Повышение уровня развития выносливости у танцоров 18-28 лет в спортивных танцах на паркете (Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 14 спортсменов-танцоров (18-28 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Анатомо-морфологические и психофизиологические особенности организма человека в возрастном периоде 18-28 лет 6
1.2. Физиологические механизмы развития выносливости 12
1.3. Физическая подготовка спортсмена. Средства для развития выносливости 20
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЙ 29
2.1. Цель и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных 30
2.2.2. Тестирование 30
2.2.3. Анкетирование 31
2.2.4. Методы измерения показателей сердечно-сосудистой системы 32
2.2.5. Педагогическое наблюдение (хронометраж) 34
2.2.6. Педагогический эксперимент 34
2.2.7. Методы математической статистики 39
2.3. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 40
3.1. Анализ значения выносливости для спортсменов в танцах на паркете 40
3.2. Анализ структуры уроков по оздоровительной аэробике и спортивным танцам 41
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 44
ВЫВОДЫ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
В 1998 году Международный Олимпийский Комитет признал бальные танцы на паркете видом спорта. Соответственно данный вид деятельности получил статус спортивных бальных танцев на паркете. В связи с этим, отчасти закончились споры о том, чем являются бальные танцы спортом или искусством.
Современные спортивные танцы на паркете характеризуются быстрым ростом достижений. Это требует от спортсменов не только легкости, пластики и музыкальности, но и достаточно высокого уровня физической подготовленности (Еремина М. Ю., 1998, Плетнев Л., 2004).
Продолжительность танцевальных композиций (до двух минут), высокий темп исполнения (до 62 уд/мин), большое количество стартов (до 30 раз) в течение нескольких часов – все это, бесспорно, предъявляет значительные требования к физическим возможностям организма (Беляев А. Г., Беляева Т. Г., Мюллер Т.А., 2005). Притом, что ни в одном виде спорта нет такого плотного турнирного графика, как у спортсменов в танцах на паркете (Рубштейн. Н.,2004).
Рассматривая значение физической подготовки в спортивных танцах на паркете, специалисты в области спорта признали ее положительную роль в достижении высоких результатов. 81% опрошенных указывает на необходимость развития у спортсменов танцоров активной и пассивной гибкости; 63% отмечают роль силовых качеств. Необходимость координации подчеркивают 74,5% респондентов. Ряд опрошенных подчеркнули роль быстроты (47%). Подавляющее большинство специалистов (95%) выделяют специальную выносливость (Сивицкий В. А., Сильде А. Р., Фирстова А. В.,2005).
Поэтому обоснование физиологических аспектов тренировки и разработка программ по совершенствованию физических качеств является весьма актуальным.
Научная новизна исследования заключается в определении средних показателей частоты сердечных сокращений артериального давления, характерных для спортсменов-танцоров различных классов мастерства; разработке модели урока по развитию выносливости у спортсменов-танцоров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и сформулированные на их основе выводы положены в основу методических рекомендаций, позволяющие обосновать выбор средств и методов при развитии выносливости у спортсменов-танцоров различных классов мастерства.
Объект исследования – процесс физической, технической и интегральной подготовки спортсменов в танцах на паркете.
Предмет исследования – закономерность развития выносливости у спортсменов - танцоров.
Гипотеза исследования – предполагалась, что определение общих моментов развития выносливости средствами ОФП и СФП, анатомо- морфологических и психофизиологических особенностей человека в возрастном периоде 18-28 лет и характерных физиологических показателей выносливости у танцоров-спортсменов позволит разработать эффективную модель урока по развитию выносливости спортсменов в танцах на паркете.
1. Определена необходимость развития такого физического качества как выносливость для спортсменов в танцах ан паркете. Высококласное исполнение пяти танцев программы в течение 1,5 минут с перерывами в 15 секунд, например, в финале; большое количество стартов предъявляет высокие требования к развитию выносливости у спортсменов в спортивных танцах на паркете. Во всех упражнениях спортивных танцев сочетается динамическая и статическая работа анаэробно-аэробного характера, которые по длительности выполнения соответствуют зоне максимальной и субмаксимальной мощности, что требует развития общей и особенно специальной выносливости.
2. Выявлены характерные физиологические показатели выносливости спортсменов в танцах на паркете. Для них характерны общие показатели спортсменов, тренирующих выносливость:
а) Замедление ЧСС и снижение АД в состоянии покоя.
