ОСОБЕННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение понятия "уважительное отношение к семье у младших
школьников" 6
1.2 Образ семьи в сознании младших школьников 14
1.3 Современные методы формирования уважительного отношения к семье у
младших школьников 22
Вывод по первой главе 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Методика выявления актуального состояния уважительного отношения к семье у младших школьников 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
исследования 35
2.3 Программа формирования уважительного отношения к семье у младших
школьников в условиях общеобразовательного учреждения 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Определение понятия "уважительное отношение к семье у младших
школьников" 6
1.2 Образ семьи в сознании младших школьников 14
1.3 Современные методы формирования уважительного отношения к семье у
младших школьников 22
Вывод по первой главе 29
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Методика выявления актуального состояния уважительного отношения к семье у младших школьников 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего
исследования 35
2.3 Программа формирования уважительного отношения к семье у младших
школьников в условиях общеобразовательного учреждения 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наиболее важным, одним из древнейших, общественным институтом воспитания, оказывающим большое влияние на формирование, развитие личности считается семья, сберегающая главнейшие стандарты, обычаи, ценности, передаваемых из одного поколения в другое. В текущих условиях морально-духовного регресса семья существенно видоизменяется по причине размывания прежних ценностей, семейных взаимоотношений и несогласованности новейших. Совместно с этим, благосостояние семьи является одним из условий национальной защищенности страны, осуществления современной политики усовершенствования в государстве. Разбор законодательных актов Российской Федерации подтверждает об их направленности на становление семейных ценностей, почтительного отношения к семье, совместную работу семьи и образовательного учреждения, помощь осуществления «воспитательного и культурно¬образовательного потенциала семьи» (Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года) [42].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) "ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни" [73].
Исследование опыта современной деятельности продемонстрировало, что 73% преподавателей затрудняются при развитии уважительного отношения к семье у младших школьников; установлено, что в учебной деятельности школы зачастую методики, применяемые с указанной целью не обретают у обучающихся чувственной отзывчивости и интереса, недостаточна договоренность способов деятельности с родителями.
Диагностированные изъяны в теории и практике обусловлены расхождением между потребностями общества в формировании у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке. Данное разногласие обусловило проблему исследования: поиск педагогических условий формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обозначили тему исследования «Формирование уважительного отношения к своей семье у младших школьников».
Цель исследования - выявить актуальное состояние уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и разработать программу его целенаправленного формирования.
Объект исследования — процесс формирования уважительного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и способы его улучшения.
Гипотеза исследования: Уважительное отношение к семье включает когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты, и в отсутствие целенаправленного формирования, для учащихся третьего класса актуальным является средний уровень его сформированности по всем компонентам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия проблемы исследования.
3. Определить критерии изучения сформированности уважительного отношения к семье. В соответствии с выбранными критериями описать уровни сформированности уважительного отношения.
4. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни сформированности уважительного отношения к семье.
5. Составить диагностическую программу исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты.
7. Разработать социально-педагогическую программу,
способствующую повышению уровня сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников;
С целью решения установленных задач и проверки гипотезы в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и
специальной литературы согласно проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов;
- эмпирические: мониторинг, тестирование, анкетирование, констатирующее исследование;
- математические: количественный и качественный анализ
результатов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 3 класса МОУ Вагинской СОШ Боготольского района в возрасте 8-10 лет в количестве 25 человек.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) "ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни" [73].
Исследование опыта современной деятельности продемонстрировало, что 73% преподавателей затрудняются при развитии уважительного отношения к семье у младших школьников; установлено, что в учебной деятельности школы зачастую методики, применяемые с указанной целью не обретают у обучающихся чувственной отзывчивости и интереса, недостаточна договоренность способов деятельности с родителями.
Диагностированные изъяны в теории и практике обусловлены расхождением между потребностями общества в формировании у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке. Данное разногласие обусловило проблему исследования: поиск педагогических условий формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обозначили тему исследования «Формирование уважительного отношения к своей семье у младших школьников».
Цель исследования - выявить актуальное состояние уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и разработать программу его целенаправленного формирования.
Объект исследования — процесс формирования уважительного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности уважительного отношения к семье у учащихся третьих классов и способы его улучшения.
Гипотеза исследования: Уважительное отношение к семье включает когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты, и в отсутствие целенаправленного формирования, для учащихся третьего класса актуальным является средний уровень его сформированности по всем компонентам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия проблемы исследования.
3. Определить критерии изучения сформированности уважительного отношения к семье. В соответствии с выбранными критериями описать уровни сформированности уважительного отношения.
4. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни сформированности уважительного отношения к семье.
5. Составить диагностическую программу исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты.
7. Разработать социально-педагогическую программу,
способствующую повышению уровня сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников;
С целью решения установленных задач и проверки гипотезы в работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и
специальной литературы согласно проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов;
- эмпирические: мониторинг, тестирование, анкетирование, констатирующее исследование;
- математические: количественный и качественный анализ
результатов исследования.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 3 класса МОУ Вагинской СОШ Боготольского района в возрасте 8-10 лет в количестве 25 человек.
