ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования художественно-
эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности формирования художественно -эстетических способностей
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методы формирования художественно-эстетических способностей детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования художественно-эстетических способностей
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 34
2.3. Работа по формированию и совершенствованию художественно -
эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей на занятиях 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования художественно-
эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности формирования художественно -эстетических способностей
детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методы формирования художественно-эстетических способностей детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования художественно-эстетических способностей
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 34
2.3. Работа по формированию и совершенствованию художественно -
эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей на занятиях 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
условиях современного мира достаточно сложным считается процесс формирования художественно-эстетических способностей детей
дошкольного возраста.
Этот процесс наиболее сложен и многогранен, когда речь идет о детях старшего дошкольного возраста.
В этот важный возрастной период формируются фактически все основные жизненные взгляды ребенка и в последующем самостоятельной личности и именно в этот возрастной период в детях формируются первые зачатки понятий морали, нравственности, а также вкусы в старшем дошкольном возрасте начинают развиваться и творческие способности - эти способности обязаны направлять в правильные русла современные педагоги, чтобы способности, собственно, как и сам ребенок максимально эффективно развивались. Художественно-эстетические способности развиваются у детей, начиная с 5 - 7 лет.
Цель исследования - теоретическим путем выделить и экспериментальным проверить условия, способствующие формированию художественно- эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей на занятиях.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий.
2. Изучить особенности сформированности художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста .
3. Осуществить комплекс мероприятий, направленных на формирование художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности на занятиях.
4. Оценить эффективность проведенных формирующих
мероприятий.
Объект исследования - художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - опытно - экспериментальная деятельность детей на занятиях как условие формирования художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: опытно - экспериментальная деятельность детей на занятиях является эффективным условием формирования художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы: теоретические (анализ, обобщение, сравнение); практические (наблюдение, эксперимент).
Методики: О. М. Дьяченко и А.И. Кирилловой тест «Дорисовка
фигур» (оценивается продуктивность, способ создания рисунков, оригинальность); Тест креативности Торренса.
Структура работы - работа состоит из введения, двух отдельных глав, заключения, списка литературы и основных приложений, которые необходимы для проведения полноценного исследования по выбранной теме выпускной квалификационной работы.
дошкольного возраста.
Этот процесс наиболее сложен и многогранен, когда речь идет о детях старшего дошкольного возраста.
В этот важный возрастной период формируются фактически все основные жизненные взгляды ребенка и в последующем самостоятельной личности и именно в этот возрастной период в детях формируются первые зачатки понятий морали, нравственности, а также вкусы в старшем дошкольном возрасте начинают развиваться и творческие способности - эти способности обязаны направлять в правильные русла современные педагоги, чтобы способности, собственно, как и сам ребенок максимально эффективно развивались. Художественно-эстетические способности развиваются у детей, начиная с 5 - 7 лет.
Цель исследования - теоретическим путем выделить и экспериментальным проверить условия, способствующие формированию художественно- эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности детей на занятиях.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий.
2. Изучить особенности сформированности художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста .
3. Осуществить комплекс мероприятий, направленных на формирование художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности на занятиях.
4. Оценить эффективность проведенных формирующих
мероприятий.
Объект исследования - художественно-эстетические способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - опытно - экспериментальная деятельность детей на занятиях как условие формирования художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: опытно - экспериментальная деятельность детей на занятиях является эффективным условием формирования художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы: теоретические (анализ, обобщение, сравнение); практические (наблюдение, эксперимент).
Методики: О. М. Дьяченко и А.И. Кирилловой тест «Дорисовка
фигур» (оценивается продуктивность, способ создания рисунков, оригинальность); Тест креативности Торренса.
Структура работы - работа состоит из введения, двух отдельных глав, заключения, списка литературы и основных приложений, которые необходимы для проведения полноценного исследования по выбранной теме выпускной квалификационной работы.
1. Художественно - эстетические способности определяются в науке как способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии и красоты.
2. Для формирования художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста для начала важно создать фундамент для этих способностей в виде базово - сформированной творческой личности.
При формировании творческой личности ребенка можно использовать.
1. Творческие игры.
2. Ненормированные игры без сценариев.
3. Народные игры.
Кроме того, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость. Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения осуществлять ее, что, конечно же, способствует формированию способностей его личности. В связи с тем, что формирование способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями, то, соответственно, родителям и воспитателям необходимо активировать интересы детей. Если ребенка по - настоящему заинтересовать каким-либо делом, то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что, в свою очередь, положительно отражается на формировании способностей.
Для формирования и развития художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста, чаще всего используются всевозможные творческие игры, которые подбирают специально, с учетом актуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и при этом, творческие игры в контексте формирование художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста носят открытый и ненормированный характер - это обусловлено тем, что формирование и развитие художественно-эстетических способностей детей должно протекать свободно и неограниченно, что обеспечит максимальную эффективность проводимых воспитательных мероприятий.
Методика «Дорисовывание фигур»
Выделяют следующие уровни:
Низкий уровень дети не принимают задачу: рисуют рядом с заданной фигурой что - то своё, дают беспредметные изображения. Для 1 - 2 фигурок эти дети иногда, могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигуры. Такие рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
Средний уровень дорисовывают большинство фигурок, все рисунки схематичны, без деталей. Есть рисунки, которые повторяет сам ребёнок или дети группы.
Высокий уровень дают схематичные, детализированные, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся). Предложенная для дорисовывание фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ № ХХ. Участники - дети старшего дошкольного возраста (20 человек).
Работа проходила в три этапа.
1. Констатирующий - исследование показателя сформированности у старших дошкольников эстетических способностей при ознакомлении с дымковской игрушкой на начальном этапе эксперимента .
2. Формирующий - на основе проведенного исследования предлагаются методы по формированию художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
...
2. Для формирования художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста для начала важно создать фундамент для этих способностей в виде базово - сформированной творческой личности.
При формировании творческой личности ребенка можно использовать.
1. Творческие игры.
2. Ненормированные игры без сценариев.
3. Народные игры.
Кроме того, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость. Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения осуществлять ее, что, конечно же, способствует формированию способностей его личности. В связи с тем, что формирование способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями, то, соответственно, родителям и воспитателям необходимо активировать интересы детей. Если ребенка по - настоящему заинтересовать каким-либо делом, то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что, в свою очередь, положительно отражается на формировании способностей.
Для формирования и развития художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста, чаще всего используются всевозможные творческие игры, которые подбирают специально, с учетом актуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и при этом, творческие игры в контексте формирование художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста носят открытый и ненормированный характер - это обусловлено тем, что формирование и развитие художественно-эстетических способностей детей должно протекать свободно и неограниченно, что обеспечит максимальную эффективность проводимых воспитательных мероприятий.
Методика «Дорисовывание фигур»
Выделяют следующие уровни:
Низкий уровень дети не принимают задачу: рисуют рядом с заданной фигурой что - то своё, дают беспредметные изображения. Для 1 - 2 фигурок эти дети иногда, могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигуры. Такие рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
Средний уровень дорисовывают большинство фигурок, все рисунки схематичны, без деталей. Есть рисунки, которые повторяет сам ребёнок или дети группы.
Высокий уровень дают схематичные, детализированные, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся). Предложенная для дорисовывание фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно - эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ № ХХ. Участники - дети старшего дошкольного возраста (20 человек).
Работа проходила в три этапа.
1. Констатирующий - исследование показателя сформированности у старших дошкольников эстетических способностей при ознакомлении с дымковской игрушкой на начальном этапе эксперимента .
2. Формирующий - на основе проведенного исследования предлагаются методы по формированию художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.
...
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016





