Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми 10
1.1. Подготовка студентов к социальной работе с одинокими пожилыми
людьми как научно-педагогический феномен 10
1.2. Особенности социальной работы с одинокими пожилыми людьми (с
учетом исследований психологического и эмоционального состояния одиноких пожилых людей) 16
1.3. Организация и содержание социальной работы с одинокими пожилыми
людьми 25
Глава II. Реализация педагогических условий подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми 40
2.1. Обогащение знаний студентов о содержании, методах и технологиях
социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста 40
2.2. Ориентация студентов на рефлексию ценностного содержания их
подготовки к социальной работе с одинокими пожилыми людьми 50
2.3. Включение студентов в деятельность по социальному проектированию
как средства подготовки к работе с одинокими пожилыми людьми 59
Заключение 68
Список литературы 75
Приложение 81
Актуальность исследования. В нормативно - правовых документах Российской Федерации постсоветского периода, в доктрине и программах реформирования национальной системы образования (Федеральном законе «Об образовании», Государственной программе «Развития образования на 2013-2020 гг», Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего образования и т.д.) отображены замыслы и концепция усовершенствования системы профессиональной подготовки будущих работников социальной сферы, в соответствии с новейшими социокультурными условиями, обусловленными общественно-политической обстановкой и запросами социальноэкономического развития нашего общества и государства. При этом основное внимание уделяется обучению и воспитанию специалистов способных квалифицированно и адресно организовывать, реализовывать и регулировать продуктивную социальную защиту и помощь различным категориям нуждающихся граждан, в том числе и одиноким пожилым людям.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес к выявлению, обобщению и описанию педагогических условий эффективной подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности направленной на результативное разрешение социальных проблем одинокого пожилого человека.
Степень изученности проблемы. С общетеоретических позиций объективные предпосылки такой подготовки раскрыты в работах К.А Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Г.В. Осипова, Г.А. Андреева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, которые рассматривали социальную работу в контексте деятельности.
Особенности пожилого возраста и теоретические аспекты профессиональной деятельности специалистов по социальной работе нашли свое отражение в исследованиях М.Д. Александровой, Б.Г. Ананьева, В.М. Васильикова, И.И. Мечникова, Э. Россета, Е.И. Холостовой, Д.Ф. Чеботарева,
A. Т Шаталова, Н.П. Щукиной, В.А. Ядова, Р.С. Яцемирской.
Система профессиональной подготовки студентов к социальной работе в нашей стране изучалась в работах В.А. Адольфа, В.П. Беспалько, В.Г. Бочаровой,
B. М. Букатова, Н.В. Карташева, Н.П. Клушиной, С.Ю. Лачинова, А.Н. Леонтьева, Т.В. Мухаметзяновой, Н.В. Масловой, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластеннна, Б.Ю. Шапиро, Н.Б. Шмелевой и др.
Анализ научной литературы посвященной состоянию теории и практики подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми позволяет выделить ряд противоречий:
• между запросом современного российского сообщества и государства на подготовку будущих профессионалов способных квалифицированно организовывать и реализовывать социальную работу с одинокими пожилыми людьми, и слабо выраженной ориентацией педагогического вуза на её осуществление;
• между возможностями образовательного процесса педагогического вуза в контексте подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий её реализации;
• между потребностью студентов-будущих профессионалов в качественной организации и результативной реализации организационно-педагогических условий процесса подготовки к социальной работе с одинокими пожилыми людьми, и отсутствием описания их осуществления в образовательном процессе вуза.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия
профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к социальной работе с одинокими пожилыми людьми, и конкретизировать тему исследования: «Подготовка студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми».
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе.
Предмет исследования - педагогические условия процесса подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми.
Цель исследования - выявить, обосновать и описать организационнопедагогические условия, обеспечивающие эффективную профессиональную подготовку студентов педагогического вуза к социальной работе с одинокими пожилыми людьми.
