Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Работа №169498

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение понятия "уважительное отношение к семье у младших
школьников" 6
1.2 Образ семьи в сознании младших школьников 14
1.3 Современные методы формирования уважительного отношения к семье у
младших школьников 22
Вывод по первой главе 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Методика выявления актуального состояния уважительного отношения к семье у младших школьников 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
исследования 35
2.3 Программа формирования уважительного отношения к семье у младших
школьников в условиях общеобразовательного учреждения 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ


Наиболее важным, одним из древнейших, общественным институтом воспитания, оказывающим большое влияние на формирование, развитие личности считается семья, сберегающая главнейшие стандарты, обычаи, ценности, передаваемых из одного поколения в другое. В текущих условиях морально-духовного регресса семья существенно видоизменяется по причине размывания прежних ценностей, семейных взаимоотношений и несогласованности новейших. Совместно с этим, благосостояние семьи является одним из условий национальной защищенности страны, осуществления современной политики усовершенствования в государстве. Разбор законодательных актов Российской Федерации подтверждает об их направленности на становление семейных ценностей, почтительного отношения к семье, совместную работу семьи и образовательного учреждения, помощь осуществления «воспитательного и культурно¬образовательного потенциала семьи» (Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года) [42].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) "ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни" [73].
Исследование опыта современной деятельности продемонстрировало, что 73% преподавателей затрудняются при развитии уважительного отношения к семье у младших школьников; установлено, что в учебной деятельности школы зачастую методики, применяемые с указанной целью не обретают у обучающихся чувственной отзывчивости и интереса, недостаточна договоренность способов деятельности с родителями.
Диагностированные изъяны в теории и практике обусловлены расхождением между потребностями общества в формировании у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке. Данное разногласие обусловило проблему исследования: поиск педагогических условий формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обозначили тему исследования «Формирование уважительного отношения к своей семье у младших школьников».
Цель исследования - выявить актуальное состояние уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и разработать программу его целенаправленного формирования.
Объект исследования — процесс формирования уважительного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и способы его улучшения.
Гипотеза исследования: Уважительное отношение к семье включает когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты, и в отсутствие целенаправленного формирования, для учащихся третьего класса актуальным является средний уровень его сформированности по всем компонентам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия проблемы исследования.
3. Определить критерии изучения сформированности уважительного отношения к семье. В соответствии с выбранными критериями описать уровни сформированности уважительного отношения.
4. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни сформированности уважительного отношения к семье.
5. Составить диагностическую программу исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты.
7. Разработать социально-педагогическую программу,
способствующую повышению уровня сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников;
С целью решения установленных задач и проверки гипотезы в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и
специальной литературы согласно проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов;
- эмпирические: мониторинг, тестирование, анкетирование, констатирующее исследование;
- математические: количественный и качественный анализ
результатов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 3 класса МОУ Вагинской СОШ Боготольского района в возрасте 8-10 лет в количестве 25 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование затронуло проблемы сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме исследования таких учёных как: Л.С.Выготский [20], А.Н.Леонтьев [48], Н.Е. Щуркова [79], С.П.Акутина [2;3], Ю.П.Азаров [1], О.С.Пермовская [61;62;63], О.В.Володина [16] и многих других.
В ходе изучения научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования уважительного отношения к семье у младших школьников. Это интегративное личностное образование, характеризующееся пониманием семьи как нравственного императива и проявляющееся в умении проектировать собственную жизнь в контексте понимания ценностей семьи, как источника нравственности человека и общества.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников уважительного отношения к семье были определены следующие критерии: когнитивный (познания о семье, семейных ценностях, нормах и традициях), эмоционально-чувственный (выраженность эмоций и чувств при проявлении отношений), поведенческо - деятельностный (активность поведения и деятельности).
Для определения уровня сформированности когнитивного компонента нами был применен тест «Наша дружная семья» из программы по окружающему миру (УМК Школа России).
Для выявления уровня эмоционально-чувственного компонента мы использовали диагностическую методику «Рисунок семьи» (Р. Бернса и А. Кауфмана).
Для изучения уровня сформированности поведенческого компонента нами была использована анкета «Я и моя семья» Р.В.Овчарова [57].
Общий уровень сформированное™ уважительного отношения к семье был выявлен путем обобщения количественных и качественных показателей используемых диагностических методик, полученных нами в ходе всего констатирующего исследования.
Констатирующий исследование показало, что уровень сформированности уважительного отношения к семье у младшего школьника недостаточно развит.
Нами было установлено, что показатели уровней сформированности когнитивного и эмоционального критериев находятся на среднем уровне, а поведенческого - на низком. Учащиеся осознают значимость уважительного отношения к семье, однако использовать данное знание на практике по каким- то причинам им не удается.
По итогам диагностирования возникла необходимость разработки программы занятий для формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье с упором на повышение уровня сформированности поведенческого компонента.
В ходе нашего исследования нами была разработана программа для младших школьников и их родителей, представляющая из себя единый комплекс мероприятий «Семейный альбом».
