Введение 3
Глава 1. Физика в контексте инженерно-технологического обучения . .. 6
1.1. Понятие инженерно-технологического обучения 6
1.2. Физические задачи и их роль в формировании у учащихся инженернотехнологических знаний 15
1.3. Основные требования к подготовке учащихся по теме «Движение и
силы» 19
Глава 2. Методика формирования инженерно-технологических знаний у учащихся физике по теме «Движение и силы» 22
2.1. Методика проектирования задач с инженерно-технологическим
содержанием по теме «Движение и силы» 22
2.2. Методика проведения учебных занятий по физике на основе решения
задач с инженерно-технологическим содержанием 36
Заключение 46
Список литературы 47
В современном мире все большее значение приобретает инженернотехническая деятельность человека. Применение разработок и задач, направленных на открытия в научных исследованиях, с инженерной составляющей выходит на первый план в экономической сфере нашей страны. Развитие профессионального мышления инженера означает не только процесс формирования задач, целостности и возможности решения всех проблем, но также включает понимание всей инженерной деятельности, ее значимости.
На данном этапе развития промышленной сферы Россия столкнулась с трудностями, связанными с нехваткой кадров. Проведение многочисленных исследований показали, что это связано в первую очередь с нежеланием молодого поколения связывать свою профессию с промышленными и производственными предприятиями. Также это связано с низкой инженерной компетенцией и низким вступительным баллом по предмету «Физика». Все это позволяет сформировать определенные задачи, направленные на воспитание инженерных способностей учащихся и стимулирование идти работать по инженерному профилю.
В частности, интерес к пополнению инженерных кадров возник и со стороны Президента Российской Федерации. Есть не хватка линейных инженеров, требуются профессионалы высокого уровня, способности которых должны отвечать современным потребностям общества. Недостаточная квалификация выпускников вузов препятствует росту профессиональных кадров, что может стать сдерживающим фактором развития экономики в России.
В связи с этим необходимо как можно раньше формировать инженерные навыки и инженерное мышление у учащихся основной школы. Для них необходимо проводить уроки по профориентации, организовывать экскурсии на предприятия, чтобы стимулировать их интерес к профессии инженера.
Актуальность данной темы состоит в недостаточной разработанности проблемы формирования инженерно-технологических знаний школьников. Развивать и популяризировать инженерную сферу и инженерно-техническую деятельность необходимо с самого начала освоения курса физики. Для этого требуется создать такую образовательную среду, в которой применялись бы педагогические технологии, ориентированные на формирование творческой активности и инновационного потенциала школьников.
Инженерно-технологическое образование весьма актуально в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий.
Необходимо рассчитывать трудные научно-технологические задачи, обращаться ко всем структурам социальных гуманитарных, естественных и технических наук.
Проблема заключается в том, чтобы найти пути и способы формирования инженерно-технологической деятельности, требующих временных затрат, достаточного использования оборудования кабинета физики и не в полной мере разработанной методики его использования с целью развития инженерно-технологической деятельности учащихся. Попытка ее решения и определила актуальность темы дипломной работы.
Цель работы: разработка методики формирования инженернотехнологических знаний по физике на основе решения задач с техническим содержанием.
Объект: формирование инженерно-технологических знаний у
учащихся основной школы
Предмет: формирование инженерно-технологических знаний у учащихся основной школы при изучении темы «Движение и силы» на основе решения задач с техническим содержанием.
Гипотеза: Интерес к инженерным специальностям способен возрасти благодаря разработке задач с инженерно-технологическим содержанием и использование этих задач в процессе обучения физике будет соответствовать профориентационным задачам.
Задачи:
• Ознакомиться с учебно-методологической литературой по теме исследования;
• Выявить сущность инженерно-технологических знаний;
• Сделать подборку задач с инженерно-технологическим содержанием по теме «Движение и силы»;
• Разработать учебные занятия по формированию инженернотехнологических знаний обучающихся при изучении темы «Движение и силы».
На сегодняшний день одной из самых востребованных профессий в нашей стране является профессия инженера. В получении обучающимися данной профессии заинтересованы политическая, производственная, экономическая, образовательная сферы и др.
Содержание курса физики должно способствовать формированию у школьников понимания современной технологической стороны научного мировоззрения; необходимо обеспечить активное, творческое знакомство школьников с вопросами прикладной физики, их участие в поиске путей практической реализации научных знаний, моделирование различных возможностей их использования и т. д.
Решение поставленных задач в соответствии с целью и гипотезой позволяет обобщить выводы, сделанные в главах 1,2:
1. Сегодня инженерно-технологическая подготовка должна решить следующие задачи: обеспечить школьников системой знаний по вопросу инженерной деятельности; сформировать технологические способности необходимые каждому человеку; способствовать интеллектуальному и трудовому воспитанию школьников, развитию инженерного мышления;
2. Общая направленность совершенствования форм и методов обучения на развитие инженерной компетентности учащихся придает первостепенное значение использованию системы учебных задач в процессе общетехнической подготовки.
3. Эффективность процесса формирования инженерной компетенции с помощью заданного метода обучения помогает ученикам в выборе будущей профессии.
4.Задачи технического содержания, решаемые на моделях, отражающих наиболее существенные компоненты технического объекта, являются более эффективными для развития инженерной компетентности.
1. Кальней В.А., Махотин Д.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации / В.А. Кальней, Д.А. Махотин // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4(53). - С. 65-68.
2. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. - 2012.-№1. - С. 125-137.
3. Фаритов А.Т. — Формирование инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема // Современное образование. - 2019. - № 4. - С. 64 - 77.
4. Пушканский Б.Я. Инженерное мышление, техническая картина мира, мировоззрение инженера // Записки Горного института. - 2010. - Т. 187. - С. 198-201.
5. Пирумов А.Р. Качественное инженерное образование как основа технологической и экономической безопасности России / Пирумов А.Р. //Власть. - 2015. - №2. - С. 69-71.
6. Шустова Т. Н. Формирование инженерного мышления
школьников сегодня как залог эффективного экономического развития страны завтра / Т. Н. Шустова, Т. Б. Падерина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 350-353.
7. Донцова Т.В. Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Т.В. Донцова, А.Д. Арнаутов // Инженерное образование. — 2014. — №. 16. — С. 70 - 75.
8. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе / В.А. Кальней, Д.А. Махотин // Вестник РМАТ. - 2015. - № 3. - С. 68-76.
9. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников - первый шаг инновационно-технологического развития страны / Ю.Л. Хотунцев / Материалы XIX Международной конференции по проблемам технологического образования школьников; под ред. Ю.Л. Хотунцева. - МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - С. 4-16.
10. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных. М.: Просвещение, 2011. -240с.
11. Пёрышкин А.В. Физика 7 класс // Пёрышкин А.В. М.: Просвещение 2013. 221 с.
12. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения / В.А. Балаш. М.: Просвещение, 1983. — 415 с.
13. Гаврилова И.С. Теоретическая модель формирования инженернотехнологической подготовки в будущей профессионально-педагогической деятельности / И.С. Гаврилова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2014. — №. 5. — С. 339-341.
14. Зуев П.В. Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе схемотехнического моделирования / П.В. Зуев, Е.С. Кощеева // Педагогическое образование в России. — 2017. — №. 7. С. 79 - 88.
15. Демидова М.Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях ФГОС // Вестник высшей школы. 2014. №12. С. 4-10....31