Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


"Земное" и "Небесное" как основная художественная антиномия в поэзии Зинаиды Гиппиус

Работа №169567

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественные антиномии как слагаемые характеристики жизни и творчества З.Н. Гиппиус
1.1 Место художественных антиномий в поэзии Серебряного века 8
1.1.1. Философская основа поэзии Серебряного века 8
1.1.2. К вопросу о художественной антиномии 11
1.1.3. Художественная антиномия в поэзии Серебряного века 14
1.2 Взгляд ученых и современников на двойственность натуры З. Н.
Гиппиус 20
1.3 Особенности творчества Зинаиды Гиппиус в контексте
символизма 24
Глава 2. Развитие главных антиномий в поэзии З.Н. Гиппиус: земное и небесное, смерть и воскресение, Бог и человек, вера и сомнение
2.1 Динамика развития философско-религиозных категорий земного и
небесного в поэзии З. Гиппиус 27
2.1.1 Раскрытие категории земного и небесного на первом этапе
творчества 27
2.1.2 Раскрытие категории земного и небесного на втором этапе
творчества 30
2.1.3 Раскрытие категории земного и небесного на третьем этапе
творчества 32
2.2 Динамика развития мотивов веры и сомнения в поэзии З.Н.
Гиппиус 34
Глава 3. Методическая разработка внеурочного занятия по литературе 40
Заключение 57
Список литературы 60