Программа «Семейный альбом» нацелена на содействие формирования уважительного отношения к семье у младших школьников в условиях общеобразовательной организации, через проведение комплекса воспитательных мероприятий позволяющих обеспечить осмысление и понимание ценности семьи.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496с.
2. Акутина С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. №2. С.16 - 21.
3. Акутина,С.П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС/ С.П.Акутина// Социосфера, - 2014. №1.- С. 203-207.
4. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили.Москва: Просвещение, 1983. - 208с.
5. Бачева, Е.В. Уроки «Семейной любви»/ Е.В.Бачева// Журнал Семейное чтение.- 2008. - №3. - С. 2-9.
6. Бездухов, В.П.Теория и практика приобщения учащихся к ценностям/ В.П.Бездухов, А.В. Воронцов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002 - 192 с.
7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа; под ред. Н.М.Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.
8. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова. - Казань, 2014. -29 с.
9. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формируем духовно-нравственные установки младших школьников // Начальная школа. 2016. №11. С.23 - 27.
10. Бородина О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях
деятельности социально-педагогических организаций //
Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 95 - 98.
11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - Москва: Просвещение, 1990. - 176 с.
12. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения / Проблема ценности в философии; под ред. А.Г.Харчева. Ленинград: Наука, 1966. 244 с.
13. Васильева С. В. Формирование семейных ценностей у детей среднего
школьного возраста средствами образовательной
деятельности:Методическое пособие/С.В. Васильева — СП б.: ВВМ ,
2015. — 128 с.
14. Вединяпина, В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям/ В.А. Вединяпина, В.В. Горшкова// Начальная школа. - 2011. - №2. - 55 с.
15. Власюк, И. В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы) / И.В. Власюк. - Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2006. - 200 с.
16. Володина Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции.
М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. 196с.
17. Володина Л.О. Развитие ценностей семейного воспитания как научно-педагогическая категория // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 131 - 134.
18. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов / под ред. П.В. Степанова. М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. 108с.
19. Вотинова, О.А. Приобретение жизненного опыта младшими школьниками в семье и школе: автореф. дис.канд.пед.наук: 130001/ О.А. Вотинова.- Ижевск, 2003. - 23 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.
21. Гаврилычева, Г.Ф. Социальное партнерство семьи и школы/ Г.Ф. Гаврилычева// Начальная школа. - 2013. - №12. - 36 с.
22. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М. : Гардарики, 2004. - 190 с.
23. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- Москва: Просвещение, 2011.- 223 с.
24. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А.Я. Данилюк, А.А. Логинова.- Москва: Просвещение, 2012.- 32 с.
25. Даусон А.Д., Утемов В.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования: методическое пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. 40с.
26. Дементьева, И.Ф. Методологические принципы семейного воспитания в современном мире/ И.Ф. Дементьева// Социальная педагогика.2015.- №3.- С.12-16.
27. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2010. - № 8. - С. 118-122.
28. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2005. 176 с.
29. Зайцева, И.А. Семья - ценностная основа социальной адаптации/ И.А. Зайцева// Начальная школа. - 2014. - №1 - С. 29-34.
30. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2008. 384 с.
31. Зритнева, Е. В. Воспитание будущего семьянина в современной России: дис... д-ра. пед. наук: 130001 / Е.И. Зритнева. - Ставрополь, 2006 - 465 л.
32. Иванова, Т.А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные»/ Т.А. Иванова, Е.В. Борисоглебская // Классный руководитель. 2014. - №4. - С.92 - 96.
33. Каган, М.С. Философия культуры/ М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 294 с.
34. Казимирская, Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей: дис.канд.пед.наук: 130001/ Т.А. Казимирская.- Москва, 2002. - 184с.
35. Караковский В.А., Азарова Г.П., Григорьев Д.В. Школа воспитания: 825 маршрут. М.: Педагогическое общество, 2004. 416 с.
36. Карасева, Е.О. Исследование отношения учащихся начальной школы к семейным ценностям/ Е.О. Карасева// Воспитание школьников. - 2011. - №8. - С. 52-58.
37. Кильдюшова П.Е. Воспитательный потенциал социального проектирования в формированиии у младших школьников ценностного отношения к семье // Статья сборника трудов конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Казань: изд-во «Отечество», 2016. С. 23 - 28.
38. Клепиков, В.Н. Единство обучения, воспитания, развития,
социализации в нравственном образовании школьников/ В.Н.
Клепиков// Школьные технологии. - 2015.- №5. - С. 49-58.
39. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры и
психологического здоровья школьников [Текст] / Л. С. Колмогорова, О. Г. Холодкова : учебное пособие. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 343 с.
40. Кон И.С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
41. Кондорсэ, М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума/ М. Кондорсэ.- Москва: ГПИБ, 2010. - 230 с.
42. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях // Составитель Мазулина Е.Б. и др. М.,2013. 43с.
43. Коробкова В.В.Воспитательный потенциал современной семьи: структурно-компонентный анализ и диагностика : учеб.-метод. Пособие / В.В.Коробкова, Л.А.Метлякова ; Перм.гос.пед.ун-т. - Пермь,2011.-163 с.
