Эволюция школьного учебника истории в СССР / России в 1930-е - начале 2000-х гг.
|
Введение 3
Глава 1.Становление и поиск путей развития школьных учебных пособий по истории в СССР в 1930-е - 1990-е годы 11
§1.Деятельность партийно-политического руководства СССР в деле создания новой исторической концепции в рамках школьного учебника. Разработка первых стабильных учебников по отечественной истории в 1930-е гг. 11
§2.Учебные пособия по истории в послевоенный период 22
§3.Создание учебника нового типа в 60-е гг. Новые модели учебных книг по истории в 70-80 е гг. XX века 39
Глава 2. Учебные пособия по истории на современном этапе развития
России 49
§1.Концепция учебников «нового поколения» 49
§2.Современные технологии в работе с учебной литературой по истории в рамках реализации ФГОСа 68§3. Методические рекомендации по работе с учебником «нового поколения»: опыт преподавательской деятельности по учебнику Данилова
А.А. « История России» 7 класс 72
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 87
Приложение 1 92
Приложение 2 93
Приложение 3 94
Приложение 4 95
Приложение 5 96
Приложение 6 97
Приложение 7 98
Приложение 8 99
Глава 1.Становление и поиск путей развития школьных учебных пособий по истории в СССР в 1930-е - 1990-е годы 11
§1.Деятельность партийно-политического руководства СССР в деле создания новой исторической концепции в рамках школьного учебника. Разработка первых стабильных учебников по отечественной истории в 1930-е гг. 11
§2.Учебные пособия по истории в послевоенный период 22
§3.Создание учебника нового типа в 60-е гг. Новые модели учебных книг по истории в 70-80 е гг. XX века 39
Глава 2. Учебные пособия по истории на современном этапе развития
России 49
§1.Концепция учебников «нового поколения» 49
§2.Современные технологии в работе с учебной литературой по истории в рамках реализации ФГОСа 68§3. Методические рекомендации по работе с учебником «нового поколения»: опыт преподавательской деятельности по учебнику Данилова
А.А. « История России» 7 класс 72
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 87
Приложение 1 92
Приложение 2 93
Приложение 3 94
Приложение 4 95
Приложение 5 96
Приложение 6 97
Приложение 7 98
Приложение 8 99
Актуальность темы исследования. Необходимость
модернизации школьного исторического образования в контексте общих процессов развития школьного образования в рамках требований ФГОС, обусловленная целостной группой факторов: общественно-политических, социально-экономических и педагогических актуализировали проблему совершенствования учебной литературы по истории для школьников.
Школьные учебники истории отразили весь комплекс проблем, связанных со сложностью, противоречивостью, неоднозначностью реформирования школьной системы исторического образования, подразумевающего трансформацию его теоретико-методологических основ.
С момента своего возникновения в XVIII в. учебники рассматривались как носители основного учебного содержания по истории. Взгляды: на учебник пересматривались в процессе изменений целей, содержания и методов обучения. К концу советского периода учебник рассматривался уже не только как носитель учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и во внеурочной работе по предмету.
В одной из новейших дидактических работ отмечается, что «тщательный анализ школьного учебника воспроизводит представления о времени, пространстве и силах, которые общество желает исподволь внушить ученикам, позволяет ухватить социальные и политические параметры каждого данного общества, его социальные и культурные представления, тревоги и заботы» .
Данное суждение опирается на понимание того факта, что выявить закономерности развития школьного учебника истории возможно лишь при анализе более или менее длительных периодов эволюции учебной литературы.
Изучение развитие школьного учебника истории дает важный и многообразный материал, который может быть использован при создании современных учебных пособий, что и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является школьное историческое образование, рассмотренное через призму школьных учебников истории в 1930-е гг.-2000-е годы СССР / России.
Предмет исследования - взаимосвязь деятельности дидактов, методистов, историков и партийно-государственных органов власти в процессе создания школьных учебников истории как одного из главных средств обучения и воспитания молодежи в системе школьного образования.
Степень изученности проблемы: характеризуя историографический аспект исследования, мы придерживаемся периодизации развития исторического образования. Мы выделили четыре основных этапа развития историографии по проблеме исследования:
1) 1930- 50-е годы;
2) 1960-е годы;
3) 1970-1980-е годы;
4) 1990-2000-е годы.
В 30 - 50-е гг. к данной проблеме обращались Андриевская Н.В., Вернадский В.Н., Зиновьев М.А., Ефимов A.B., Карцов В.Г., Никифоров Д.Н., Стражев А.И., Фохт A.B. и др. ученые. Они рассматривали наиболее важные вопросы образования тех лет: освещение и периодизация исторического процесса с позиции марксизма-ленинизма, поиск эффективного решения задач формирования знаний на основе коммунистического воспитания учащихся.
