ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .... 5
1.1. Основные понятия ролевой игры в психологии 5
1.2. Структура и виды ролевых игр 6
1.3. Ролевая игра детей среднего дошкольного возраста 8
Вывод по главе 1 10
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
2.1. Значение игры для развития ребенка 4-5 лет 12
2.2. Особенности сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет 18
Вывод по главе 2 22
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
3.1. Обоснование методик и этапы проведение исследования 23
3.2. Методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевой игры у
детей среднего дошкольного возраста 31
Вывод по главе 3 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Для детей дошкольного возраста игра является основной и ведущей видами деятельности, в процессе которой у ребенка формируются и развиваются его личностные качества. С помощью игры он познает мир, общается с окружающими людьми и всесторонне развивается. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, выстраивать логические решения, выбирать игрушки и устанавливать контакт с окружающими его сверстниками.
Сюжетно-ролевая игра является для ребенка своего рода первой «школой», благодаря которой у ребенка формируются качества, необходимые для существования в социуме. Она имеет важную роль в развитии психики и личности ребенка. Является «спутником жизни» детей, и тесно связана с трудом и учением.
Ролевая игра в классификации игровой деятельности является самой сложной и наиболее значимой. По мнению педагогов и психологов, такой вид игры обладает наиболее развивающим эффектом. Основная цель таких игр - социальное развитие ребенка, т.е. овладения социальными навыками и нормами. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В детских ролевых играх ребенок имеет возможность побывать в различных ролях: член семьи, работник, потребитель социальных благ.
О данной проблеме писали многие отечественные и зарубежные авторы, такие как: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, Т. Н. Доронова и др.
Цель выпускной квалификационной работы: определить особенности педагогической работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности педагогического руководства сюжетно ролевой игры.
Гипотеза исследования: исходя из понимания того, что сюжетноролевая игра является основным видом деятельности ребенка среднего дошкольного возраста, предполагается, что педагогическое руководство будет способствовать сюжетно-ролевой игре, если будут созданы следующие условия:
- будет создана обогащённая развивающая среда для самостоятельных и организованных сюжетно-ролевых игр детей;
- воспитатели будут проводить работу по обогащению сюжетов игр и развития игровых действий у детей.
Поставленная цель реализуется при решении следующих задач:
1. Обзор теоретических источников по проблеме развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить этапы становления ролевых игр.
3. Выявить особенности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.
4. Разработать рекомендации по руководству сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Обзор теоретических источников позволяет говорить об актуальности темы развития ролевой игры в среднем дошкольном возрасте. В основе выпускной квалификационной работы были использованы исследования и разработки отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Д.В. Менджритской, М.А. Васильевой, Е.И. Руссковой, М. Мацкевич, А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, Т.Н. Дороновой и др. Они внесли большой вклад в изучение развития ролевой игры детей.
Сюжетно-ролевая игра занимает одно самых важных мест в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Для выполнения поставленной цели, среди воспитанников Сосновоборский детский сад было проведено эмпирическое исследование. В качестве субъектов исследования выступают 24 дошкольников, которые являются участниками контрольной и экспериментальной группы исследования в возрасте от 4 до 5 лет. На констатирующем этапе исследования выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах исследования примерно одинаковое число респондентов имеют высокий уровень выраженности культуры игровой деятельности (58% и 49% участников исследования, соответственно). Данные дети развертывают различные сюжеты в рамках ролевой игры, они достаточно свободно комбинируют персонажей и события. Успешно присваивают роли, удерживают инструкцию.
33% участников экспериментальной группы и контрольной группы демонстрируют средний уровень выраженности развития культуры игровой 38
деятельности, мы можем говорить о том, что данные дети развертывают привычные сюжеты деятельности. Дети достаточно успешно откликаются на инновации других детей, они успешно развертывают последовательность игровых событий.
Один ребенок экспериментальной группы и двое детей контрольной группы имеют низкий уровень развития игровой деятельности. Они стараются придерживаться примитивных и однообразных сюжетов, с трудом воплощают идеи из реальной жизни, достаточно пассивны в игровой деятельности.
Нами выявлено, что наиболее сформированным компонентом игровой деятельности для двух групп исследования выступают игровые действия и использование ролевой речи. В экспериментальной группе четвертый уровень выраженности данного компонента имеют 58% дошкольников, тогда как в контрольной - 68%. Наименее выраженным является первый и третий компоненты игровой деятельности.
В целом, мы можем говорить о приближении к нормативному уровню развития игровой деятельности в группах исследования, вместе с тем, диагностируются и слабо развитые компоненты - такие, как «Основное содержание игры», «Использование игровой атрибутики». Следует отметить, что группы также дифференцируются по показателям сформированности игровой деятельности, в частности, для контрольной группы исследования характерен более высокий уровень сформированности таких компонент, как «распределение ролей», «использование игровой атрибутики», «игровые действия», «выполнение правил», тогда как дети из экспериментальной группы демонстрируют более высокий уровень ролевого поведения и использование ролевой речи.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 2003. 424 с.
2. Александровская Э.М., Липовецкий С.С. Возрастные особенности индивидуальности младших школьников (по методике Кеттелла). Медицинские проблемы формирования личности. Москва: Наука, 1978. С. 103-119.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. Санкт-Петербург: Астрель, 2007. 351 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. 400 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 443 с.
6. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. 1008 с.
7. . Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д.Б. Эльконина. Москва: Педагогика, 1984. Т.4. 432 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. Москва, 1966. №6. С. 62-76.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
10. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 496 с.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе // Руководство практического психолога. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Академический Проект, 2000. 184 с.
12. Жариков, Е.С. Старший воспитатель детского сада. Москва: Наука, 1990. 54 с.
13. Запорожец, А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников // Вопросы психологии. 1977. № 6. С. 59-73.
14. Казначеев, В. П. Два типа реагирования на сенсорные воздействия. Владивосток, 1977. 207 с.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва: Педагогика. Научно- исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1991. 152 с.
... всего 40 источников