б) Существенное повышение ПД, снижение диастолического артериального давления, несущественный рост систолического артериального давления и показателей ЧСС, по сравнению с нетренированными при работе.
Выраженность данных показателей растет по мере увеличения спортивного стажа, уровня квалификации спортсмена.
3. Разработана и экспериментально проверена модель урока по развитию выносливости у спортсменов-танцоров 18-28 лет на начальном этапе обучения в спортивных танцах на паркете.
Модель урока включает в себя ОФП (самостоятельный бег по утрам, уроки по оздоровительной аэробике 3 раза в неделю) и СФП (хореография 2 раза в неделю, отработка базовых элементов, составление из них композиций, исполнение соревновательных композиций в конкурсных условиях).
После эксперимента в исследуемой группе у 100 % испытуемых снизились показатели ЧСС в состоянии покоя, незначительно снизились показатели АД.
1. Арутюнян Г.К. Исследование специальной выносливости у гимнастов...//Автореферат - М:. ГОЛИФК, 1978.
2. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. - М:. Физкультура и спорт, 1977. - 160 .с
3. Борисенко С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике. //Гимнастика. Сборник научных трудов. Вып. .2 - СПб.: изд-во СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2004. - 14-18.с
4. Брыкин А.Т. Физическая подготовка. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры. - М:. Физкультура и спорт, 1971. - 117-124.с
5. Бухарин В.А., Панов ВГ.,. Мельников Д.С. Подготовка курсовой работы по физиологии: Методические указания/ Под ред. Солодкова А.С. - СПб.: изд- во СПБГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2004. - 24 с.
6. Беляев А.Г., Беляева Т.Г., Мюллер Т.А. К вопросу о специальной физической подготовке спортсменов в танцах на паркете// Гимнастика. Сборник научных трудов. Вып. 3, часть 1 - СПб.: изд-воСПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2005. - 96 с.
7. Волков Н.И., Волков А.Н. Физиологические критерии выносливости// Физиология человека. .Т 30 No 4- М:. Наука, 204. - 103-113 .с
8. Васильев О.С. Школа мастерства. Как выбраться из «среднего класса»// Танцевальный вестник No 3 (30), 2004 - 31-32 .с
9. Васильева В.В. Спортивная тренировка и развитие тренированности. Физиология человека: Учебное пособие для средних физкульт. учебн. заведений - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 96-123 с.
10. Выдрин В.М. Теория и методика физической культуры: Учебник// Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - М:. Советский спорт, 203. 85009-747-3
11. Георгиева С.А. Физиология системы кровообращения и лимфобращения. Физиология человека: Учебник/ Под ред. Георгиевой С.А., Белининой НВ.,. Коршунова Г.В. и др. -М:. Медицина, 1981. -61-87 с.
12. Двейрина О.А. Виды, задачи и средства физической подготовки. Теория спорта: Лекци -СПб:. СПБГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 203. -67-72 с.
13. Еремина М.Ю. Роман станцем. -СПб:. Созвездие, 198. - 252 .с
14. Зациорский В.М . Физические качества спортсмена. Изд. 2. - М:. Физкультура испорт, 1970. - 67-83 .с
15. Земсков Н.Р. Оценка двигательных качеств.: Методическое пособие. - Нижневартовск: государственный педагогический Нижневартовский университет. Кафедра спортивных дисциплин, 2001 - 4 .с
16. 3инковский А.В., Орловцева Л.И., Кудряшова Л.Н. Художественная гимнастика. Учебное пособие для институтов физической культуры. Под ред. Л.П.Орлова.- М:. Физкультура испорт, 1973.
17. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
18. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры. Издатели: Всероссийская федерация художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Государственная Академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.
19. Карпман В.Л. Структурные особенности спортивного сердца. Спортивная медицина: Учебник/ Под. ред. Карпмана В.Л. - М.:Физкультура и спорт, 1987. - 79-87 с.
20. Курамшин Ю.Ф. Выносливость и методика ее развития. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под. ред. проф. Курамшина Ю.Ф. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
21. Кудашова Л.Т., Сахарнова Т.К., Буртаева Г. Влияние уроков оздоровительной аэробики.// Гимнастика. Сборник научных трудов. Вып.,3 часть 2- СПб.: изд-во СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2005. - 3-11 .с
22. Крючек Е.С. Аэробика - СПб., 1999. – 34 с.
23. Лисицкая СТ. Гимнастика и танец. М:. Знание, 1987 - 204 .с
24. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В2.тТ1. Теория и методика.- М:. Федерация аэробики России, 2002.- 232 с.
