Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования когнитивноповеденческой психотерапии в мотивации достижения 9
1.1 Теоретическое исследование мотивационной сферы личности в
отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Развитие мотивации у персонала (процесс развития, классификация,
исследование) 19
1.3 Психологический портрет сотрудников транспортной компании 31
1.4 Метод когнитивно-поведенческойпсихотерапии, как средство
повышения мотивации достижения 40
1.4.1. История появления когнитивно-поведенческой психотерапии 40
1.4.2. Основные стратегии конетивно-поведенческой психотерапии 50
1.4.3. Изучение методик когнитивно-поведенческойтерапии, как средства
мотивации достижения у персонала 58
Глава 2. Экспериментальная оценка влияния методов когнитивноповеденческой психотерапии на качество мотивации достижения и достижение высоких целей у персонала 71
2.1. Методика экспериментального исследования: диагностика мотивации. 71
2.2. Результат констатирующего эксперимента 80
2.3.Определение результативности методов когнитивно-поведенческой психотерапии для мотивации достижения у персонала транспортной компании 86
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии, как метода повышения мотивации достижения у персонала транспортной компании 99
3.1. Научно-методические основы организации процессов развития
мотивации достижения 99
3.2. Результаты экспериментального исследования эффективности
когнитивно-поведенческой психотерапии, как метода повышения мотивации достижения у персонала транспортной компании 107
Заключение 114
Список литературы 116
Приложения 123
Актуальность исследования. Сегодня перед крупными организациями остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в процесс работы. Решение этой проблемы позволит создать комфортные условия для сотрудников организации, повысить эффективность работы, а также гарантировать успешность развития всего предприятия. Все чаще проблема мотивации сотрудников оказывается в центре внимания руководителей и психологов. Организация прибегает к внешним факторам воздействия на сотрудников, таким как материальная и нематериальная мотивация, что не всегда приводит к результату, потому что некоторые мотивационные элементы заключены в непосредственной психики человека и для работы необходим другой подход.
Вследствие многократного увеличения объема транслируемой различными способами информации человек перестает концентрироваться на необходимых мотивационных факторах, его внимание рассевается. И при возникновении ряда неудач у сотрудника формируются негативные искаженные представления о себе, как о специалисте, что несомненно влияет на результат работы.
Сегодня многие компании уже начали работу по организации повышения мотивации в рабочей деятельности, которое заключается в изменении подходов к осуществлению процесса работы, в переходе от авторитарного руководства к системе сотрудничества, к личностному, субъект-субъектному способу взаимодействия его участников, к созданию безопасной и комфортной среды. Это позволит достичь современных требований к личности сотрудника, который должен обладать не только определенными навыками, но и способностью к успешной адаптации в мире с быстро изменяющимися условиями, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию.
Однако в реализации повышения мотивации отмечается следующее:
• недостаточный уровень внедрения современных достижений психологической науки в практику процесса мотивации;
• поверхностный характер диагностики мыслительных стратегий сотрудников, как основы процесса мотивирования;
• слабая детализация средств управления мотивационной деятельностью.
Для создания верных внутренних механизмов мотивации сотрудников в данном исследовании мы воспользуемся методами когнитино- поведенческой психотерапии.
В быстро меняющейся условиях рынка и высокой конкуренции сотрудники чувствуют давление, в следствии чего дискомфорт влияет на результат. Психолог может помочь выявить причину и найти внутренний ресурс, чтобы справится с давлением и разобраться в себе. Исследованием проблемы мотивации достижения занимаются многие зарубежные и отечественные психологи, к примеру Д. Макклелланд и Х. Хекхаузен, чьи работы взяты за основу.
В данном исследовании на примере сотрудников отдела продаж, будет показано, что при высокой ступени результата сотрудник думает, что достигнутого результата недостаточно, и далее не верит в достижение более высоких целей. К тому же психика не всегда выдерживает борьбу с конкурентами и это влияет на результаты работы. Отсюда формируется установка на избегания неудач, чтобы защитить психику от дискомфортного влияния рабочей среды. Для того, чтобы урегулировать дискомфорт надо сформировать установку на достижение успеха и снять установки, возникшие в результате негативного опыта. В связи с этим видно, что материального и нематериального стимулирования недостаточно, чтобы изменить мотивацию достижения и проработать негативные установки. Стандартные мотивационные процедуры не позволяют решить проблему для долгосрочного эффекта и не воздействуют на сотрудника глубинно.
Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть необходимым методом для того, чтобы снять негативные установки, которые мешают достигать результат. Так у сотрудников простимулируются мотивационные процессы и вырастит результат деятельности, так как они справятся с разочарованием в результате не достижении цели.
В исследовании был использована литература таких авторов, как: А. Бек, А. Эллис, М. Мэхони, Д. Мейхенбаум, Р. МакМаллин, С. В. Харитонов, А. Фримен и др.
Обращаясь к методам когнитиво-поведенческой психотерапии мы видим, что рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса и когнитивной психотерапия А. Бека уделяют внимание прошлому опыту, в котором сформировались представления, верования и установки, из-за которых возникли дисфункциональные мысли, они мешают человеку жить полной жизнь, а в нашем случае не обладать низкой мотивацией, а также избегающим поведением. Новизна исследования заключается в том, что техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые ранее использовались на людях страдающих депрессией и другими тревожными расстройствами будут использованы на психически здоровых людях для повышения мотивации.
В исследовании раскрываются ряд методик когнитивно-поведенческой психотерапии благодаря которым корректируются неадаптивных стратегий поведения и мышления. На практике открывается, как когнитивноповеденческая психотерапия влияет на мотивацию достижения у сотрудников отдела продаж. Это позволяет сформулировать объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования, определиться с методами достижения целей и решения задач исследования.
Объект исследования: мотивация достижения у сотрудников отдела продаж.
Предмет исследования: когнитивно-поведенческая психотерапия как метод повышения мотивации достижения у сотрудников отдела продаж.
Цель исследования: выявить и раскрыть особенности когнитивно- поведенческой психотерапии как эффективного метода повышения мотивации достижения.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы исследовать феномен мотивации достижения, раскрыть и выделить критерии мотивации достижения и выявить факторы, влияющие на изменение мотивации достижения.
2. На основе анализа литературы раскрыть особенности когнитивноповеденческой психотерапии как метода повышения мотивации достижения и теоретически обосновать эффективность такого воздействия.
3. Провести экспериментальное исследование, подтверждающее или опровергающее эффективность когнитивно-поведенческой психотерапия оказывает влияние на повышение мотивации достижения у сотрудников транспортно-логистической компании посредством изменения негативных установок.
Гипотеза исследования: мы предположили, что метод когнитивноповеденческой психотерапии является эффективным методом для повышения мотивации достижения и снятия негативных установок у сотрудников отдела продаж.
Методы исследования. Были использованы для достижения исследовательской цели и реализации задач исследования теоретический анализ литературы и методы: тестирование с помощью методики измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан), тест - личностная шкала проявлений тревоги (Д. Тейлор), оценка метапрограмм сотрудников методом интервью, выявление негативных мыслей с помощью ABC-схемы (Р. МакМаллин), анализ единичного случая.
Базой исследования явились транспортная компания, общество с ограниченной ответственностью Деловые Линии.
Этапы исследования.
Первый этап был направлен на выделение основной проблемы исследования. Проводился сравнительный анализ философской, социологической, психологической и методической литературы по проблеме исследования. Определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, разрабатывалась программа исследования. Изучался опыт использования когнитивно-поведенческой психотерапии в процессе мотивации. Создавалась схема комплексного использования техник, как средства повышения мотивации. Разрабатывалась методика проведения экспериментального исследования, выполнялась подготовка и апробация диагностического комплекса,
проводился констатирующий этап экспериментальных исследований.
Второй этап включал проведение формирующего эксперимента, диагностических процедур, обобщение результатов эксперимента.
Третий этап состоял из интерпретации результатов констатирующего и формирующего экспериментов, написания текста диссертации, определения дальнейших перспектив научного исследования.
Выборка для исследования. Выборку для исследования составили:
• для изучения особенностей мотивации достижения у сотрудников
транспортно-логистической компании - 20 человек. 12 - операторов
информационной базы, и 8 сотрудников отдела продаж.
• для экспериментального исследования эффективности когнитивноповеденческой психотерапии использовался один испытуемый - сотрудник отдела продаж с вывяленной низкой мотивацией достижения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены критерии и методы исследования мотивации, а также факторы, влияющие на изменение мотивации достижения. Систематизированы представления о мотивации достижения у сотрудников организации.
2. Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии как метода повышения мотивации достижения у сотрудников организации.
3. Для проверки эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии как метода повышения мотивации достижения использован метод анализа единичного случая.
Практическая значимость результатов исследования:
1. Благодаря выявленным особенностям мотивации достижения, критериям и факторам, влияющим на изменение мотивации достижения появляется возможность осуществлять целенаправленное психологическое воздействие с целью позитивного изменения.