Гипотеза исследования: подготовка студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми будет результативной, если:
• на теоретическом уровне выявлена сущность, содержание и особенности подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми, конкретизирован педагогический смысл подготовки студентов к ней в образовательном процессе вуза, обосновано педагогическое обеспечение подготовки студентов к организация и осуществлению социальной работы, разработаны критерии и уровни проявления готовности к социальной работе с одинокими пожилыми людьми;
• на практическом уровне выявлены, обоснованы и описаны организационно-педагогические условия, способствующие качественной подготовке студентов педагогического вуза к социальной работе с одинокими пожилыми людьми: обогащение знаний студентов социальной работе с одинокими гражданами пожилого возраста; ориентация будущих специалистов на рефлексию ценностного содержания подготовки социального работника к работе с одинокими пожилыми людьми; включение студентов в деятельность по социальному проектированию как средства подготовки к работе с одинокими пожилыми людьми.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой диссертационного исследования сформулированы задачи исследования:
1. Выявить и конкретизировать сущность и содержание понятий «профессиональная подготовка студентов» и «социальная работа с одинокими пожилыми людьми» как научно-педагогический феномен;
2. Обосновать особенности социальной работы с одинокими пожилыми людьми с учетом характеристик их психологического и эмоционального состояния;
3. Конкретизировать педагогический смысл организации и содержания подготовки студентов педагогического вуза к социальной работе с одинокими пожилыми людьми;
4. Выявить, обосновать и описать организационно-педагогические условия подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми: обогащение знаний студентов социальной работе с одинокими гражданами пожилого возраста; ориентация будущих специалистов на рефлексию ценностного содержания подготовки социального работника к работе с одинокими пожилыми людьми; включение студентов в деятельность по социальному проектированию как средства подготовки к работе с одинокими пожилыми людьми.
Методологической основой исследования послужили:
• деятельностный подход, обусловливающий активную деятельность как непреложное условие развития и саморазвития личности (А.Г Асмолов, Б.Г. Анаев, М.В. Выготский, П.А Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.);
• аксеологический подход, позволяющий рассматривать подготовку к социальной работе через формирование её ценностного осознания для профессионала (В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.С.Розов, В.А.Сластенин и др.);
• компетентностный подход, определяющий предпосылки профессиональной подготовки (В.А.Адольф, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя и др.)
Теоретическую основу исследования составляют научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, А.М. Панова, Л.В. Топчего, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, а также работы по изучению структуры и особенностей формирования профессиональной подготовки студентов к социальной работе В.Д. Альперовича, В.П. Беспалько, В Г. Бочаровой, М.А. Володькина, А.А. Деркача, В.Д. Роика, Н.Ф. Шахматова.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетный опрос, обработка и интерпретация результатов, систематизация, обобщение данных.
Этапы исследования:
1. Аналитический - произведен теоретический анализ и сделана оценка состояния проблемы, определен методологический аппарат исследования;
2. Экспериментальный - проведено исследование, обработка полученных результатов, сделаны предварительные выводы;
3. Итоговый - систематизация, структуризация и обобщение материала, заключение выводов, оформление текста исследования.
Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• уточнены понимание сущности и содержания понятий «профессиональная подготовка студентов» и «социальная работа с одинокими пожилыми людьми» как научно-педагогический феномен;
• дополнены, обоснованы и систематизированы особенности социальной работы с одинокими пожилыми людьми с учетом характеристик их психологического и эмоционального состояния;
• выявлена совокупность организационно-педагогических условий способствующих качественной подготовке студентов педагогического вуза к социальной работе с одинокими пожилыми людьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том что:
• полученные выводы и результаты могут быть полезны при разработке исследований, рассматривающих социальные условия жизни одинокого пожилого человека, для описание их психоэмоционального состояния;
• рассмотренные в исследовании характеристики, технологии, методы, критерии, условия, показатели и элементы профессиональной подготовки социального работника, могут помочь дополнить теоретико-методологическая основу учебных программ в вузах;
• раскрыта специфика профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе с одинокими пожилыми людьми, включающую в себя педагогическую, психологическую, социальнопрактическую, организационную и информационную деятельности, взаимодополняющие друг друга и имеющие единую целевую и результативную направленность.
Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том что:
• обобщенный и систематизированный опыт социальной работы с одинокими пожилыми людьми и итоги проведенного исследования могут помочь центрам социального обслуживания в работе и их деятельности;
• разработанная модель профессиональной подготовки студентов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми создаст возможность совершенствовать направления структуры и содержания подготовки в высших учебных заведениях;
• приведенные аспекты критерий оценки и показателей готовности студента к социальной работе с одинокими пожилыми людьми, позволят скоординировать образовательную программу и таким образом предоставят возможность для повышения ее эффективности.
Апробация результатов осуществлялась в форме докладов и публичных выступлений. Автор принимал участие в V Национальной научно-практической конференции, «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука» с работой «Технология социально-культурной деятельности с пожилыми людьми как направление подготовки социальных работников»....
Одиночество - сложное психологическое состояние, имеющее несколько видов и типов, требующее более внимательного изучения. Обладая знаниями о типологии одиночества (хроническое, ситуативное и преходящее) можно лучше понять переживания одинокого пожилого человека, узнать природу его психологического состояния и влияние одиночества на него.
Анализ литературы помог установить основные социально
психологические проблемы пожилых людей.
Старость - это возрастной период характеризующейся рядом психологических и экономических проблем. Изменяется социальный статус человека, некоторые прекращают трудовую деятельность, меняется социальное окружение, по причине ухода близких людей, Естественное старение организма влечет за собой обострение хронических заболеваний, ухудшение физического состояния и порой потери способности к самообслуживанию. Пожилые люди начинают чувствовать себя одинокими, не востребованными, ненужными, они становятся физически и материально зависимы. В данной ситуации пожилому человеку нужна помощь, поддержка и участие работников социальных служб. Осуществляя профессиональную деятельность социальный работник должен знать и учитывать истинные причины, повлекшие за собой состояние одиночества, поскольку только так он сможет помочь в решении проблем пожилого человека, используя правильно подобранные инструменты социальной работы.
Одним из основных инструментов социальной работы с одинокими пожилыми людьми, является социальная реабилитация. Данная технология - это совокупность профессиональных, психологических, медицинских, экономических мер, главная цель которых обеспечить достойный уровень жизни в обществе.
Технология социокультурной реабилитации способствует активизации пожилых людей и развитию адаптационного ресурса, благодаря использованию средств музыки и искусства. В центрах социального обслуживания существуют многочисленные клубы по интересам предоставляющие возможности для творческой самореализации, приятного время препровождения. Технология социального туризма помогает пожилому человеку начать активную жизнедеятельность, вырваться из рутины, улучшить свое психологическое и душевное состояния, расширить свой кругозор и изменить отношение к окружающей деятельности. Помимо этого, в центрах социального обслуживания используются методы гарденотерапии, изотерапии, арттерапии, музыкотерапии.
Проведенное исследование психологического и эмоционального состояния одиноких пожилых людей, позволили прийти к следующим выводам: для пожилых людей состояние одиночества является второй наиболее существенной проблемой, после проблем со здоровьем, ее отметили 81 % респондентов, менее важными для них оказались психологические и социальные проблемы. В ситуациях, когда пожилым людям становится очень сложно самостоятельно справляться с возникающими трудностями и проблемами они первоначально обращаются к социальному работнику, а только потом к своим родственникам и соседям. Абсолютно все участники исследования подтвердили, что боятся одиночества. У каждого из этих людей были разные причины одиночества, но в итоге, ключевой проблемой по сути являлся недостаток общения. Также участники исследования отметили, что для активной жизнедеятельности, им необходимо здоровье, физические силы и заботливое внимание со стороны близкого окружения. Подавляющее число участников исследования отметили, что общение с социальным работником, помогает им справляться с состоянием одиночества.
