 21
2.2. Формы и методы организации социального сопровождения семей,
находящихся в социально опасном положении 24
Выводы по второй главе 41
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложения 51
Актуальность.
Семья является одним из главных объектов социальной работы.
Социально-экономическая нестабильность, кризисные процессы, происходящие в современном обществе оказывают влияние на преобразование современной семьи. В новых кризисных условиях семья не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, роста уровня алкоголизма, наркомании, преступности, вследствие чего семья попадает в социально опасное положение.
В современной России число семей, находящихся в социально опасном положении достаточно велико [20]. Социально опасное положение семьи проявляется в жестоком обращении с детьми, ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних и (или) родителей [19]. Рассматриваемые семьи часто не способны самостоятельно найти выход из кризисной ситуации и испытывают острую потребность в помощи государства посредством оказания им социальных услуг специализированными учреждениями, в частности центрами поддержки семьи и детства.
Главная цель таких центров заключается в том, чтобы обеспечить помощь семьям, давая возможность осознать существующие проблемы и начать процесс планомерного выхода из социально опасной ситуации [17].
Для оказания действенной помощи семье специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как стандартные, так и нестандартные формы работы.
Сложившаяся ситуация требует формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя мероприятия, направленные на создание оптимальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении.
Цель: изучить и экспериментально апробировать социальное
сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении.
Объект: социальное обслуживание населения.
Предмет: процесс социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Методологическими основами исследования являются работы Змановской Е.В., Холостовой Е.И., Фирсова М.В, И.В. Хромовой, А.К. Быкова, Е.Р. Ярской- Смирновой и других.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме организации социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Описать потребности семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Изучить и экспериментально проверить организацию социальной социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что социальное сопровождение семей, находящейся в социально опасном положении следует организовать с учетом необходимого уровней социального сопровождения, то есть при его разработке и реализации соблюден индивидуальный подход к каждой семье, использованы возможности Семейного клуба.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования, обобщение, систематизация; эмпирические (анкетирование); статистические (количественный и качественный анализ данных).
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Минусинский».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников, приложения.
В нашем исследовании мы рассмотрели понятие «социально опасное положение», критерии и основания при определении семей, находящихся в социально опасном положении, проанализировали организацию социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении.
Отсюда следует, что в нормативно-правовом поле пока что отсутствует общее, единое представление о соотношении понятий «трудная жизненная ситуация», «социально опасное положение» и других близких по значению понятий. Из нормативно-правовых документов, следует вывод, что семьи, находящиеся в социально опасном положении чаще, связываются с безнадзорностью, правонарушениями, антиобщественным поведением несовершеннолетних, жестоким обращением к ним со стороны родителей или иных законных представителей.
Законодательно закреплен новый вид социального обслуживания - социальное сопровождение [22]. Согласно Федеральному закону №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в ст. 22, социальное сопровождение - это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи гражданину, в том числе родителям, попечителям и иным законным представителям несовершеннолетних детей, не относящихся непосредственно к социальным услугам.
Основной целью социального сопровождения является повышение качества жизни семей с детьми, уровня их социального обслуживания, оказания медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи в интересах предупреждения неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Выделяют несколько уровней социального сопровождения семей в социально опасном положении: адаптационный, базовый (профилактический), кризисный, экстренный.
Нами проведено анкетирование родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский» с целью определения семейных проблем и планирования работы по оказанию адресной помощи по социальному сопровождению. Результаты анкетирования выявили актуальные потребности семей, находящихся в социально-опасном положении в социальном и психолого-педагогическом сопровождении.
Семейные клубы являются специфической реабилитационной средой для семей, находящихся в социально-опасном положении и содействуют
сокращению их числа.
В работу Семейного клуба включено 10 семей, находящихся в социальноопасном положении, состоящих на учете в ГБУ СО «КЦСОН «Минусинский». В нашем исследовании мы подробно остановились на описании опыта социального сопровождения четырех семей.
По итогам проделанной работы по социальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, мы достигли следующих результатов: первоначально зафиксированы необходимые уровни социального сопровождения семей (экстренный уровень - 2, кризисный уровень - 3 , базовый уровень - 4, адаптационный уровень - 1); по завершению работы с семьями - (экстренный уровень - 0, кризисный уровень - 2 , базовый уровень - 6,
адаптационный уровень - 4).
В ходе исследования мы выявили, что применяемые нами формы и методы социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят адресный характер, мотивируют семьи на самопомощь и саморазвитие посредством реализации собственных возможностей и ресурсов социального окружения. Что обусловлено основными потребностями семей. При 45
этом, как показало исследование, включение семей в деятельность Семейного клуба является продуктивным. Следовательно, наш опыт работы будет полезным для специалистов социальной сферы при организации социального обслуживания семей, находящихся в социально опасном положении.
1. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально профилактического подхода / М.В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016. - №1. - С 9-12.
2. Виниченко, Е.А. Реабилитационная работа с семьями в целях профилактики социального сиротства / Е.А. Виниченко // Социальное обслуживание. - 2016. - №6. - С.83 - 89.
3. Волынко, А.В. Система социальной работы с семьями детей, находящимися в социально-опасном положении / А.В. Волынко, С.Д. Матюшкова // Социальное обслуживание. - 2018. - № 2. - С 78-90.
4. Галиева, С.Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в социально-опасном положении: теория и практика опытно экспериментального исследования / С.Ю. Галиева // Вестник ПГГПУ Социологические науки. - 2017. - № 4. - С.136-146. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-pedagogicheskaya- rabota-s-semiey-nahodyascheysya-v-sotsialno-opasnom-polozhenii-teoriya-i-praktika- opytno-eksperimentalnogo (Дата обращения: 12.04.2021).
5. Гиль, С.С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология Z С.С. Гиль, М. С. Мартынова // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 5. - С. 44-51.
6. Грылова, Н.В. Особенности социальной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении / Н.В. Грылова, Н.С. Антонова // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. - 2019. - С.100-103.
7. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицына. - М.: Владос, 2008. - 351 с.
8. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
9. Исаева, И.И. Особенности оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении / И.И. Исаева // Социологические науки. - 2018. - №2. - С.56-70.
10. Константинова, Н.Н. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых
в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение / Н.Н. Константинова, А.В. Котенков // Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2016. - № 2(30). - URL: http://www.m-
economy.ru/art.php?nArtId=2565 (Дата обращения 03.04.2021)
11. Лозовская, Е. Г., Фалеева Ю. В. Технология социальной реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, семейными воспитательными группами / Е.Г. Лозовская, Ю.В. Фалеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Социология и социальные технологии. - 2015. - № 3. - С. 161-165.
12. Лубинец, М.В. Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации / М.В. Лубинец // Вестник образования. 2018. - 1 (54). - С.98-105.
13. Макеева, Т.В., Гурьянчик В.Н. Социальная работа с семьями в социально опасном положении / Т.В. Макеева, В.Н. Гурьянчик // VI Всероссийская научно-практическая конференция: «Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития». - 2019. - 68-73.
14. Мирсагатова, М. Н. Система межведомственного взаимодействия при выявлении детей «группы риска» и реабилитации детей, пострадавших от насилия / М.Н. Мирсагатова // Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей, пострадавших от семейного насилия . - 2016. - № 4. - С.155-172.
15. Неизвестных, А.А. Оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в кризисной ситуации: поиск комплексных решений / А.А. Неизвестных, В.В. Федосеева // Социальное обслуживание. - 2017. - №6. - С.75 - 81....30