2. Когнитивно-поведенческая психотерапия может быть использована для выявления и изменения дезадаптивных мыслей, мешающих реализации поставленных целей.
3. Особенности когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать основой для дальнейших исследований оказания психологической помощи.
4. Материалы диссертации могут быть использованы при учебной подготовке специалистов-психологов, обучающихся по специализациям «Психологическое консультирование».
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследования особенностей мотивации достижения дают возможность определить критерии и факторы влияющие на изменение мотивации достижения, что позволяет исследователю изучать успехи и неудачи в деятельности сотрудников, а также разрабатывать средства психологического воздействия.
2. Эффективным средством психологической помощи является когнитивно-поведенческая психотерапия, которая помогает изменить у них дезадаптивные мысли, мешающих реализации поставленных целей.
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи со связью мотивации достижения и результатами работы, особенно касающиеся таких специалистов, как менеджеры по продажам. Мотивация на избегание неудач влияет на эмоциональный настрой сотрудника, его поведение и результаты работы. Под мотивацией достижения в работе понимается - устойчивое состояние личности, обычно свойственное этапу реализации индивидуальных возможностей. Его характеризует наиболее
полное совпадение потребностей и способностей достичь самых высоких результатов.
Деятельность сотрудника организации, в частности сотрудника отдела характеризуется позиция с установками на ориентацию на успех, активный способ реагирования, внутренний источник ответственности и
ориентация на результат.
Наибольшее число предпосылок связанных с низкой мотивацией достижения связано с тем, что когда человека подстерегает серия неудач, у него возникают мотивы опасения и сомнения. При частом повторении таких ситуаций формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности. Уровень притязаний формируется посредством различных источников, в том числе личных достижений и неудач, наблюдения за успехами и провалами тех, кого считают равными себе, а также вербальных установок.
В соответствии с целями и задачами дипломной работы была выдвинута гипотеза, подтвердившаяся в ходе исследования то, что когнитивно-поведенческая психотерапия является эффективным методом снятия негативных установок для повышения мотивации достижения.
В исследовании использовались следующие методы сбора информации:
1. Измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан).
2. Оценка метапрограмм сотрудников методом интервью.
3. Личностная шкала проявлений тревоги (Д. Тейлор).
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами влияющими на низкую мотивацию достижения и превалирующую мотивацию по избеганию неудач: очень высокий или высокий уровень тревожности, установки по
метапрограммам с рефлексивным способом реагирования, внешним источником ответственности и с ориентацией на процесс деятельности. Также для подтверждения связи данных особенностей с низкой 115
мотивацией достижения был проведен тест измерение мотивации достижения, А. Мехрабиана, который также показал низкие показатели.
В этой связи в целях повышения мотивации достижения и снижения мотивации по избеганию неудач особую актуальность приобретает когнитивно-поведенченская психотерапия, которая показана в исследовании на анализе единичного случая с сотрудником отдела продаж. Данный сотрудник изменил негативные установки, снизил тревожность и тем самым повысил мотивацию достижения. Решение психологических проблем сотрудников в организации, в рамках их запросов и добровольного характера может служить одним из важных аспектов стратегии повышения производительности труда, улучшению психологического климата в коллективе и способствовать личностному развитию специалистов.
1. Александров А.А. Интегративная психотерапия. - СПб.: Питер, 2009. - 347 с.
2. Бек А. Когнитивные профили // Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека и А. Фримена.—СПб.: Питер.— 2002.—С.71-92.
3. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство.—М.:
Вильяме.—2006.—400 с.
4. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии, СПб.: Питер, 2003.
5. Буизман В. Когнитивно-поведенческие вмешательства в терапии зависимостиот психоактивных веществ / Руководство по проведению тренингов. М.: УНП ООН, 2007. 57 с. Дж.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика СПб., 2000;
7. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е., «Психотерапия»», Изд-во «Питер», 2007 г.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Спб.: Питер, 2001;
9. Бусыгина статус методологии исследования случаев // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - №1. - С. 9-34.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990;
11. Гаранян Н.Г. Практические когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1996. - №3. - С. 29-47.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.
13. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001.
14. Гордиенко В.А. Подходы к дискурсивному анализу психотерапевтической ситуации/ Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. , . - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. - С. 339-352.
15. Зобнина Людмила Яковлевна Исследование мотивации
достижения// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2 -1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-motivatsii-dostizheniya (дата
обращения: 06.05.2018)....73