Для того чтобы пожилые люди могли справиться с проблемой одиночества в центре социального обслуживания специалисты проводят колоссальную работу с применением социально-психологических методов, таких как:
• коммуникативные тренинги, позволяющие развивать и формировать навыки общения для пожилых людей;
• психотерапия и психологическая коррекция, позволяющие устранить или смягчить болезненные эффекты длительного состояния одиночества;
- диагностика личности, способная выявить и определить людей с вероятным риском оказаться в состоянии одиночества.
Социально-медицинские методы интегрируют в себя формирование навыков «самосохранительного поведения» и семинары об основах правильного и здорового образа жизни, где происходит обучение пожилых людей самомассажу, контролю за состоянием здоровья, общей физической культуре и обучение родственников уходу за больными.
Результаты проведенного исследования показали, что роль социального работника имеет ключевое значение в разрешениях проблем и трудностей одиноких пожилых людей. Активное участие одиноких пожилых людей в трудовой деятельности и культурно-развлекательных мероприятиях, способствует получению ими морального и духовного удовлетворения, появлению ощущения чувства собственной полезности и нужности, это помогает пожилым преодолевать состояние одиночества. Большую важность для одиноких пожилых людей играет совершаемая специалистами психологическая помощь и происходящее общение во время трудовой деятельности и занятий в кружках и группах. Благодаря творческому и креативному подходу сотрудников центра социального обслуживания к работе отделения, произошло увеличение количества культурно-массовых мероприятий, в которых смогли принять участие большое число пожилых людей.
Рассматривая профессиональную подготовку социальных работников к социальной работе с одинокими пожилыми людьми стало понятно, что, это сложная система, интегрирующая в себя массу элементов, позиций и условий. В рамках вуза это деятельность, требующая осуществления учебного процесса, включающего получение теоретических знаний, формирование у обучающихся способностей к теоретическому мышлению, а также навыков к творческо- личностному уровню реализации практической деятельности в определенной сфере. Важнейшим результатом учебной деятельности является обогащение знаний студентов, через усвоение содержания, методов и технологий профессиональной деятельности, посредством прохождения практики в учреждениях социального обслуживания.
Система профессиональной подготовки студентов высшего учебного заведения направлена на то, чтобы обучающийся являлся субъектом, чья самостоятельная деятельность включала бы саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, без внутренней работы, формирования ценностных установок, педагогический процесс скорее всего будет малоэффективен. Поэтому для педагога крайне важно обеспечить не только формирование профессионального и социального опыта студентов, но и профессиональноличностное развитие.
Основным элементом профессиональной подготовки студентов является формирование коммуникационных навыков, заключающиеся в способности находить подход к каждому пожилому человеку, уметь выслушать его, поддержать и понять его душевные переживания и проблемы. Обладая такими качествами, как милосердие, сострадание, терпимость, отзывчивость, эмпатия, можно построить доверительные отношения с одинокими пожилыми людьми, поскольку в силу разных психологических особенностей у некоторых пожилых людей одиночество способствует апатии и депрессии и приводят к замкнутости.
В процессе профессиональной деятельности социальный работник должен руководствоваться гуманистическими ценностями, основанными на принципах профессионально-этического стандарта, знаниями о геронтологических и психологических особенностей пожилого возраста. Социальный работник должен воспринимать одиноких пожилых людей не только как объект работы, но и как его субъект, таким образом можно активизировать внутренние резервы пожилого человека; вернуть вкус к жизни, мотивацию к решению своих проблем и самостоятельности в анализе своих чувств.
Ещё одним из основных элементов профессиональной подготовки специалиста, является способность погружения в кризисную ситуацию. Здесь немаловажен индивидуальный подход, грамотный порядок действий. Также будет крайне полезен опыт психотерапевтов, активно работающих с пожилыми людьми. Впоследствии, такой опыт можно адаптировать и применять в моментах, касающихся прорабатывания переживаний пожилого человека, его обид и комплексов, ложных установок, чтобы он был готов понимать и анализировать свою проблему.
