Введение 3
Раздел 1. Общая специфика древнегреческой культуры 5
1.1. Анализ источников по теме исследования 5
1.2. Общая специфика древнегреческой культуры 6
Раздел 2. Особенности культуры повседневности 10
2.1. Греческая семья. Одежда и питание жителей Афин 10
2.1 Обучение и воспитание 14
2.3 Церемонии и обряды в Афинах 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Актуальность работы. Изучение исторического процесса неразрывно связано с изучением повседневного быта. Бытовые явления и предметы имеют как прямое, так и косвенное значение. Прямое значение определено тем, что вещи являются источником разнообразной информации по определенному историческому периоду, которую не всегда достаточно изучить, используя только труды античных авторов.
Косвенное значение состоит в том, что именно бытовые предметы и явления определяют специфику культуры классической эпохи Древней Греции, они четко рисуют характеристику отдельных социальных слоев и явлений. Для человека быт – это демонстрация системы ценностей, причем не только своей, но и окружающего социума.
Множество мелочей бытовой жизни позволяют восстановить общую картину политической, социальной и культурной жизни. Традиции повседневной жизни и сами могут быть использованы как источник изучения истории древнегреческого общества.
Так как именно в классический период истории Древней Греции происходит расцвет экономики и культуры греческих полисов, то исследование повседневной жизни полиса дает возможность лучше понять закономерности развития жизни античного человека. Поэтому, исследование и самого античного полиса можно считать актуальным.
Греция – государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей.
История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества
Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что исторические события оказывают друг на друга огромное влияние. Цивилизация Древней Греции стала основой для появления европейской цивилизации, оказала большое влияние на развитие средневекового, и как следствие, современного мира. Без фундамента, заложенного Древней Грецией, не было бы и современной Европы. Поэтому, исследование быта и культуры в Афинах помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать ее будущее.
Цель работы – охарактеризовать особенности повседневной жизни в Афинах.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать специфику древнегреческой культуры.
2. Проанализировать особенности повседневной жизни в Афинах (обучение и воспитание, семейный уклад, внешний вид, питание, обряды и традиции).
Объектом изучения стали особенности культуры Древней Греции.
Предметом исследования являются особенности повседневной жизни в Афинах.
Методы исследования: формально-логический, системный, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы.
Научно-практическая значимость. Материалы и выводы работы могут быть использованы в учебных курсах по культурологии, истории античного общества, философии, политологии, социологии, также в курсах по культуре античного общества, философии культуры.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В заключении мы пришли к следующим выводам.
Расцвет культуры Древней Греции относится к периоду Афинской демократии. Ее главной особенностью считают глубоко общественный характер.
Древние греки построили особый тип цивилизации, ставший отправной точкой развития общества Западной Европы. Она создала множество социокультурных инноваций (философию, полисную демократию), сформировала основы литературных жанров, каноны скульптуры и архитектуры, заложила начало европейской науки. Достижения Греции определили пути развития человечества.
Развитие культуры Греции дало ученым право назвать ее «греческим чудом». Характер среды и климатических условий, бедность ресурсами вынуждали греков осваивать морские пути, развивать коммуникативные навыки, налаживать торговые связи, общаясь с людьми разных культур. Это развивало качественно новые способы мышления и образцы поведения, заложившие основы нового менталитета и сформировало новый тип культуры со своими ценностями, правилами и нормами.
Семья в Древней Греции считалась основой общества, а вступление в брак – гражданской обязанностью. При выборе невесты жених руководствовался социальным положением ее родственников, приданым, которое давал за ней отец или брат. Чувства редко принимались во внимание, а согласия девушки вообще никто не спрашивал, все решали родители жениха и невесты. При выявлении особенностей жизни афинянок, а также правил, которым было подчинено их существование, необходимо помнить, о том, что регламентация исходила от власти мужчин, которая заповедана и освещена богами, поэтому считалась непререкаемой. Становясь хранительницей очага, девушка добровольно, почти бессознательно, как и мать ее, становилась зависимой от мужчины, господина, ослушаться которого ей не приходило в голову. Степень «забитости», униженности или свободы в семье женщины зависела, видимо, от ее личностных качеств и особенностей. Но наличие достаточно строгих правил, регламентирующих ее жизнь – норма в древнегреческом полисе.
Главным предметом одежды мужчин был хитон, хламис и гиматион, одежда женщин же состояла из хитона и гиматиона, но была значительно красочнее и разнообразнее.
Основными продуктами питания греков являлись рыба и морепродукты, оливки и оливковое масло, хлеб из полуобработанной муки, мясо дичи, бобовые культуры, овощи, молоко, мягкий белый овечий сыр, фрукты, орехи, мед.