В наше время наблюдается особый интерес к творчеству одной из наиболее видных представителей Серебряного века русской поэзии З. Гиппиус: поэта, прозаика, литературного критика. В силу всем известных исторических событий (непринятие поэтессой советской власти и ее эмиграции), интерес к ее творчеству, который возникал даже у современников, был подавлен и прерван. В России имя Гиппиус в библиографических словарях, книгах по истории литературы долгое время только упоминалось. В противовес этому, за рубежом о
Гиппиус знали, ее поэтические сборники и критические статьи активно издавались в Париже, Нью-Йорке, Мюнхене.
Первое обобщающее исследование творчества З. Гиппиус было предпринято Т. Пахмусс (“Zinaida Hippius: An intellectual profile”, 1971), определившей своеобразие художественного метода писательницы. На волне возвращения эмигрантской литературы в 90- е гг интерес к творчеству Гиппиус в России вернется, будут написаны множество работ, посвященных биографии
З.Гиппиус (А.Г Соколов, А.Н Николюкин, Е.А. Курганов), своеобразию ее поэзии (А.Л. Соболев, В. А. Николюкин, Е.Я.,В.А. Мескин), романов (Н.В. Кононова), религиозному сознанию (С.Савельев) и др.
В последние годы ученые в своих диссертациях и статьях освещали различные особенности поэтики З. Гиппис: категорию смерти (Хитальский О.В), образы пространства и времени, обратности времени (Данилов Ю.Ю., Кондрашина И.Б., Щербак Н.Ф.), мотив плена (Чичурина Д.А), концепт андрогина (Чистова М.В.), семантика умолчания (Андреев В.В.) и др.
Однако, не смотря на большое внимание исследователей к творчеству З.
Гиппиус, не существует однозначной трактовки гражданской позиции писательницы, ее нравственных и христианских взглядов, которые существенно повлиял и на создание ею своеобразных образов-идей.
Идея антиномичного мышления имеет свои истоки еще в древней Греции. Платон и Аристотель используют термин апория, который означает противоречие закона самому себе это ситуация, в которой противоположные высказывания имеют логически равное обоснование, и судить о их истине и ложности нельзя. В том числе, в работах Платона была представлена идея о существовании двух миров - здешнего, земного, и высшего, совершенного, вечного. Согласно представлениям древнегреческого мыслителя, земная действительность - «только отблеск, искаженное подобие верховного, запредельного мира», и человек - «связующее звено между божественным и природным миром» [Бердяев 1909: 6]. Далее антиномичность мышление развивал в своих работах Кант, Гегель, который утверждал, что антиномии отражают диалектический характер познания. Павел Флоренский, русский философ Серебряного века, писал об антиномичности в христианском мышлении.
“Традиционно антиномии понимаются как форма существования противоречий в познавательной деятельности, образованных двумя равным образом логически доказуемыми, обоснованными и приемлемыми умозаключениями, каждое из которых признается истинным.” [Горнова Г. В: 16]
Понятие антиномии, пришедшее из философии, стало устойчивым для поэтики символизма, и активно использовалось литературоведами, в частности Гаспаровым М.Л. в статье “Антиномичность поэтики русского модернизма”. Антиномичность в литературе в свою очередь проявилась в разветвленной системе оппозиций, антитез, амбивалентных образов, параллельно контрастных конструкций.
Важным для поэзии конца 19 начала 20 века являлась мысль о том, что человеческая душа не существует отдельно от космического пространства, а подчинена и связана с законами мира и вселенной. В связи с этим, логичным является особый интерес к идеям двоемирия у русских поэтов. Особое состояние души - сложное, раздвоенное - закономерно находило выражение в антиномиях здешнего и нездешнего мира, земного и небесного, духовного и телесного и тд. Идея о двоемирии или о двойном существовании получила развитие в работах философов начала XX века: Вл. Соловьева, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева и др
Это представление о мире было глубоко усвоено символистами. Мережковский открывает две бесконечности окружающей действительности, верхнюю и нижнюю, дух и плоть, которые мистически тождественны. Таким образом, программной для символистов становится идея синтеза, т.е. идея сопряжения противоположностей во имя новой целостности художественного сознания. Так рождается поэтика двоемирия, противопоставления двух миров - земного и небесного - в языковом плане выраженных как оппозиции.
Антиномия небо - земля является универсальной для человеческой культуры, в которых основные свойства неба это его «абсолютная удаленность и недоступность, неизменность, огромность», что в ассоциируется с - «трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством неба над всем земным» [Мифы народов мира 1998: 206]
Категория земного и небесного одна из главных тем русских символистов, но вместе с ними закономерно появляются и антиномии Бога и человека, смерти и воскресения, веры и сомнения, любви вечной и любви смертной. И их важность подмечены многими учеными, но никто еще не проводил полноценный анализ развития и эволюции данных категорий на протяжении всех этапов творчества Зинаиды Гиппиус.
Актуальность работы заключается в том, что жизнь и творчество Зинаиды Гиппиус представляет интерес для научного сообщества, а динамика развития антиномий земного и небесного, Бога и человека, смерти и воскресения, веры и сомнения в ее поэзии недостаточно глубоко исследована на данный момент времени.
Цель работы: выявление динамики развития философско-религиозных категорий земного и небесного в поэзии Зинаиды Гиппиус и, связанных с ними, антиномий Бога и человека, смерти и воскресения, веры и сомнения.
Задачи
1. проанализировать теоретическую базу по данной теме;
2. исследовать как проявляется категория земного и небесного в поэзии Зинаиды Гиппиус;
3. выявить особенности категории земного и небесного на каждом этапе творчества Зинаиды Гиппиус;
4. рассмотреть развитие сопутствующих антиномий: смерть и воскресение, Бог и человек, вера и сомнение;
5. разработать внеурочные занятия по исследуемой теме.
Объектом исследования является творчество Зинаиды Гиппиус
Предмет исследования — художественная динамика категории земного и небесного и сопутствующих антиномий в творчестве Зинаиды Гиппиус
Материалом исследования является все сборники стихотворении Зинаиды Гиппиус, а именно: «Последние стихи» (1914—1918), «Сияния», «Собрание стихотворений». Книга первая. 1889—1903., «Собрание стихотворений». Книга вторая. 1903—1909., «Стихи. Дневник 1911—1921».
Методы моего исследования: биографический, культурно-исторический, сравнительно - сопоставительный.
Научная новизна определяется темой и обусловлена отсутствием единой работы, посвященной данным категориям.
Практическая значимость данного научного исследования состоит в том, что полученные знания можно применить в школьных учреждениях на уроках литературы, во время изучения поэзии Серебряного века. В том числе нами представлена методическая разработка внеклассного занятия, посвященного жизни и творчеству З.Н. Гиппиус.
Работа прошла апробацию на научных конференциях: Сретенские чтения, Рождественские чтения, Молодежь и наука 21 века. Опубликована статья в сборнике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя нашу работу, можно сделать следующие выводы:
• Дихотомии, лежащие в философии Серебряного века, были ее фундаментом, строительным материалом. Противоречива была, в том числе, оценка данной эпохи, одни исследователи говорили о небывалом культурном подъем, когда как другие сетовали на упадок и разруху. И каждое мнение было по своему верным. В период конца 19 начала 20 столетия настоящее, земное было неустойчиво и зыбко, связь с реальностью нарушилась, и на смену ей пришло ирреальное, нездешнее, небесное царство. Между этими двумя мирами и обосновалась душа Серебряного века. Таким образом художественная антиномия утвердилась на главенствующем положении, и легла в основу как личностного, так и творческого развития ряда творцов.
• Характерной для поэзии Серебряного века, а в частности для течения символистов, к которому принадлежала Зинаида Гиппиус, была некая раздвоенность. В связи с этим исследователи ее творчества говорят об оппозициях разного рода: например, категория любви рассматривается как сила, которая противостоит смерти в борьбе Бытия и Небытия (Хитальский О.В.), равным образом исследователи отмечают оппозицию свое/чужое, слова и молчания, начала и конца, замкнутости и разомкнутости, мужского и женского, одиночества и соединения, жары и холода, божественного и дьявольского. Они обращают внимание на дуальность стиля З. Гиппиус на уровне ритмики, синтаксиса, композиции, сюжета и хронотопа. (Панова Е.Ю.). Также литературоведами были выявлены основные мотивы и символы, которые способствуют раскрытию данных категорий. Так, вера, любовь и смерть - выделяются многими как основные мотивы творчества З. Гиппиус, вместе с тем выделяются мотив времени, мотив сна, мотив прикосновения (к божественному и к земному), а символы луны, окна и зеркала - становятся главными проводниками между мирами. Все эти художественные особенности творчества З. Гиппиус так или иначе идейно связаны с категорией земного и небесного, которую мы рассмотрели в нашей работе.
• Следом за литературоведами, в исследовании мы выявили главные антиномии в поэзии З.Н. Гиппиус. Это категории земного и небесного, и сопутствующие им антиномии смерть и воскресение, Бог и человек, вера и сомнение. Мы проследили их эволюции в поэзии Зинаиды Гиппиус.
• На раннем этапе творчества категории земного и небесного были связаны с образом темного стекла, которые разъединяет два мира, небесное - с одной стороны «мрачное», «зловещее», с другой хранящее в себе свет, который дает надежду на чудо, и земное, которое ассоциируется с образами могилы и тюрьмы.
• На позднем этапе творчества категория земного и небесного эволюционирует и на смену темного стекла приходит образ зеркала, которое уравнивает, сливает воедино два мира. «И были, в зеркальном мгновении, /Земное и горнее - равны.»(Зеркала). Человек обретает веру в воскресение, которую не имел в ранних стихотворениях, он побеждает небытие. Таким образом, на протяжении всех трех творческих периодов в поэзии З. Гиппиус происходило постепенное образное слияние всего со всем: человека с землей, земли с небом, неба с Богом, а Бога с человеком. И круг «трепещущей вечности» замыкается.
• Мотив веры и сомнения на раннем этапе творчества наполнен парадоксами, очень нестабилен. Присутствуют стихотворения, исполненные верой, («Благая весть»), но также присутствуют тексты, полные сомнений и разочарований в Боге. («Крик», «Глухота») Нами выявлен внутренний конфликт героини. Ясное и простое представление о Боге и вере не устоялось в ее картине мира.
-На втором и третьем этапе появляется мотив гражданской веры, веры в Россию, ее спасение и воскресение. («Знайте!»). Мотив сомнения, утраты веры практически исчезает на поздних этапах творчества. Вера утверждается сильнее и отчетливее в душе лирической героини. Появляется стойкое убеждение в воскресение, спасение человеческой души и родной земли благодаря любви. Вера становится мостиком, которая объединяет, сливает воедино Бога и человека.
-Таким образом все антиномии так или иначе приходят к синтезу, от хаоса к гармонии, от парадоксальности к ясности, от смерти к вечности. На примере творчества З. Гиппиус можно наблюдать как антиномия, которая сначала вызывает сложности в осмыслении, в итоге примеряется в сознании человеческой души, и в единстве находит истину.
- В методической разработке были продемонстрированы возможности исследования поэтики и биографии Зинаиды Гиппиус в 11 классе, расширяющие представление учащихся о историко-литературном процессе Серебряного века. Материал обладает культурно-историческим потенциалом, способствует формированию представления о философии, поэтики рубежа веков, и судьбах его представителей.