Рассматривая вопрос о профессиональной подготовке студентов к социальной работе с пожилыми людьми, в частности о требующихся навыках, умениях и компетенциях, базой служили итоговые результаты социальнопсихологического исследования, проведенного психологами из государственного университета Ростова-на-Дону, где опрошенные пожилые люди, подробно и детально ответили на вопрос о том какими именно качествами должен обладать специалист по социальной работе. Это говорит о том что, пожилые люди придают огромное значение личности социального работника, им крайне важно какой именно человек будет с ними взаимодействовать. Итог исследования следующий - граждане пожилого возраста хотят видеть в будущих специалистах по социальной работе людей, способных на такие добродетели как великодушие, понимание, сострадание, пожилые люди подтверждают что они нуждаются в наибольшем внимании, бескорыстной поддержке и милосердной заботе со стороны социального работника.
Итак, профессиональная подготовка будущих специалистов к социальной работе с одинокими пожилыми людьми будет наиболее продуктивна и эффективна, если в рамках образовательного процесса в вузах будут реализовываться психолого-педагогические и организационные условия.
Подготовка студентов по структуре и содержанию должна быть направлены на:
• активное формирование личностно-профессиональных качеств социальных работников;
• развитие способностей применения социально-психологической помощи в соответствии с социально-психологическими проблемами и когнитивными нарушениями пожилых людей;
• овладение диагностическими и критериальными методами подготовки к профессиональной работе.
Психолого-педагогические условия готовности студентов к
профессиональной работе с одинокими пожилыми людьми заключаются в:
• взаимодействии социальных служб и образовательной программы в университете, с целью достижения процесса активного развития личностных и профессиональных качеств;
• соответствии в процессе обучения навыков и компетенций из разных учебных предметов;
• интегрировании федеральных и региональных аспектов, теоретических курсов и производственной практики, способствующих педагогической поддержке профессионального развития и устремлённости интересов социальных работников;
• соблюдении культуры и традиций по отношению к старикам;
• изучении зарубежного и отечественного опыта, способствующие стимулированию самосовершенствования своих навыков и умений.
Критериями оценки и показателями готовности студентов являются следующие аспекты:
• когнитивно-познавательный (социокультурные и профессиональные навыки, взаимодополняемость социокультурных и профессиональных знаний);
• ценностно-мотивационный (внимание к профессионально-направленной деятельности, к освоению технологий социальной работы с одинокими пожилыми людьми);
• деятельностно-организационный (профессионально-ориентированный опыт, развитие способности принимать участие в профессиональнонаправленных типах учебно-теоретических и практических занятий)....
1 Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей и практические рекомендации / под ред. О.Бородкиной - СПб: Скифия, 2005. - 320 с.
2 Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ / В. Д. Альперович. Ростов-н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998. - 104 с.
3 Басов Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т 19. - № 3.- С. 153-156.
4 Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
5 Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы /В. Г. Бочарова. М.: ЭУЯ Аргус, 1994. - 207 с.
6 Бухалова Н.А. Старость в контексте дихотомии одиночество- общность: социально-философские аспекты // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С. 446-449.
7 Вейс Р Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 2009. - 624 с.
8 Володькин М. А. Некоторые аспекты непосредственной социальной работы с пожилыми людьми (на основе зарубежного опыта) / М. А. Володькин // Российский журнал социальной работы. 1998. - № 2 (8). - С. 187-194.
9 Галагузова М. А. Профессиональная подготовка социальных работников / М. А. Галагузова. М., 1994. - 93 с.
10 Гомеш Родригеш М. Социальная работа с пожилыми людьми // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № 5. - С. 322-324.
11 Данилец А.В. Одиночество в современном Мире // Психология и педагогика. - 2010. - № 4. - С.21 - 22.
12 Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационнометодические аспекты деятельности социального работника / Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М.: Ппросвещение, 2010. С. 146-231.
13 Денисов С.Б., Тужилкина Е.Н. Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 8185.
14 Деркач А.А. Акмеология: методология, методы и технологии / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 1998. - 320 с.
15 Дьяченко И.А. Социальные условия проживания как фактор переживания одиночества в пожилом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 161.- С. 274-279...65