44. Крошкина, И.В. Воспитание культуры эмоций и чувств младших школьников: Родительское собрание во 2-м классе/ И.В. Крошкина, О.Ю. Малкина// Практика школьного воспитания. - 2012. - №2. - С. 60-65.
45. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя/ М.И. Кузнецова. - Москва: Вентана-Граф, 2014. - 432 с.
46. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
47. Лазарев, В.С. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения: Науч.-метод. пособие/ В.С. Лазарев, Т.П. Елисеев, И.А. Елисеева. - Москва: НП Авторский клуб, 2015. - 136 с.
48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
49. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства:учеб. пособие / Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
50. Локалова, Н.П. Познавательное и личностное развитие учащихся в
системе современного школьного образования: учеб.-
практ.пособие.Москва: Педагогическое общество России, 2013.- 144 с.
51. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
52. Метлякова Л.А. Диагностика воспитательного потенциала современной семьи: учеб.-метод. пособие / Л.А. Метлякова; Перм. гос. пед. ун -т. Пермь, 2011. - 237 с.
53. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного
воспитания: учеб. - метод.пособие / Метлякова Л.А.;
Перм.гос.гуманит.- пед.ун-т. - Пермь, 2013. - 330 с.
54. Морган, Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации/ Пер. с англ.; Л.Г. Морган; Под ред. М.О. Косвена. // Советская этнография. - 1968. №6. - С. 3-24.
55. Наумов, Н. Д. Философско-педагогические идеи В.А.Сухомлинского и их развитие во второй половине ХХ столетия / Н. Д. Наумов // Русский учитель. - 2004
56. Новоходская, М. В. Формирование ценностных ориентаций у учащихся младшего возраста в условиях сельской школы / М.В. Новоходская // Воспитание школьников. - 2012. - № 5. - С. 50-54.
57. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В.Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 480 с.
58. Основы семейного воспитания: учеб.для использования в
учеб.процессе образоват. учреждений, реализующих программы СПО: рек. ФГУ ФИРО/ Под ред. В.П. Сергеевой.- 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 186 с.
59. Панкова, Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования
культуры брачно-семейных отношений: дис.. . д-ра пед. наук: 13/ Л.М. Панкова. - СПб., 2006. - 385 л.
60. Пашкевич, А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы: монография/ А.В. Пашкевич. - Волгоград: Учитель, 2014. - 414 с. .
61. Пермовская О.С. Формирование у младших школьников ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности: диссертация. Нижний Новгород. 2016. 256 с.
62. Пермовская, О.С. Методологические основы формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям/ О.С. Пермовская// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 81
63. Пермовская, О.С. Технология формирования качеств семьянина у младших школьников средствами народной педагогики/ О.С. Пермовская// XVI Междунар. заочн. науч-практ. конференция обучение и практика 2014/2015 учебного года. - Новосибирск, 2014. - С. 10-16
64. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок; под ред. Е.Н. Степанова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. 208с.
65. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей. Перспектива. ФГОС. М.: «Просвещение», 2014. 192с.
66. Психолого-педагогические проблемы развития личности в
современных социально-образовательных условиях: Сб.ст. по
материалам Междунар. науч.-практ.конф. (5 ноября 2014 г.)/
Нижегор.гос.пед.ун-т, 2014. - 325 с.
67. Самсонова, Н.В. Концептуальные основы обучения младших
школьников разрешению конфликтов в странах ЕС/ Н.В. Самсонова, А.В. Егоров// Вестник Российского госуд. ун-та им. И. Канта. - 2010. - №11. - С. 14-22.
68. Семенов, Г.С. О проблемах формирования нравственных ориентиров школьников/ Г.С. Семенов// Воспитание школьников. - 2014. №2. - С. 67-72.
69. Семеняка Т.В. Педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у школьников // Вестник МГУКИ. 2009. ноябрь- декабрь 6 (32). С.198-202.
70. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва:Академия, 2003. - 348 с.
71. Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС. Методики. Волгоград: Учитель,
2016. 91с.
72. Степанов Е.Н. Контроль воспитательного процесса: современные
подходы, формы и методы: методическое пособие. М.:
Центр «Педагогический поиск», 2014. 176с.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. [Электронный ресурс]
(Минобрнауки.рф/бокишеп1з/922).
74. Федоренко С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко- СПб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.
75. Философско-энциклопедический словарь. - Москва: Советская
энциклопедия, 1989. - 840 с.
76. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учеб.пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии/ А.Я. Флиер. - М.: Акад.Проект, 2000. - 158 с.
77. Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.
78. Шеховская, Н. Духовность как нравственная основа личности / Н. Шеховская, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев // Журн. Педагогика. - 2002. - №5. - С. 77—82.
79. Щуркова, Н.Е. Как воспитать жизнеспособность школьника/ Н.Е. Щуркова// Социальная педагогика.- 2013. - №5. - С. 27-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