Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №16944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 7
1.1 Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие.. 7
1.2 Образовательная среда ДОО как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания...., 18
1.3 Современные средства организации нравственно-патриотического
воспитания дошкольников 225
Глава 2. Реализация в практике работы ДОО системы мероприятий, направленной на рост уровня нравственно - патриотического воспитания в игровой деятельности 32
2.1. Констатирующий этап 32
2.2. Формирующий этап 35
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48


Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. [1], понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010 г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях [1].
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым. Анализ научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее продуктивно проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались: К.Д. Ушинский [42], Р.С. Буре [6], С.А. Козлова [17], Р.И. Жуковская [11] и др. Современные педагоги, психологи, философы, осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам: формированию культуры поведения - С.В. Петерина; формированию гуманных отношений - А.М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре, и др.; формированию любви к Родине - С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитанию нравственно-волевых качеств - А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др.; формированию эмоционально¬положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.
Нами было выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики нравственно-патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим также, что в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий воспитания патриотического сознания и нравственных ценностей и установок у старших дошкольников, не создана единая универсальная воспитательная система, которую можно было бы с успехом применять в дошкольном образовательном учреждении .
Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблему исследования: как необходимо организовать воспитательный процесс в ДОО, чтобы обеспечить выполнение задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования: организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОО.
Цель исследования:теоретическая разработка программы,обеспечивающей эффективность нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
В основу исследования положена гипотеза о том, что организация формирования нравственно-патриотических качеств личности ребенка в условиях детской образовательной организации будет более эффективной, если определить содержание и структуру процесса формирования нравственно-патриотических качеств старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
-изучить понятие нравственно-патриотического воспитания в науке; -определить цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в современном образовании;
- выявить методы и формы патриотического воспитания детей в условиях детского образовательного учреждения;
-выявить психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, как субъекта нравственно-патриотического воспитания;
- охарактеризовать отбор содержания и планирования тематических занятий по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод системного анализа.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография содержит 46 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В итоге изучения темы исследования отметим, что выдвинутые цель и задачи были достигнуты.
Из вышеизложенного текста выяснилось, что патриотизм - это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим: и физическим воспитанием.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Сравнивая итоги констатирующего и заключительного этапов, можно сделать вывод, что до проведения эксперимента, был очень низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей в вопросах нравственного воспитания в игровой деятельности, двти не могли играть коллективно, не уступали друг другу. Проанализировав итоги заключительного этапа видно, что возрос уровень психолого-педагогических знаний родителей, родители стали уделять внимание игровой деятельности, играть вместе с ребенком, а дети научились играть в коллективе, принимать на себя роль и выполнять ев, заботиться об окружающих, проявлять доброту и сочувствие, соблюдать правила. Значит, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной, а, следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.



1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы : постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 (ред. от 07.10.2013) // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 53152/
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М.: ЦТЛ, 2005. - 256 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2000. - 340с.
4. Будегечиевд Т. Б. О проблеме художественных традиций тувинского народа / Т. Б. Будегечиева. - Кызыл, 1987. - С. 91-93.
5. Будущее России в молодежном сознании /под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
6. Буре Р. С. Воспитатель - дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М., 1985.-204 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А. М. Виноградовой. - М., 1999. - 215 с.
8. Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т. И. Оверчук. - М., 2004. - 56 с.
9. Добрынина Н. Растить мужчину / Н. Добрынина // Дошк. воспитание. - 1995. -№ 6. -С. 5-8.
10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 1.-С. 5-12.
11. Жуковская Р. И. Родной край / Р.И Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Аргос, 1990. - 213 с.
12. Казакова Р. Использование тувинских народных традиций в воспитании у детей дошкольного возраста коллективизма и интернационализма / Р. Казакова // Башкы. - № 3. - 1995. - С. 17-19.
13. Калзан А. К. О тувинском фольклоре / А. К. Калзан. - Кызыл, 1961. -С. 72-77.
14. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь. - М. : Сфера, 2011. - 144 с.
15. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев / М. Б. Кенин- Лопсан. - Кызыл, 2006. - 223 с.
16. Кириллина М. Патриотическое воспитание / М. Кириллина, Л. Мвльчина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 12-14.
17. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб.для сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 414 с.
18. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешвулина.
-М. : Сфера, 152 с.
19. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие / Л. В. Кокуева. - М., 2005. - 125 с.
20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. - 1999. -№> 10.-С. 8-11.
21. Кужугет А. К. Традиционные нормы поведение и общения тувинцев в быту / А. К. Кужугвт. - Кызыл, 1992. - 124 с.
22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнвв воспитание : учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М. Академия, 1999. - 232 с.
23. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 2001. - 450 с.
24. Маханева М. Д. Ноавсьвеаао-патриотическое воспитание дошкольников : метод, пособие / М. Д. Мамантва. - М. : Сфера, 2009. - 96 с.
25. Метод проектов в руководстве работой по нравственно -
патриотическому воспитанию / Ю. Гладкова // Ребёнок в детском саду. - 2008. -№ 2. -С. 12-15.
26. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - 2-в изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1978.- 256 с.
27. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 5-9.
28. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. С. А. Козловой. - М. : Слово, 2004. - 245 с.
29. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Мозаика-синтез, .2010. 304 с.
31. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавиченв // Ребёнок в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 10-15.
32. Педагогика : учвб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Н^касиотого. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 640 с.
33. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под рвд. Ю. К. Бабанского. - 2-в изд., доп. и первраб. - М. : Просвещение, 2008. - 479 с.
34. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, JL Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 7-12.
35. Писарева А. Е. Живем в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ: метод, пособив / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. - М. : Сфера, 2007. - 128 с.
36. Подласый И. П. Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник для вузов / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 435 с.
37. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. JI. Князевой. - М. : Сфера, 2004. - 86 с.
38. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М. : Владос, 2005. - 136 с.
39. С чего начинается Родина? : (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. JI. А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2005. - 192 с.
40. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика : курс лекций : [учеб. пособие для студентов пед. фак.] / Н. П. Сазонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 264 с.
41. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград : Учитель,2007. 203 с.
42. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М. : Просвещение, 2004. - 316 с.
43. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, JI. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8. - С. 22-26.
44. Шаламова Е. Патриотическое воспитание / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. - 2009. - № 6. - С. 8-11.
45. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 319 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