В литературе 1930-1940-е гг., было обосновано утверждение о том, что требования И.В. Сталина к учебникам отечественной истории оградило исторические знания от вредных взглядов «школы М.Н. Покровского», тормозивших ее динамичное развитие.
...
модернизации школьного исторического образования в контексте общих процессов развития школьного образования в рамках требований ФГОС, обусловленная целостной группой факторов: общественно-политических, социально-экономических и педагогических актуализировали проблему совершенствования учебной литературы по истории для школьников.
Школьные учебники истории отразили весь комплекс проблем, связанных со сложностью, противоречивостью, неоднозначностью реформирования школьной системы исторического образования, подразумевающего трансформацию его теоретико-методологических основ.
С момента своего возникновения в XVIII в. учебники рассматривались как носители основного учебного содержания по истории. Взгляды: на учебник пересматривались в процессе изменений целей, содержания и методов обучения. К концу советского периода учебник рассматривался уже не только как носитель учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и во внеурочной работе по предмету.
В одной из новейших дидактических работ отмечается, что «тщательный анализ школьного учебника воспроизводит представления о времени, пространстве и силах, которые общество желает исподволь внушить ученикам, позволяет ухватить социальные и политические параметры каждого данного общества, его социальные и культурные представления, тревоги и заботы» .
Данное суждение опирается на понимание того факта, что выявить закономерности развития школьного учебника истории возможно лишь при анализе более или менее длительных периодов эволюции учебной литературы.
Изучение развитие школьного учебника истории дает важный и многообразный материал, который может быть использован при создании современных учебных пособий, что и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является школьное историческое образование, рассмотренное через призму школьных учебников истории в 1930-е гг.-2000-е годы СССР / России.
Предмет исследования - взаимосвязь деятельности дидактов, методистов, историков и партийно-государственных органов власти в процессе создания школьных учебников истории как одного из главных средств обучения и воспитания молодежи в системе школьного образования.
Степень изученности проблемы: характеризуя историографический аспект исследования, мы придерживаемся периодизации развития исторического образования. Мы выделили четыре основных этапа развития историографии по проблеме исследования:
1) 1930- 50-е годы;
2) 1960-е годы;
3) 1970-1980-е годы;
4) 1990-2000-е годы.
В 30 - 50-е гг. к данной проблеме обращались Андриевская Н.В., Вернадский В.Н., Зиновьев М.А., Ефимов A.B., Карцов В.Г., Никифоров Д.Н., Стражев А.И., Фохт A.B. и др. ученые. Они рассматривали наиболее важные вопросы образования тех лет: освещение и периодизация исторического процесса с позиции марксизма-ленинизма, поиск эффективного решения задач формирования знаний на основе коммунистического воспитания учащихся.
В литературе 1930-1940-е гг., было обосновано утверждение о том, что требования И.В. Сталина к учебникам отечественной истории оградило исторические знания от вредных взглядов «школы М.Н. Покровского», тормозивших ее динамичное развитие.
...
Реформирование образования в России происходит в сложных условиях. Сложные процессы происходят и в самом обществе, которое испытывает множественные изменения и можно с уверенностью сказать кризис.
Реформирование в частности исторического образования совпадает с переломным моментом политического развития нашей страны. Происходит смена ориентиров движения страны, изменение целей и задач общественного развития. В таких условиях историческая наука всегда отражает данные перемены в обществе.
В прошедшем веке у нашего государства была выработана официальная идеология, а в настоящее время общество еще не могло выработать такую концепцию. В такой плоскости ученые не могут выработать единую методологическую концепцию исторического образования. Параллельно школа не может ждать, пока методисты ее разработают. Необходимо создавать основные направления развития школьного исторического образования.
Особую актуальность приобретает создание основных средств обучения, в частности учебника истории как связующее звено исторического образования.
С целью решения последней проблемы мы осуществили анализ развития школьного учебника истории на протяжении последних 80 лет.
Исследование школьных учебников позволило рассмотреть основные направления науки, смены концепций построения пособий, а также выявление тенденций дальнейшего развития учебников и пути их возможного совершенствования. С момента возникновения учебники рассматривались как носители основного учебного содержания по истории. Взгляды на учебник пересматривались в процессе изменения целей, содержания и методов обучения. К концу советского периода учебник рассматривался не только как учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и внеурочной деятельности по истории.
Одним из результатов исследования является выявление факторов, влияющих на изменение концептуальных представлений.
Одним из факторов, влияющих на развитие образования и создание учебных книг, была политика государства. Оно определяло характер и задачи исторического образования.
Задачей любого государства является воспитание личности, которая отвечает меняющимся потребностям общества и его государственной политики. Поэтому история и учебник на уроках выступают как основополагающие субъекты в формировании личности.
За исследуемый период в школе сменилось несколько поколений учебников, которым мы дали оценку в нашей работе.