1. Адамович Г. В. Зинаида Гиппиус // Мосты. 1968. № 13-14. С.204
2. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918 1996): М., 1998,498 с.
3. Азадовский K.M., Лавров A.B. З.Н. Гиппиус: Метафизика, личность, творчество // Гиппиус З.Н. Сочинения.Стихотворения. Проза. Л., 1991, 664 с.
4. Аксенова А. А. Гиппиус Зинаида Николаевна //Литературная энциклопедия Русского зарубежья (1918-1940): сборник статей / Под ред. А.Н. Николюки М: 2001 с. 128-205
5. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.,1968, 654.с.
6. Баевский B.C. История русской поэзии 1730 1980 Компендиум: Учебное пособие. М., 1996, 320 с.
7. Бердяев Н. А. Преодоление декадентства / Н. Бердяев // Московский еженедельник. - 1909. - № 19 (16 мая Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 4 1989.
8. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре.3 М.: Наука, 1990). - 50 с.
9. Бройтман C.U. Русская лирика XIX - начала XX в. в свете исторической поэтики. С.225
10. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: Учебник для студ. пед. вузов/ Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф.; под ред. О.Ю. Богдановой - М.: Издательский центр «Академия» - 2004. - 400 с.
11. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб, пособие / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.
12. Епифанов П. Из жизни одной души. Взгляд на личность и творчество Зинаиды Гиппиус // Альманах «Крылья голубиные». 2006. № 1. С. 40—64
13. Злобин Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения// изд Интелвик, 2004. 624 с.
14. Исупов КГ. Философия и литература «Серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков. (1890-е - начало 1920-х годов). Кн.1. С.94;
15. Карсалова, Е. В. Серебряный век русской поэзии : пособие для уч-ля // Новая школа, 1996. 192 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