Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация образа Григория Распутина в культурном контексте XX-XXI

Работа №169494

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы118
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Образ Григория Распутина в культурном контексте эпохи начала ХХ века: истоки мифологизации личности 13
1.1. Император Николай II и Россия в его время:
культурно-исторической контекст эпохи 13
1.2. Феномен Г ригория Распутина в оценках
современников и историков 25
Глава II. Образ Григория Распутина в культурном контексте XX-XXI вв 40
2.1. От исторической личности к культурному архетипу: мифологизация и демифологизация как ключевые
механизмы культурного сознания 40
2.2. Репрезентация образа Григория Распутина в литературной
традиции XX-XXI вв 63
2.3. Репрезентация образа Григория Распутина в различных
формах медиакультуры 87
Заключение 96
Список литературы 98
Приложение 103


С течением времени многие жанры, образы, сюжеты претерпевают трансформацию в большей или меньшей степени. Каждой культуре свойственен свой сюжетный репертуар, который отражает дух эпохи, интересы современников. Но есть и такие сюжеты, которые трансформируются, но остаются востребованными на протяжении нескольких эпох. Это так называемые «бродячие» сюжеты, легендарные сюжеты, собственно мифотворчество, когда о политической или культурной исторической фигуре сознательно создаются мифы
Искажение истории, как таковой, искажает в свою очередь исторические личности, события, топосы и т.д. Процесс искажение, перевирания или придумывания тех или иных событий, личностей, для достижения различных целей - процесс мистификации. Вокруг данного процесса постепенно складываются легендарные сюжеты, например, сюжет о мифологизированном Иване Сусанине - проводнике. Под процесс мистифкации попадают и образы топосов, например, образ Сибири, как образ экзотический, таинственный и, в какой-то степени, потусторорний.
Одними из самых мифологизированных персонажей в русской истории мы можем считать: Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, Ивана Сусанина, Ленина и др. Такой исторической фигурой стал и Григорий Распутин, который появился в Санкт-Петербурге в 1903 году, а уже в 1905 году о нем говорили все. Биография Григория Ефимовича Распутина исследуется по сей день. И по сей же день появляются домыслы и догадки о его личности, которые рождают все больше различных, а порой противоречивых сюжетов. Так образ Григория Распутина утратил историческую конкретность и достоверность и стал осмысляться как культурный герой, что является результатом мифологизации реальной исторической личности. Григорий Распутин в дискурсивном пространстве XX-XIX вв. выступает как святой старец, как воплощение дьявола, как немецкий шпион, как жертва светских интриг, как мошенник, выдающий себя за пророка... Список ипостасей может быть продолжен, при этом его «личины» часто настолько противоречивы, что кажется порой невозможно соотнести их с одним и тем же человеком. Тем не менее, сохраняются биографические данные, которые ни как не противоречат различным трактовкам личности. Это позволяет считать образ Распутина одним из культурных архетипов, который находит свое отражение в разных культурных эпохах...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе мы предприняли попытку определить ключевые аспекты мифологизации и трансформации образа Григория Распутина в культурном контексте конца ХХ-ХХХ вв. В рамках исследования мы провели мотивный анализ историко-биографического текста, принятого нами в качестве инварианта-первоосновы (поветь А. Труайя), который показал нам основные ключевые мотивы, являющиеся сквозными в структуре произведений художественной литературе и других формах медиальной культуры. На основании выделенной нами основной сюжетной линии мифологем мы рассмотрели образ Григория Распутина на различных этапах его жизни: Покровское, странничество, Петербург, дружба с Царем, проявление чудес, мученическая смерть.
Исследование показало, что образ Г.Е. Распутина отвечает всем требованиям и критериям мифологизированной личности. Образ «старца» - открытое пространство для мифотворчества. Мифами и легендами Распутин обрастал как при жизни, так и после смерти, что продолжается вплоть до наших дней. Наличие героя-спутника, также один из признаков мифологизированной личности. Таким героем-спутником для Григория 111
Распутина стал император Николай II. Мотив дружбы царя и старца репрезентируется практически во всех представленных нами текстах. В зависимости от вектора интерпретации образа делаются акценты и на причинах сближения героев-спутников. Вариации интерпретаций так же играют немаловажную роль в становлении мифологизированной личности, в исследовании мы рассматриваем такие реализующиеся ипостаси Г.Е. Распутина как:
- друг и наставник царской семьи,
- сибирский мужик, бредущий по миру,
- персонификация злых сил, подтолкнувшая Империю к краху,
- юродивый, ставший жертвой интриг,
- святой, подвергшийся гонениям.
Несмотря на обилие различных по форме, степени научности и авторитетности трудов, посвященных жизни Григория Распутина, нами не были найдены работы, посвященные именно репрезентации образа Григория Распутина в культурном контексте. Таким образом, подобный анализ ключевых мотивов позволяет говорить о реальных доказательствах мифологизации образа...


1. Агафанагел Свято-Троицкий монастырь: 350 лет служения / игумен Агафанагел (Дайнеко). - М.: институт экономических стратегий, 2010. - 207 с.
2. Анисимов, К.В. Россия как объект литературного воспроизведения. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве / К.В. Анисимов — Красноярск : СФУ, 2010. - 237 с.
3. Акунин, Б. Смерть на брудершафт: роман-кино. Фильма пятая / Б. Акунин. - М.: АСТ : Астрель, 2010. - 454 с.
4. Базанов, В. Г. С родного берега: о поэзии Н. Клюева / В. Г. Базанов - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1990. - 241 с.
5. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М. : Академический проект, 2008. - 351 с.
6. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
7. Бичевская, Ж.В. Странник одухотворенный [электронный ресурс]. - режим доступа: http://melody24.net/lyrics/313
8. Блажес, В.В. Народная история о Ермаке / В.В. Блажес - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2002. - 186 с.
9. Боханов, А.Н. Николай II / А.Н. Боханов. — М.: Вече, 2008.— 528 с.
10. Боханов, А. Н. Распутин. Анатомия мифа / А. Н. Боханов. - М.: Проспект, 2000. - 413 с.
11. Боханов, А.Н. Правда о Григории Распутине [Электронный ресурс] / А.Н. Боханов // электронная библиотека ROMANBOOK. 2011. - Режим доступа: http://romanbook.ru/book/8349281/
12. Боханов, А. Н. Распутин. Быль и небыль / А. Н. Боханов. - М.: Вече,
2006. - 396 с.
13. Варламов, А. Н. Григорий Распутин-Новый / Алексей Варламов, 2008. - 850 с.
14. Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. статей / И. Кукулин, М. Липовецкий. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 554 с.
15. Возчиков, В.А. Костер для «святого черта»: историко-литературное исследование / В.А. Возчиков, Ю.Я. Козлов, К.Г. Колтаков. - Бийск : НИЦ БиГПИ, 1998. - 222 с...73

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