Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности адаптации студентов к обучению в вузе

Работа №16958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 6
1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса 12
1.3 Психологическая характеристика студенческого возраста 15
1.4 Особенности адаптации студентов первокурсников к вузе 19
Выводы по I главе 23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ КЫЗЫЛСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА 26
2.1 Анализ и интерпретация результатов 26
2.2 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе 27
2.3 Практические рекомендации 31
Выводы по II главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38


Актуальность исследования. Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации.от успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой.отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и институте.одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения.
Сама по себе адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Многочисленными исследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации.
Объект исследования: адаптация студентов.
Предмет исследования: адаптация студентов-первокурсников к условиям высшего учебного заведения.
Цель работы:выявление особенностей адаптации студентов первого курса.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать понятия адаптации и адаптивности.
2. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников.
3. Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов- первокурсников.
Гипотеза:мы предполагаем, что на успешность адаптации студентов- первокурсников влияют следующие факторы социологический, психологический и педагогический.
Теоретико-методологическая основа исследования: предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, психологии, педагогики. Студенческая молодежь рассматривается не только как объект воспитания и субъект социально-культурной деятельности, но и как важнейший ресурс развития общества. Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе .В.Н. Грибов, о.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др., например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин. однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.
Практическая значимость исследования:результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами-практикантами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
База исследования: Кызылский педагогический институт, направление подготовки (Начальное образование 1 курс, психология 1 курс).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация студентов к обучению в вузе - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления, обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально¬коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза.
При этом процесс адаптации носит интерактивный характер: образовательная среда вуза воздействует на обучающегося, а обучающийся активно воздействует на среду, определенным образом преобразуя ее. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.
Механизмы адаптации, обеспечивающие успешное вхождение студента в образовательную среду, заключаются в педагогическом сопровождении, когда в процессе адаптации, с одной стороны, создаются условия для усвоения обучающимися норм и способов учебно-познавательной деятельности, с другой - осуществляется изменение, преобразование образовательной среды в соответствии с потребностями, возможностями, личностными особенностями студента.
Механизмы действуют на разных уровнях, таких как когнитивный, мотивационно-волевой, социально-коммуникативный, обеспечивая формирование и развитие связей соответствующего типа. Педагогическое сопровождение организуется с позиций личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, что позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы сложных по составу (с точки зрения адаптации) групп студентов и обеспечить необратимость процесса адаптации.
Ведущая роль в процессе адаптации отводится учебной деятельности (в отличие от сложившихся представлений о возможности адаптации первокурсников путем широкого вовлечения их вовне учебную деятельность). Формирование обще учебных умений и навыков, развитие креативных, дивергентных, логических качеств мышления осуществляется в процессе изучения базовых дисциплин.
Адаптация - процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.



1. Авдиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Г. Ю. Авдиенко Вестник психотерапии. - 2оо7. - № 24. - С. 8-14.
2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2оо8. - 134 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2оо3. - 363 с.
4. Антипова,Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Л.А.Антипова. Казанский педагогический журнал. - 2оо8. - № 2. - С. 52-56.
5. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // А. А.АрхиповаПедагогические науки. - 2оо7. - № 3. - С. 117-11^7^.
6. Баданина, Л.П. Анализ современных подходов к организации
психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу //Л. П. Баданина. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2оо9. - № 83. - С. 99-1 о8.
7. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе //А. А.Виноградова. образование и наука. Известия Уральскогоотделения Российской академии образования. - 2оо8. - № 3. - С. 37-48.
8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин. // http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/
9. Гончикова,о.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе //о.Н.Гончикова. Вестник Бурятского государственного университета. - 2оо8. - № 5. - С. 69-73.
10. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2оо7. - 811 с.
11. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе //А.А.Извольская. Молодой ученый. - 2о1о. - № 6. - С. 327-329.
12. Колмогорова, Л.А. особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения //Л. А. Колмогорова. Мир науки, культуры, образования. -2оо8. - № 4. - С. 1 оо-1 оЗ.
13. Костенко, С.С. К вопросу овнутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // С.С. Костенко.Высшееобразование сегодня. - 2оо8. - № 8. - С. 36-38.
14. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // http://www.piter-press.ru/attachment.
15. Логинова, М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе //М.В.Логинова. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2оо9. - № 6. - С. 77-8о.
16. осадчая, Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени
эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу //Е. А. осадчая. Ученые записки орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. -2оо9. - № 4. - С. 4о-49.
17. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза //Т.И. Попова, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2оо7. - № 2-2. - С. 53-57.
18. Седин, В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты //В.И.Седин,Е.В.Леонова. Высшее образование в России. - 2оо9. - № 7. - С. 83-89.
19. Смирнов, А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе //А.А.Смирнов. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2оо8. - № 6. - С. 53-58.
20. Соловьев, A. А., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации //А. А.Соловьев. Высшее образование в России. - 2оо7. - № 4. - С. 54-56.
21. Стамова, Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов //Л.Г.Стамова. Культура физическая и здоровье. - 2оо9. - № 3. - С. 15-17.
22. Томкив, Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента //Е.Л.Томкив. Современные гуманитарные исследования. - 2оо8. - № 4. - С. 185-187.
23. Федотова, Л.А. о взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе //Л.А.Федотова. Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2оо8. - № 5. - С. 84-86.
24. Чернова,о.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения //о.В.Чернова,М.В.Сячин.
Вестник Кемеровского государственного университета. - 2оо8. - № 4. - С. 65¬74.
25. Эрдынеева, К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности //К.Г.Эрдынеева ,Р.Э.Попова. Успехи современного естествознания. - 2оо9. - № 1. - С. 64-66.
26. Вяткин, Л. Г., Капичниковао. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодежи//Л. Г.Вяткин,о. Б.Капичникова, А. В. Дружкин.Вып. 3. - Саратов. - 1997. - с. 32.
27. Андреева, Г.М. Психология адаптации. М., 2оо4.-283с.
28. Мельник, С. Н. Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу // С. Н.Мельник.Успехи современного естествознания. 2оо4. -No 7. -С. 71¬72;
29. Толстых, Ю.И. Критерии оценки успешности адаптации студентов -
первокурсников в вузе//Ю.И. Толстых Серия: Гуманитарные науки -2о11.-137 с.
30. Сергеева, С.В., Воскрекасенкоо.А. основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза//С.В.Сергеева,о.А. Воскрекасенко. Серия: Гуманитарные науки 2оо8. -No 3


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