Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 7
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие.. 7
1.2 Образовательная среда ДОО как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания...., 18
1.3 Современные средства организации нравственно-патриотического
воспитания дошкольников 225
Глава 2. Реализация в практике работы ДОО системы мероприятий, направленной на рост уровня нравственно - патриотического воспитания в игровой деятельности 32
2.1. Констатирующий этап 32
2.2. Формирующий этап 35
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. [1], понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях [1].
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский [42], Р.С. Буре [6], С.А. Козлова [17], Р.И. Жуковская [11] и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально¬положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.
Нами было выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении .
Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблему исследования: как необходимо организовать воспитательный процесс в ДОО, чтобы обеспечить выполнение задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования: организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОО.
Цель исследования:теоретическая разработка программы,обеспечивающей эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
В основу исследования положена гипотеза о том, что организация формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка в условиях детской образовательной организации будет более эффективной, если определить содержание и структуру процесса формирования нравственно-патриотических качеств старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
-изучить понятие нравственно-патриотического воспитания в науке; -определить цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в современном образовании;
- выявить методы и формы патриотического воспитания детей в условиях детского образовательного учреждения;
-выявить психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, как субъекта нравственно-патриотического воспитания;
- охарактеризовать отбор содержания и планирования тематических занятий по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод системного анализа.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография содержит 46 источников.
В итоге изучения темы исследования отметим, что выдвинутые цель и задачи были достигнуты.
Из вышеизложенного текста выяснилось, что патриотизм - это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим: и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Сравнивая итоги констатирующего и заключительного этапов, можно сделать вывод, что до проведения эксперимента, был очень низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей в вопросах нравственного воспитания в игровой деятельности, двти не могли играть коллективно, не уступали друг другу. Проанализировав итоги заключительного этапа видно, что возрос уровень психолого-педагогических знаний родителей, родители стали уделять внимание игровой деятельности, играть вместе с ребенком, а дети научились играть в коллективе, принимать на себя роль и выполнять ев, заботиться об окружающих, проявлять доброту и сочувствие, соблюдать правила. Значит, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а, следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.
1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы : постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 (ред. от 07.10.2013) // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 53152/
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М.: ЦТЛ, 2005. - 256 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2000. - 340с.
4. Будегечиевд Т. Б. О проблеме художественных традиций тувинского народа / Т. Б. Будегечиева. - Кызыл, 1987. - С. 91-93.
5. Будущее России в молодежном сознании /под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
6. Буре Р. С. Воспитатель - дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М., 1985.-204 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. - М., 1999. - 215 с.
8. Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т. И. Оверчук. - М., 2004. - 56 с.
9. Добрынина Н. Растить мужчину / Н. Добрынина // Дошк. воспитание. - 1995. -№ 6. -С. 5-8.
10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 1.-С. 5-12.
11. Жуковская Р. И. Родной край / Р.И Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Аргос, 1990. - 213 с.
12. Казакова Р. Использование тувинских народных традиций в воспитании у детей дошкольного возраста коллективизма и интернационализма / Р. Казакова // Башкы. - № 3. - 1995. - С. 17-19.
13. Калзан А. К. О тувинском фольклоре / А. К. Калзан. - Кызыл, 1961. -С. 72-77.
14. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь. - М. : Сфера, 2011. - 144 с.
15. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев / М. Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл, 2006. - 223 с.
16. Кириллина М. Патриотическое воспитание / М. Кириллина, Л. Мвльчина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 12-14.
17. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб.для сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 414 с.
18. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешвулина.
-М. : Сфера, 152 с.
19. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие / Л. В. Кокуева. - М., 2005. - 125 с.
20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. -№> 10.-С. 8-11.
21. Кужугет А. К. Традиционные нормы поведение и общения тувинцев в быту / А. К. Кужугвт. - Кызыл, 1992. - 124 с.
22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнвв воспитание : учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М. Академия, 1999. - 232 с.
23. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 2001. - 450 с.
24. Маханева М. Д. Ноавсьвеаао-патриотическое воспитание дошкольников : метод, пособие / М. Д. Мамантва. - М. : Сфера, 2009. - 96 с.
25. Метод проектов в руководстве работой по нравственно -
патриотическому воспитанию / Ю. Гладкова // Ребёнок в детском саду. - 2008. -№ 2. -С. 12-15.
26. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - 2-в изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1978.- 256 с.
27. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 5-9.
28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. С. А. Козловой. - М. : Слово, 2004. - 245 с.
29. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Мозаика-синтез, .2010. 304 с.
31. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавиченв // Ребёнок в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 10-15.
32. Педагогика : учвб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Н^касиотого. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 640 с.
33. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под рвд. Ю. К. Бабанского. - 2-в изд., доп. и первраб. - М. : Просвещение, 2008. - 479 с.
34. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, JL Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 7-12.
35. Писарева А. Е. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ: метод, пособив / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. - М. : Сфера, 2007. - 128 с.
36. Подласый И. П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 435 с.
37. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. JI. Князевой. - М. : Сфера, 2004. - 86 с.
38. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М. : Владос, 2005. - 136 с.
39. С чего начинается Родина? : (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. JI. А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2005. - 192 с.
40. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика : курс лекций : [учеб. пособие для студентов пед. фак.] / Н. П. Сазонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 264 с.
41. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград : Учитель,2007. 203 с.
42. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М. : Просвещение, 2004. - 316 с.
43. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, JI. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8. - С. 22-26.
44. Шаламова Е. Патриотическое воспитание / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. - 2009. - № 6. - С. 8-11.
45. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 319 с.