ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КАДЕТСКИЙ КОРПУС 8
1.1. Сущность понятия социально-психологической адаптациив
отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности среднего подросткового возраста .••••••••••• .••••••••.. ..........................................................................1 ^2
1.3. Психологические аспекты социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено общеобразовательной школы .••••••••••• .•••••••• ... .••••••••••• .••••••••••• .••••••••••• .•••••••• ... .••••••••••• .•••••••......1 ^6
1.4. Психологические аспекты социально-психологической адаптации учащихся при переходе в кадетский корпус 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИЗУЧЕИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КАДЕТСКИЙ
КОРПУС 25
2.1.Описание эмпирической выборки и методик исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3. Технология психологическогосопровожденияпосоциально-
психологическойадаптацииподростков при переходе из общеобразовательной
организации в кадетский
корпус 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Одна из самых главных задач, которые стоят сегодня перед всеми общеобразовательными учреждениями страны, - подготовка гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, а также с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом [7, с. 109].
Одним из современных образовательных учреждений, занимающихся образованием и воспитанием личности, являются кадетские корпуса. Имея многовековую историю, кадетские корпуса и сегодня представляют большой интерес для исследователей, для изучения данного типа образовательных учреждений [34, с. 90].
Это связано с тем, что кадетские корпуса (школы-интернаты) занимают особое место среди образовательных учреждений обучения детей. Современное кадетское учреждение - это модель образовательного устройства, основными задачами которого являются интеллектуальное, физическое, морально-нравственное развитие личности ребенка, а также воспитание чувства патриотизма и готовности к служению Отечеству [5, с. 88-89].
Переход ребенка из общеобразовательной школы в кадетскую школу- интернат сопровождается периодом адаптации, успешность которого определяет дальнейший путь развития ребенка. Однако адаптация личности на данном этапе обучения усложняется тем, что она связана и с возрастными особенностями (пубертатный период) и со спецификой деятельности кадетских корпусов (особый уклад жизни и следование гражданским и профессиональным нормам военной деятельности).
Так, появляется необходимость психологического сопровождения учащихся в учреждении на этапе адаптации, которая обусловлена освоением учащихся новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности [5, с. 88-89].
Психологические аспекты адаптации стали предметом изучения в работах А. А. Бодалева, Г. А. Балла, И. В. Дубровиной, Н. Г. Лускановой, А. А. Налчаджяна, И. Н. Сахаровой, Г. А. Цукерман и др. По данным исследователей, адаптация учащихся средней школы к новому режиму обучения продолжается в течение всего первого полугодия. Приспособление к новым условиям требует от организма ребенка напряжения адаптивных механизмов. Значительные изменения в этот период наблюдаются в эмоциональной, интеллектуальной, личностной сферах учащихся [5, с. 88].
Психофизиологическая перестройка детского организма приводит к изменению поведения подростков, эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности и быстрой утомляемости [33, с. 118].
Поэтому одной из важнейших задач психологического сопровожденияучебного и воспитательного процесса в кадетском учреждении является организация деятельности психологической службы по профилактике негативных эмоциональных и поведенческих расстройств, а также активизация взаимодействия офицеров-воспитателей, преподавателей, педагога-психолога и родителей [5, с. 89].
Исследование эффективности психологического сопровождения учащихся кадетских корпусов на этапе их адаптации к условиям новой образовательной организации изучали современные отечественные авторы - практические психологи: Л.Е. Копылова (2012), Н.Ю. Милованова (2011), Н.В. Власова (2015), Г.А. Мишин (2016) и др. Данными авторами разработаны методологические и методические основы сопровождения, а также рекомендации по его осуществлению, но отсутствует технология сопровождения социально-психологической адаптации кадетов...
Одним из критических периодов обучения детей является переход из начального в среднее звено, поскольку он характеризуется приспособлением к новым условиям (режим дня, уставные отношения) и требует от организма ребенка напряжения адаптивных механизмов.
Возраст в 10-12 лет, предподростковый возраст, который характеризуется значительными физиологическими и психологическими перестройками детского организма.
Данные особенности влияют при переходе учащихся в среднее звено и наблюдаются массовые трудности обучения детей, следствием которых является школьная дезадаптация. Кроме того, что адаптация к новым образовательным условиям включает различные аспекты: физиологический, эмоциональный, когнитивный и социальный, большую роль играет и специфика учреждения (кадетский корпус).
Социально-психологическая адаптация в кадетской школе-интернате подразумевает процесс взаимодействия кадета с социальным окружением: учащимися взвода, преподавателями, воспитателями, офицерами- воспитателями и родителями.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Шарыповского кадетского корпуса. В экспериментальном исследовании принимали участие 17 учащихся 5 класса кадетского корпуса (Шарыповский кадетский корпус) в возрасте 10-12 лет; была определена методика исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированная А.К. Осницким).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. По шкале «Адаптивность» большее количество испытуемых имеют низкий уровень (52,9%), на втором месте - средний уровень (41,1%) и всего 5,8% испытуемых имеют высокий уровень по данной шкале.
2. Шкала «Эмоциональный комфорт» свидетельствует о том, что значительный процент кадетов имеют низкий уровень (47%) и соответственно такой же процент по шкале «Эмоциональный дискомфорт» на высоком уровне, а так же средний уровень составляет 41,1%. В связи с этим, можно сделать вывод, что многие из испытуемых испытывают эмоциональный дискомфорт при переходе в кадетский корпус.
3. Встает необходимость разработать и провести технологию психологического сопровождения по социально-психологической адаптации подростков при переходе из общеобразовательной организации в кадетский корпус, которая включает в себя:
- развитие социально-психологической компетентности;
- развитие внутренних личностных ресурсов;
-стабилизация психического состояния кадетов путем развития чувства самопринятия;
- формирование навыков саморегуляции
4. Социально-психологическая адаптации подростков при переходе из общеобразовательной организации в кадетский корпус стала более успешной, после реализации технологии психологического сопровождения по социально-психологической адаптации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что социально-психологическая адаптации подростков при переходе из общеобразовательной организации в кадетский корпус стала более успешной, после реализации технологии психологического сопровождения по социально-психологической адаптации.
1. Авдеева Н. Н., Хохлачева, И. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С.97-102
2. Алпатов, Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России / Н.И. Алпатов.- Рязань, 1948. 16 с.
3..Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.
4. Вагин И.О. Ты: практическая психология. М.: Росткнига. 2000. 160 с.
5. Власова Н.В. Особенности социально-психологической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 15. С. 88-94
6. Долгая Н. А. Социально-Педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса.
7. Жукова Е.Ю., Масленникова Н.А. Реализация внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС ОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 3 (8). С. 109-113
8.Змановская Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. 288 с.
9. Иовчук Н.М. Вопросы психического здоровья детей и подростков. М., 2002. 126 с.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
11. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» [Электронный
ресурс] // Проблемы еоциальной психологии личности. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml (дата обращения
25.04.2016)
12. Копылова Л.Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1257-1259.
13. Корепанова, И.А. Игра как предмет исследования в российской культурно-исторической школе в психологии // Психологический журнал. 2012. № 4. С.1-11
14. Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М., 2000
15. Лисина М. Формирование личности ребенка в общении. П.: Психология, 2009. 320 с...38