25. Лисицкая Т.С., Назарова О.М. Художественая гимнастика: Учебник ТС. Лисицкой-. М:. институтов физической культуры./Под ред. Для Физкультура и спорт, 1982-232с.
26. Лихачев О.Е., Пойманов В.П., Кореневская Г.П. Положение о выпускной квалификационной работе специалиста по физической культуре и спорту. - Смоленск: СГИФК, 2002. - 8.с
27. Лаврухина Г.М. фитнес при подготовке спортсменов./ Гимнастика. Сборник научных трудов. Вып. 2, часть 1- СПб:. изд-во СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 85-89 .с
28. Мурзина Н. Достичь совершенства в танце!/ Танцевальный вестник No 3(37), 2005 -24-26 .с
29. Меерсон Ф3.. Адаптация, стресс и профилактика. М:. Наука, 1981. - 278 с.
30. Манита А.Д. Теория вероятностей и математическая статистика.: Учебное пособие. —М:. Издат. отдел УНЦ ДО, 201. - 120 .с
31. Мякинченко Е.Б., Шестакова М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры.- М.: СпортАкадемПресс, 2012-. 304 .с
32. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М:. Физкультура испорт, 1972. - 12 .с
33. Порядин Ю.А., Владимиров Ю.А. и др. Патологическая физиология: Учебник - М:. Триада-Х, 2000. - 574 с.
34. Плетнев Л. Спорт или искусство?: Статья. www.dancesport.ru, 2004.
35. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Высш. шк., 1984. - 352 с.
36. Платонов В.Н. Физическая подготовка. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
37. Поляков Л.Е., Игнатович БИ., Лашков К.В., Основы медицинской статистики: Учебник - Л:. ВМедА, 1977.- 145 .с
38. Рубштейн Н,В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Статья www.dancesport.ru.
39. Рубштейн Н.В. Психология танцевального спорта. Статья www.dancesport.ru., 2001.
40. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М:. Физкультура и спорт, 2003. - 365.с
41. Смолевский ВМ.. Гимнастика и методика преподавания.: Учебник для институтов физической культуры/ под ред. проф. В.М.Смолевского. -М:. Физкультура и спорт, 1987.- 314 .с
42. Соловьев Е.Б. Средства и методы развития выносливости. Методы развития физических качеств: Лекция 7. www.fk.kture.kharkov.ua.
43. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки - М:. Физкультура и спорт, 1995. -448 .с
44. Солодков А.С. Руководство к практическим занятиям по общей физиологии//Под ред. Солодкова А.С. – СПб.: изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта - 86 с.
45. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция. Л.: изд-во ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. - 38 с.
46. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник. - М:. Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520.с
47. Сивицкий В.А., Сильде А.Р., Фирстова А.В. Некоторые аспекты физической подготовки спортсменов-танцоров// Гимнастика. Сборник научных трудов. Вып. 3, часть 2- СПб.: изд-во СПБГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 205. - 61- 63 c.
48. Сингина Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования - Москва, 1991. – 24 с.
49. Укран М.Л., Келишев И.Г. Физическая подготовка/ Гимнастика: Учебник/ Под ред. МЛ.У. крана иАМ. Ш. лемина - М:. Физкультура испорт, 1977. - 246-249 .c
50. Уральская В.И. Бальный танец вчера, сегодня, завтра. Проблемы развития танцевального спорта: Материалы международной научно- практической конференции. - СПбГУП, 2002. - 16-18 с.
51. Уилмор Д.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. - Киев, 205. - 523 с. 50. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М: . Физкультура и спорт, 1974. – 127 с.
52. Фомин Н.А. Физиология человека. -М:. Физкультура испорт, 195. - 416 c.
53. Фомин Н.А. Физиология человека: Учебное пособие для студентов факультетов физич. воспитания пед. Институтов. - М:. Просвещение, 198. - 320 с., ил.
54. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. Пособие для студентов педагогических институтов/ А.Г. Хрипкова, МВ. Антропова, Д.А.Фарбер. М:. Просвещение, 190. - 319 с.: ил. - ISBN -509.002687-4
55. Янчева А. Главное для нас - содержательный танец// Танцевальный вестник No 5 (39), 2005. - 8-10 с.
56. Яичников И.К. Тестирующие физические нагрузки// Методические материалы. - СПб.: Конвергентер, 2006. - 34 с.