В 30-е годы было принято решение о введение самостоятельного курса истории в школе. Данная реформа положила начало к созданию новых программ и созданию новых школьных учебников по истории. В 1930 - х гг. советская школа в преподавании истории вернулась к применению учебников, отказавшись от рабочих книг 1920 - х гг., критикуя методику самостоятельного исследования источника без достаточных знаний исторического курса. Но в отличии дореволюционной традиции, создание учебников истории было взято под жесткий партийно-государственный контроль.
Нормализации преподавания истории и налаживание работы по политическому воспитанию способствовало издание учебника А. В. Шестакова «Краткий курс истории СССР». Основной задачей учебника ставилась передача фактического материла, а обучение истории сводилось к заучиванию текста и его дальнейшему пересказу. Функция учебника заключалась в передаче информации об основных событиях нашей страны без особых средств по закреплению и усвоению изучению материала.
Таким образом, к концу 30-х годов обучение истории в школе представляло собой устойчивую систему исторического образования. В 40-е годы произошло появление стабильных программ и учебников, которые соответствовали постулатам социалистического образования и воспитания.
В послевоенный период в свет вышел учебник по истории СССР в 3-х частях под редакцией Панкратовой А.М., «История древнего мира» Коровкина Ф.П., «История средних веков» Агибаловой Е.В. Донского Г.М.
...
Реформирование в частности исторического образования совпадает с переломным моментом политического развития нашей страны. Происходит смена ориентиров движения страны, изменение целей и задач общественного развития. В таких условиях историческая наука всегда отражает данные перемены в обществе.
В прошедшем веке у нашего государства была выработана официальная идеология, а в настоящее время общество еще не могло выработать такую концепцию. В такой плоскости ученые не могут выработать единую методологическую концепцию исторического образования. Параллельно школа не может ждать, пока методисты ее разработают. Необходимо создавать основные направления развития школьного исторического образования.
Особую актуальность приобретает создание основных средств обучения, в частности учебника истории как связующее звено исторического образования.
С целью решения последней проблемы мы осуществили анализ развития школьного учебника истории на протяжении последних 80 лет.
Исследование школьных учебников позволило рассмотреть основные направления науки, смены концепций построения пособий, а также выявление тенденций дальнейшего развития учебников и пути их возможного совершенствования. С момента возникновения учебники рассматривались как носители основного учебного содержания по истории. Взгляды на учебник пересматривались в процессе изменения целей, содержания и методов обучения. К концу советского периода учебник рассматривался не только как учебного содержания, но и как средство для организации деятельности учеников на уроке и внеурочной деятельности по истории.
Одним из результатов исследования является выявление факторов, влияющих на изменение концептуальных представлений.
Одним из факторов, влияющих на развитие образования и создание учебных книг, была политика государства. Оно определяло характер и задачи исторического образования.
Задачей любого государства является воспитание личности, которая отвечает меняющимся потребностям общества и его государственной политики. Поэтому история и учебник на уроках выступают как основополагающие субъекты в формировании личности.
За исследуемый период в школе сменилось несколько поколений учебников, которым мы дали оценку в нашей работе.
В 30-е годы было принято решение о введение самостоятельного курса истории в школе. Данная реформа положила начало к созданию новых программ и созданию новых школьных учебников по истории. В 1930 - х гг. советская школа в преподавании истории вернулась к применению учебников, отказавшись от рабочих книг 1920 - х гг., критикуя методику самостоятельного исследования источника без достаточных знаний исторического курса. Но в отличии дореволюционной традиции, создание учебников истории было взято под жесткий партийно-государственный контроль.
Нормализации преподавания истории и налаживание работы по политическому воспитанию способствовало издание учебника А. В. Шестакова «Краткий курс истории СССР». Основной задачей учебника ставилась передача фактического материла, а обучение истории сводилось к заучиванию текста и его дальнейшему пересказу. Функция учебника заключалась в передаче информации об основных событиях нашей страны без особых средств по закреплению и усвоению изучению материала.
Таким образом, к концу 30-х годов обучение истории в школе представляло собой устойчивую систему исторического образования. В 40-е годы произошло появление стабильных программ и учебников, которые соответствовали постулатам социалистического образования и воспитания.
В послевоенный период в свет вышел учебник по истории СССР в 3-х частях под редакцией Панкратовой А.М., «История древнего мира» Коровкина Ф.П., «История средних веков» Агибаловой Е.В. Донского Г.М.
...
Подобные работы
- ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ 1995 - 2015 ГГ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - Особенности советской пропаганды 1920-1930-х гг. и ее освещение школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Эволюция политической системы СССР (вторая половина 1980-х начало 1990-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Исторический опыт парламентаризма в России в начале XX-го века и его отражение в вузовской и школьной литературе.
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Исторический опыт парламентаризма в России в начале XX-го века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Культурные достижения ТАССР в 20-40-е гг. XX в.: разработка урока
истории в школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Музей как компонент образовательно-досуговой культуры советских школьников по материалам журнала «Советский музей» (1931-1940 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





