Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедийных технологий в формировании речевых умений на уроках иностранного
языка 8
1.1. Возможности мультимедийных технологий в обучении 8
1.2. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранному
языку 18
1.3. Овладение речевыми умениями и навыками на уроке иностранного
языка 27
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию
мультимедийных технологий для формирования речевых умений обучающихся старшей школы на уроках английского языка 32
2.1. Основные трудности, возникающие при использовании цифровых
технологий на уроке английского языка 34
2.2. Особенности обучения английскому языку в старшей школе 35
2.3. Разработка заданий по формированию речевых умений обучающихся
старшей школы с использованием мультимедийных технологий 40
2.3 Практическое применение методик формирования и развития речевых умений в старшей школе с применением мультимедийных технологий 54
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение А 75
Приложение Б 77
Приложение В 78
Приложение Г 79
Приложение Д 80
Приложение Е 84
Актуальность работы. Успешному формированию речевых умений, обучению чтению, аудированию на иностранном языке способствует сформированность лексических навыков и использование современных образовательных ресурсов и инструментов. Одним из таких инструментов являются мультимедийные технологии, начинающие появляться в школах в начале 2000-х гг.
В настоящее время, для того чтобы обучающийся обрел возможность использовать язык в межкультурной иноязычной коммуникации, чтобы он начал применять в общении приобретенные речевые навыки, используют различные мультимедийные технологии для совершенствования урока иностранного языка, повышения его эффективности.
В эпоху всеобщей компьютеризации актуальным становится вопрос об использовании современных технологий при формировании речевых умений. В последние годы компьютерные технологии активно внедряются в практическую и методическую составляющую педагогической сферы.
Анализ результатов теоретических исследований и опыта педагогов- практиков по организации обучения в профильной школе позволяют обозначить ряд проблемных вопросов. Например, какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить результативность профильного обучения иностранному языку в школе? Могут ли современные мультимедийные технологии способствовать формированию речевых умений у обучающихся на уроке английского языка?
Учет сложившейся педагогической ситуации и необходимость решения поставленных проблем позволили нам сформулировать тему исследования: «Использование современных мультимедийных технологий для формирован ия речевых умений обучающихся старшей школы на уроках английского языка».
Объектом исследования являются современные мультимедийные технологии.
Предмет исследования - формирование речевых умений у обучающихся старшей школы.
Цель исследования - теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка эффективности использования современных мультимедийных технологий для формирования речевых умений у обучающихся 10-11-х классов на уроке английского языка.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы: использование мультимедийных технологий в процессе обучения английского языка способствует формированию и развитию речевых умений. у обучающихся 10-11-х классов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру понятий «речевые умения» и «лексические навыки», а также проанализировать процесс их формирования у обучающихся в процессе обучения.
2. Изучить понятие «мультимедийные технологии» и их виды.
3. Провести сравнительно-сопоставительный анализ современных мультимедийных технологий.
4. Провести сравнительный анализ уровня сформированности речевых умений у обучающихся старших классов, при обучении которых применялись мультимедийные технологии.
5. Разработать упражнения с применением мультимедийных технологий для формирования речевых умений у обучающихся 10-11-х классов на уроке английского языка и методические рекомендации по их внедрению.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в начальной школе работы по различным аспектам современного процесса обучения иностранным языкам в контексте компетентностного подхода в старшей школе, а также работы таких исследователей как: И.А. Зимней [Зимняя, 2001], А.П. Хуторского [Хуторской, 2016], Р.К. Потаповой [Потапова, 2016], М.А. Бовтенко [Бовтенко, 2008], Л.В. Сарычевой [Сарычева, 2014] и других. Работы по изучению аутентичных материалов Г.И. Мильруд [Мильруд, 1995], А.В. Зубова [Зубов, 2009] и других. Работы по возрастной педагогике и психологии Л.С. Выготского [Выготский, 1997], Л.И. Божовича [Божович, 2008].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовой документации в сфере образовательной деятельности, сравнительно-сопоставительный анализ учебных пособий, сравнительный анализ современных мультимедийных технологий в обучении английского языка.
База исследования: 10 классы МБОУ СОШ Гимназия №3 г.Красноярска.
Новизна исследования заключается в рассмотрении и анализе применения современных образовательных приложений и обучающих программ в старшей школе ввиду недостаточного раскрытия проблемы использования современных мультимедийных технологий, способствующих формированию речевых умений обучающихся старшей школы на современном этапе в научных работах и публикациях.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы в области формирования речевых навыков и компетенций, связанных с ИКТ и мультимедийными технологиями могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в старшей школе при обеспечении качественного подбора лингводидактических инструментов.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2019 и 2020 гг.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 90 страницах машинописного текста.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание.
Первая глава представляет собой описание основных содержательных линий Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, также раскрываются понятия «речевые умения», «лексические навыки», их сущность и уровни сформированности. Представлены понятие, классификация мультимедийных технологий, описание и характеристика образовательных платформ. Рассматриваются дидактические возможности применения мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку, как то: определение и структуры компетенций, развиваемых на базе мультимедийных технологий, классификация цифровых ресурсов и методические возможности их использования в обучении английскому языку.