В Афинах существовали две системы воспитания детей. До шести-семи лет ребенок занимался только играми, начальное образование было совершенно свободным и не находилось ни в руках государства, ни в руках каких-либо других учреждений. Так же существовало и высшее образование. Учителя стали обучать своих учеников рисованию и различным наукам: геометрии, астрономии, географии, риторике и философии. И наконец, афиняне умели весело провести свободное время, у них были всевозможные праздники, к которым они тщательно готовились, так же они играли во всевозможные игры. Те, кто отвечали за воспитание девочек, действовали в рамках культурных древнегреческих представлений о различиях между полами и развитии личности.
Жизнь древних греков, как и всех языческих народов, содержала в себе большое количество ритуалов и обрядов. Многие из них были утрачены за прошедшие тысячелетия, но о некоторых нам известно и сейчас, например: Свадебный обряд, Городские выборы, Погребение, Праздник в честь бога веселья, Мистерии, Жестокие культы плодородия.
1. Абдурахманова, И. В. История государства и права зарубежных стран / И. В. Абдурахманова, Н. Е. Орлова. – М: Издательский центр «МарТ», 2011. – 192 с.
2. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире / Е. Вардиман. – М.: Наука, 2000. – 354 с.
3. Васильева, З. И. История педагогики и образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / З.И. Васильева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
4. Вачьянц, А.М. Древняя Греция. Древний Рим: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. / А.М. Вачьян. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 234 с.
5. Велишский, Ф. Быт и нравы древних греков и римлян / Ф. Велишский. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 704 с.
6. Вениосов, А. В. История государства и права зарубежных стран / А. В. Вениосов. – М.: ТетраСистемс, 2011. – 554 с.
7. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: Высшая школа, 1988. – 495 с.
8. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран. Практикум / А. А. Вологдин. – М:Высшая школа, 2012. – 288 с.
9. Гаспаров, М.Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции / М.Л. Гаспаров. – М.: Фотуна ЭЛ, 2004. – 120 с.
10. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 384 с.
11. Глазова, Е. В. История государства и права зарубежных стран / Е. В. Глазова, Л. Н. Терехова. – СПБ.: Питер, 2009. – 192 с.
12. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. Педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – 432 с.
13. Желудков, А. В. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций / А. В. Желудков. – М: А-Приор, 2011. – 176 с.
14. Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л.Я. Жмудь. – СПб.: «ВКГ-Алетейя», 1994. – 376 с.
15. Иванов, А. А. История государства и права зарубежных стран / А. А. Иванов. – М: Юнити-Дана, 2010. – 344 с.
16. Ильинская, Л.С. Древняя Греция. История. Быт. Культура / Л.С. Ильинская – М.: Московский лицей, 1997 – 380с.
17. Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран. В вопросах и ответах / Н. И. Ильинский, Г. К. Аргучинцев. – М: Дикта, 2011. – 164 с.
18. Исаев, И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров / И. Исаев, Т. Филиппова. – М: Порспект, 2013. – 560 с.
19. Колобова, К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова. – М.: Наука, 1999 – 168с.
20. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран / А.И. Косарев. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2012. – 376 с.
21. Кудинов, О.А. История государства и права зарубежных стран / О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2012. – 305 с.
22. Кузищин, В.И. История Древней Греции / В.И. Кузищин. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
23. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М.: «Высшая школа», 1990. – 168 с.
24. Мижуев, П. Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы / П. Г. Мижуев // Хрестоматия по истории педагогики / сост. И. Ф. Свадковский.– М.: Наука, 2006. – 235 с.
25. Никитюк, Е.В. Быт античного общества. учебно-методическое пособие по спецкурсу / Е.В. Никитюк. – СПб.: АСТ, 2005. – 241 с.
26. Пискунов А. И. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.
27. Рубаник, В. Е. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций / В. Е. Рубаник. – М: Эксмо, 2013. – 480 с.
28. Садохин, А. П. Культурология: учебное пособие / А. П. Садохин, И. И. Толстикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 294 с.
29. Селезнев, П. С. Культурология: учебник-задачник / П. С. Селезнев, Р. П. Трофимова: теория и практика. – М.: Проспект, 2016. – 270 с.
30. Сивицкий, В. Н. Культурология: учебно-методическое пособие / В. Н. Сивицкий. – Минск: ВА РБ, 2013. – 46 с.
31. Силичев, Д. А. Культурология: учебное пособие / Д. А. Силичев. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 391 с.
32. Толстикова, И. И. Мировая культура и искусство: учебное пособие / И. И. Толстикова. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2016. – 415 с.