Данное исследование затронуло проблемы сформированности уважительного отношения к семье у младших школьников. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме исследования таких учёных как: Л.С.Выготский [20], А.Н.Леонтьев [48], Н.Е. Щуркова [79], С.П.Акутина [2;3], Ю.П.Азаров [1], О.С.Пермовская [61;62;63], О.В.Володина [16] и многих других.
В ходе изучения научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования уважительного отношения к семье у младших школьников. Это интегративное личностное образование, характеризующееся пониманием семьи как нравственного императива и проявляющееся в умении проектировать собственную жизнь в контексте понимания ценностей семьи, как источника нравственности человека и общества.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников уважительного отношения к семье были определены следующие критерии: когнитивный (познания о семье, семейных ценностях, нормах и традициях), эмоционально-чувственный (выраженность эмоций и чувств при проявлении отношений), поведенческо - деятельностный (активность поведения и деятельности).
Для определения уровня сформированности когнитивного компонента нами был применен тест «Наша дружная семья» из программы по окружающему миру (УМК Школа России).
Для выявления уровня эмоционально-чувственного компонента мы использовали диагностическую методику «Рисунок семьи» (Р. Бернса и А. Кауфмана).
Для изучения уровня сформированности поведенческого компонента нами была использована анкета «Я и моя семья» Р.В.Овчарова [57].
Общий уровень сформированное™ уважительного отношения к семье был выявлен путем обобщения количественных и качественных показателей используемых диагностических методик, полученных нами в ходе всего констатирующего исследования.
Констатирующий исследование показало, что уровень сформированности уважительного отношения к семье у младшего школьника недостаточно развит.
Нами было установлено, что показатели уровней сформированности когнитивного и эмоционального критериев находятся на среднем уровне, а поведенческого - на низком. Учащиеся осознают значимость уважительного отношения к семье, однако использовать данное знание на практике по каким- то причинам им не удается.
По итогам диагностирования возникла необходимость разработки программы занятий для формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье с упором на повышение уровня сформированности поведенческого компонента.
В ходе нашего исследования нами была разработана программа для младших школьников и их родителей, представляющая из себя единый комплекс мероприятий «Семейный альбом».
Программа «Семейный альбом» нацелена на содействие формирования уважительного отношения к семье у младших школьников в условиях общеобразовательной организации, через проведение комплекса воспитательных мероприятий позволяющих обеспечить осмысление и понимание ценности семьи.
В ходе изучения научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования уважительного отношения к семье у младших школьников. Это интегративное личностное образование, характеризующееся пониманием семьи как нравственного императива и проявляющееся в умении проектировать собственную жизнь в контексте понимания ценностей семьи, как источника нравственности человека и общества.
Для выявления уровня сформированности у младших школьников уважительного отношения к семье были определены следующие критерии: когнитивный (познания о семье, семейных ценностях, нормах и традициях), эмоционально-чувственный (выраженность эмоций и чувств при проявлении отношений), поведенческо - деятельностный (активность поведения и деятельности).
Для определения уровня сформированности когнитивного компонента нами был применен тест «Наша дружная семья» из программы по окружающему миру (УМК Школа России).
Для выявления уровня эмоционально-чувственного компонента мы использовали диагностическую методику «Рисунок семьи» (Р. Бернса и А. Кауфмана).
Для изучения уровня сформированности поведенческого компонента нами была использована анкета «Я и моя семья» Р.В.Овчарова [57].
Общий уровень сформированное™ уважительного отношения к семье был выявлен путем обобщения количественных и качественных показателей используемых диагностических методик, полученных нами в ходе всего констатирующего исследования.
Констатирующий исследование показало, что уровень сформированности уважительного отношения к семье у младшего школьника недостаточно развит.
Нами было установлено, что показатели уровней сформированности когнитивного и эмоционального критериев находятся на среднем уровне, а поведенческого - на низком. Учащиеся осознают значимость уважительного отношения к семье, однако использовать данное знание на практике по каким- то причинам им не удается.
По итогам диагностирования возникла необходимость разработки программы занятий для формирования у учащихся начальной школы уважительного отношения к семье с упором на повышение уровня сформированности поведенческого компонента.
В ходе нашего исследования нами была разработана программа для младших школьников и их родителей, представляющая из себя единый комплекс мероприятий «Семейный альбом».
Программа «Семейный альбом» нацелена на содействие формирования уважительного отношения к семье у младших школьников в условиях общеобразовательной организации, через проведение комплекса воспитательных мероприятий позволяющих обеспечить осмысление и понимание ценности семьи.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИМЯ К РОДНОМУ КРАЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Особенности межэтнических отношений у старших подростков разных национальностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социокультурной компетенции обучающихся средней школы на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