Во второй главе представлены анализ и интеграция мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения школьников старшей школы. Подробно выделено и рассмотрено развитие речевых умений и компетенций, связанных с использованием ИКТ в рамках применения выделенных в первой главе методик.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, дается сводный анализ результатов обеих глав, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Процесс обучения в старшей школе на современном этапе предполагает воспитание и развитие молодого человека, способного критически и творчески мыслить, активно познавать окружающий мир, понимать насколько ценно образование в современном мире, а особенно самообразование.
Учитывая все это, один из возможных привлекательных для современных выпускников вариантов обучения - это удаленное, дистанционное обучение. В связи с тем, что поколение, о котором идёт речь не признаёт авторитетов (компьютер знает гораздо больше, чем учитель), необходимо строить партнерские отношения, основанные на взаимном уважении. Сегодня перед учителем в обучении старшеклассников встают сразу несколько задач, продиктованных новыми реалиями жизни. Современному учителю необходимо владеть современными мультимедийными и информационно-коммуникационными технологиями для создания положительной мотивации на обучение.
Современное оснащение классов, использование электронных учебников вместо бумажных, введение нового материала с помощью презентаций с наглядными образами и минимумом текста, тестовые задания в виде игры или квеста так же помогут создать положительное отношение к учению, будут способствовать лучшему восприятию и запоминанию информации. Перед современными учениками необходимо ставить чёткие цели и задачи, с подробным описанием результата, который они получат, выполнив их, при этом необходимо строго регламентировать сроки работы.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся старшей школы, особенности их восприятия информации, их зависимость от цифровых технологий свидетельствуют о том, что необходимо искать новые способы и методы обучения, которые будут отвечать интересам обучающихся и требованиям современного образования.
Целью данного исследования была опытно-экспериментальная проверка эффективности использования современных мультимедийных технологий для формирования речевых умений у обучающихся 10-11-х классов на уроке английского языка.
Для достижения этой цели нами был проведен ретроспективный анализ научной литературы в области теории и методики обучения иностранным языкам, психологии, педагогики и лингвистики. В результате, нами была составлена полная картина того, как используются и могут быть использованы современные мультимедийные и цифровые технологии в процессе обучения иностранным языкам.
Следует отметить, что объектом большинства существующих по данной проблеме исследований был процесс обучения иностранному языку взрослых. Однако старшая школа является ключевым этапом в системе формирования вторичной языковой личности, поскольку охватывает максимально широкую аудиторию граждан, а, следовательно, основные процессы формирования иноязычного поведения в виртуальной среде должны начинаться как раз на уровне старшей школы. Анализ психологовозрастных особенностей современных детей подросткового возраста подтвердил нашу гипотезу о необходимости интеграции мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку.
В рамках исследования был разработан комплекс заданий для формирования и развития речевых умений у учеников старшей школы.
Результатом нашего исследования стало создание упражнений, а также методических рекомендаций, направленных на формирование у обучающихся основ цифровой компетентности на английском языке, как основания для внедрения мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в средней школе. При разработке методических рекомендаций и упражнений учитывались практические и теоретические аспекты формирования данной компетентности, возрастные особенности обучаемых, а также потенциальные трудности, связанные с 66
интеграцией технологий в процесс обучения, называемые цифровыми рисками.
Также нами были разработаны дополнительные методические материалы, которые могут быть использованы преподавателями в ходе обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий:
• Список интернет-ресурсов для обучающихся, которые могут быть использованы ими для самостоятельной работы (Приложения А-В).
• Макет электронного персонального словаря обучающегося (Приложение Г)
• Дополнительно, нами были составлены лексические минимумы разнообразной компьютерной лексики, а также интернет-сленга английского языка для учащихся 10-11-х классов (Приложение Д)
Подводя итог, хотим отметить, что в силу своей научной новизны и междисциплинарного характера, тема данной диссертации остается чрезвычайно актуальной и требует дальнейшего целенаправленного исследования. Раскрытие лингводидактического потенциала использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку должно стать одной из наиболее приоритетных задач методики обучения иностранным языкам в будущем.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
2. Асочаков, Ю.В. «Цифровая либерализация», «Цифровое неравенство» и киберскептицизм [Текст] // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2015.
- №2 - С.93-99.
3. Астафьева, О.Н., Захарова, О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/86387.html (дата обращения: 22.04.2020)
4. Барановская, Т.А. Особенности изучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2011.-№1.- С.53-55. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26617 (дата обращения: 05.06.2020).
5. Бовтенко, М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. [Текст] - Москва: Флинта Наука, 2005. - 215 с.
6. Бовтенко, М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие [Текст] / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 111 с.
7. Бовтенко, М.А., Гарцов, А.Д., Ельникова, С.И. и др. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций [Текст] - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. - 211 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / СПб: Питер, 2008. - 398 с.
9. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. [Текст] // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. - С. 30-57.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
11. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. [Текст] / Н.Д.Гальскова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
12. Гарцов, А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи [Текст] // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». №2. М., РУДН, 2007. - С.41-49.
13. Гриценко, И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человечества [Текст] // Ученые записки РГСУ. - 2012. - №4 (104) - С.71-74.
14. Гусевская, Н. Ю., Ерёмина, В.М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения [Текст] // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2012. - №6 - С.97-101.
15. Демьянова, Е. Г., Колесник, А. А. Информационная зависимость как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 943-945....68