Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №169560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных
технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе 6
1.1. Понятие и сущность информационно-коммуникационных технологий 6
1.2. Особенности коммуникативных компетенций младших школьников . 12
1.3. Методика формирования коммуникативной компетенции в начальной
школе 20
Выводы по главе 1 31
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационно­
коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе 33
2.1. Организация, принципы, цель и задачи формирования коммуникативной
компетенции в начальной школе 33
2.2. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции у
младших школьников 36
2.3. Методика формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий 38
2.4. Оценка эффективности разработанных заданий 40
2.4 Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight» 42
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Библиографический список 49
ПриложениА 53
Приложение Б ....

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную при их помощи информацию для дальнейшего самообразования. Чтобы реализовать эти цели, необходимо применение в учебно-воспитательном процессе учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Включение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс способствует организации учителем на уроках разных форм учебно­познавательной деятельности, целенаправленной и активной самостоятельной работе учащихся.
В настоящее время наиболее актуальная задача образования заключается в формировании коммуникативной компетенции обучающихся. Использование информационно-коммуникативных технологий является наиболее эффективным средством, которое способствует расширению пространства современного образования.
Вышеизложенное обуславливает актуальность и особую значимость темы исследования.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос использования информационно-коммуникационных технологий для
формирования коммуникативной компетенции в начальной школе вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Теоретическую основу исследования составили труды Азовой О.И., Андреева А.А., Асеевой И.И., Белых В.А., Болотовой А.К., Бондаревской Е.В., Востриковой Е.Л., Гаджиева Р.Д., Гамзатовой Д.А., Гараева С.Т., Гуревич П.С., Демина В.А., Денисовой О.П., Дынкина А., Евдокимовой В.Е., Елфимовой М.М., Железновой С.В., Исаевой Т.Е. и других.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.
Предмет исследования - использование информационно­
коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе.
Цель исследования - изучить особенности использования информационно­коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
• дать определение понятию информационно-коммуникативные технологии и выявить их сущность;
• показать особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников;
• рассмотреть методику формирования коммуникативной компетенции в начальной школе;
• провести опытно-экспериментальную работу, иллюстрирующую использование информационно-коммуникативных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в литературном обзоре использования информационно-коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий по использованию информационно-коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Методы исследования:
1) Теоретические методы исследования: изучение научно методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические методы исследования: диагностические методики, тесты, анкетирование, обобщение передового, педагогического опыта;
3) Проективные методики: методы определения самооценки; беседы с детьми;
4) Педагогический эксперимент;
5) Математические методы обработки полученных результатов.
Структура: работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы .
ИКТ - это средства подачи материала и контроля, обеспечивающие качественную подачу материала и использующие самые разные каналы связи (сенсорные, текстовые, графические, звуковые и т.п.).
Новые информационные технологии в традиционном начальном образовании способствуют расширению спектра способов предъявления учебной информации, осуществлению гибкого управления учебным процессом. Они являются социально значимыми и актуальными. Благодаря широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для
преподавателя открываются новые возможности в преподавании предметов. Новые технологии способствуют индивидуализации процесса обучения в зависимости от глубины и темпа курса.
Данный подход обеспечивает внушительный положительный результат, так как создаются условия для успешной деятельности каждого учащегося. Он оказывает положительное влияние на эмоции учащихся, что благоприятно влияет на их учебную мотивацию. Использование интерактивных форм обучения дает возможность ученику ощутить себя главной действующей фигурой и открыть путь для овладения новыми знаниями. Преподаватель в такой ситуации выступает в роли активного помощника, основная функция которого заключается в организации и стимулировании учебного процесса.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс совсем не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: контроль, ознакомление, применение, тренировка. Применение
информационных технологий способствует не только многократному повышению эффективности обучения, но и стимулированию обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Современные дети достаточно много времени проводят за компьютером, из-за этого они настроены на получение информации посредством использования инструментов информационно­коммуникативных технологий. Более того, компьютерные технологии существенно облегчают учителю подготовку и поиск материала для уроков.
Процесс информатизации образования способствует как изменению организационных методов и форм обучения, так и возникновению содержания и объема учебного материала, реструктуризации учебных программ. Использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий способствует индивидуализации обучения, повышению заинтересованности в предмете и позволяют избежать субъективности оценки.
Новые информационные технологии в традиционном начальном образовании способствуют расширению спектра способов предъявления учебной информации, осуществлению гибкого управления учебным процессом. Они являются социально значимыми и актуальными. Благодаря широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для
преподавателя открываются новые возможности в преподавании предметов.
Учитель, который владеет компьютерными технологиями, применяет их в случае ведения новой темы либо ее завершения (компьютерные уроки), участия в проектах, контроля, учебных игр, тестирования, самотестирования, внеклассной работы, подготовки дидактических материалов. Новые информационные технологии в традиционном начальном образовании способствуют расширению спектра способов предъявления учебной информации, осуществлению гибкого управления учебным процессом. Они являются социально значимыми и актуальными.
Информационно-коммуникативные технологии должны стать
«проникающими» технологиями, т.е. использование компьютера должно выступать не в качестве самоцели, а в качестве эффективного инструмента развития умений и навыков.
Следует отметить, что при использовании информационно­коммуникативные технологий, не происходит замена живого слова учителя, а они являются одним из успешных дополнительных средств в процессе обучения.
В настоящее время все чаще поднимают вопрос об использовании в школе новых информационных технологий, к которым относятся не только новые технические средства, но и инновационные методы и формы обучения, современный подход к учебному процессу.
Сейчас педагогические технологии способствуют реализации личностно - ориентированного подхода к обучению, обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения при учете способностей учащихся, их уровня подготовки, склонностей и т.п. К таким технологиям относят обучение совместной работе, проектную деятельность, использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий.
В современных условиях необходима возможность для получения информации с самых разных ресурсов, ее использования, создания ее самостоятельно.
При изучении в начальной школе учащимися всех предметов происходит:
• знакомство с самыми разными средствами ИКТ, освоение общих принципов работы с ними, требований к безопасности при работе с информацией, эргономических требований к представлению информации; осознание возможности разных средств ИКТ, чтобы использовать их в дальнейшем обучении;
• приобретение первичных навыков поиска и обработки информации из самых разных источников с помощью компьютера;
• обучение вводу всех видов информации в разные технические устройства (смартфон, компьютер, планшет): цифровые данные, звук, текст, изображение; созданию, редактированию, сохранению и передаче гипермедиасообщений; оценивание потребности в дополнительной информации, чтобы решать практико-ориентированные и учебные задачи; определению возможных источников ее получения.
В рамках работы была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе на примере обучающихся 3 классов одной из школ г. Красноярска.
В основе определения методики исследования были выявлены критерии к структуре коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, определены и описаны уровни и показатели. Исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, позволивший выявить состояние проблемы на современном этапе образования; формирующий, направленный на решение проблемы формирования коммуникативных навыков средствами технологии сотрудничества и контрольный, позволивший выявить эффективность методов и приемов технологии сотрудничества и разработанного и апробированного комплекса мероприятий.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о положительном влиянии информационно-коммуникативных технологий на уровень коммуникативного развития учащихся. При учете всех возникающих факторов и при создании всех необходимых условий для формирования коммуникативных навыков младших школьников, данная целенаправленная работа повышает уровень коммуникативного развития отдельных учащихся.
Таким образом, в целом можно отметить положительную динамику формирования навыков коммуникативной компетенции младших школьников.


1. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография: учеб.пособие / О.И.Азова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 180 с
2. Андреев А.А. Основы открытого образования / А.А.Андреев. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.
3. Асеева И.И. Развитие связной речи / И.И.Асеева. - СПб.: Литера, 2016.
• 96 с.
4. Белых В.А. Развитие речи для дошкольников. Подготовительная группа / В.А.Белых. - М.: Феникс-Премьер, 2016. - 98 с.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К.Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 512 с.
6. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2004.
• № 10. - С. 23-31.
7. Верлегес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учеб.пособие / Г.И.Верлегес. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 174 с.
8. Вострикова Е.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе / Е.Л.Вострикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2. - С.19-22.
9. Гаджиев Р.Д. Компетентностнный подход в образовании / Р.Д. Гаджиев // Вестник Университета. - 2019. - № 22. - С. 28-34.
10. Гамзатова Д.А. Особенности формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте / Д.А.Гамзатова // Вестник университета. - 2015. - № 1. - С.1-5.
11. Гараев С.Т. Сущность информационно-коммуникационных технологий / С.Т.Гараев // Инновационная наука. - 2016. - № 6. - С.1-4.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С.Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 320 с.
13. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2018. - № 4. - С. 34-42.
14. Денисова О.П. Психология и педагогика: учеб.пособие / О.П.Денисова. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 237 с.
15. Дынкин А. Наука и технологии: мировые тенденции / А.Дынкин // Общество и экономика. - 2017. - № 3. - С.293-303....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