Введение 4
1 Технологии трехмерного моделирования 7
1.1 Коренные малочисленные народы Севера 7
1.2 Эвенки, история, количество представителей, характерные черты 10
1.3 Трехмерные скульптуры, понятие и сферы применения, особенности
создания трехмерных скульптур людей 14
1.4 Анализ программного обеспечения для создания ЭЭ-моделей 25
2 Разработка трехмерной скульптуры эвенка 29
2.1 Сбор референсов 29
2.2 Создание 3Э-модели эвенка 32
2.3 Текстурирование ЭЭ-модели эвенка 46
2.4 Создание и текстурирование модели одежды 52
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А Результаты поискового запроса «Indigenous people» 66
В настоящее время мало кто задаётся вопросом о важности сохранения объектов культурного наследия, потому что ответ на данный вопрос очевиден. Существует множество оцифрованных или созданных моделей предметов быта, труда, музыкальных инструментов, орудий, игрушек, посуды и т.д. и с каждым днём таких моделей становится больше. Однако существует крайне малое количество моделей людей. По запросу «indigenous people» (коренные народы) сайты, посвящённые SD-моделям, выдают всего пару сотен результатов, часть из которых является предметами одежды, инструментами, моделями жилищ, но не моделями людей. К примеру, на сайте ArtStation, который является одним из самых популярных среди SD-художников, было найдено 188 результатов, среди которых всего 48 моделей людей. Поисковые запросы на различных сайтах представлены в приложении А.
Вопрос сохранения народов является не менее важным, чем вопрос сохранения объектов культурного наследия, ведь именно люди создают данные объекты. На протяжении истории человечества существовало множество различных народов и также множество различных народов безвозвратно исчезло с лица Земли с течением времени. Конечно, в современном мире существуют организации направленные на сохранение малочисленных народов, однако сохранение представителей данных народов в цифровом виде является столь же важным процессом, в рамках сохранения человеческой истории, сколь и сохранение объектов культурного наследия.
В пользу сохранения представителей каких-либо народов в цифровом виде также говорит и возможность их изучения из любой точки мира. Например, человеку, заинтересованному в изучении коренных малочисленных народов Севера России, не проживающему на территории России и не имеющему возможности посещения музея, остаётся довольствоваться фотографиями, видеороликами и статьями, посвящённых данным народам. В таком случае SD-модель представителя коренного малочисленного народа 4
Севера может стать альтернативой посещению музея, которая, к тому же, не исчезнет со временем и навсегда останется в общем доступе в интернете.
Актуальность работы заключается в существовании малого количества моделей, связанных с коренными народами.
Объектом исследования являются особенности разработки трехмерной скульптуры. Предметом исследования является разработка SD-модели представителя коренного малочисленного народа Севера.
Целью работы является создание SD-модели представителя коренного малочисленного народа Севера.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
1. Ознакомиться с коренными малочисленными народами Севера и выбрать представителя какого-либо народа.
2. Изучить понятие SD-моделей, сферы их применения, особенности создания SD-моделей людей.
3. Рассмотреть программное обеспечение для создания SD-моделей и определить наиболее подходящее.
4. Разработать SD-модель представителя коренного малочисленного народа Севера.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава «Технологии трехмерного моделирования» включает в себя описание коренных малочисленных народов, описание эвенков, их внешности, одежды и образа жизни, определение SD-моделей и SD-моделирования, а также содержит определения текстур, рига и SD-материалов. Кроме того, первая глава включает в себя особенности разработки трехмерных моделей людей.
Вторая глава «Разработка трехмерной скульптуры эвенка» содержит подобранные для создания SD-модели эвенка референсы и поэтапно описывает процесс создания 3D-модели в различных программных обеспечениях с описанием использованных инструментов. Кроме того, вторая глава содержит информацию о количестве текстур и полигонов конечной модели.
Заключение подводит итоги теоретической и практической глав выпускной квалификационной работы. Список литературы содержит библиографические описания цитируемых источников, совместно с электронными ресурсами.
В рамках выпускной квалификационной работы была разработана 3D- модель представителя коренного малочисленного народа Севера. Были изучены понятия 3D-моделей и сферы их применения, выявлены особенности создания SD-моделей людей, проанализировано программное обеспечение для создания SD-моделей.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы, для создания SD-модели представителя коренного малочисленного народа Севера был выбран представитель эвенкийского народа. Этому поспособствовало несколько причин. Основными из которых стали наличие большого количества информации об эвенкийском народе и простой поиск референсов.
Важным этапом стало выявление особенностей создания 3D-моделей людей. На данном этапе были определены три основных аспекта в процессе разработки 3D-модели человека. Первый аспект - знание анатомии человека. Данное знание помогает в создании более верной и реалистичной модели, а также помогает лучше понимать устройство человеческого тела. Второй аспект - поиск и наличие референсов. Наличие референсов сильно упрощает процесс создания, а также помогает обратить внимание на важные детали. Третий аспект - законодательство. В рамках данного аспекта была проанализирована статья 152.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Охрана изображения гражданина». Были определены основные положения, при которых разрешается или запрещается обнародование и использование изображения гражданина.
На этапе анализа программного обеспечения были выделены наиболее подходящие для создания 3D-модели эвенка программы. Ими стали ZBrush, Substance Painter, Marvelous Designer и Maya. ZBrush благодаря своим инструментам скульптурного моделирования, которые позволяют создать качественную и высокодетализированную SD-модель, а также благодаря возможности переноса детализации с высокополигональной модели на низкополигональную путем создания карты нормалей. Substance Painter благодаря своей библиотеке материалов и возможности рисования текстур прямо на модели. Marvelous Designer из-за возможности создания одежды поверх манекена и подгонке одежды по фигуре. Maya благодаря наличию удобного инструмента UV-Editor.
По итогу бакалаварской работы созданная SD-модель эвенка была размещена на платформе Sketchfab и доступна по ссылке https://skfb.ly/ovNJL.
1. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации // Википедия свободная энциклопедия : официальный сайт. - 2001. - URL:
ййр8://ги^1к1реФа.огц^1к1/коренные малочисленные народы Севера Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации (дата обращения: 18.03.2022).
2. О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : официальный сайт. - 2022. - URL: https://docs.cntd.ru/document/802058430 (дата обращения: 18.03.2022).
3. Alexandra Tomaselli Implementation of Indigenous Rights in Russia: Shortcomings and Recent Developments / Alexandra Tomaselli // International Indigenous Policy Journal. - 2014. - Vol. 5, P. 1-23. (дата обращения: 25.03.2022)
4. Эвенки (тунгусы) - аристократы Сибири под Полярной звездой //
TravelAsk - специализированный поисковик тревел-услуг : официальный сайт. - 2009. - URL: https://travelask.ru/articles/evenki-tungusy-aristokraty-sibiri-pod-
polyarnoy-zvezdoy (дата обращения: 18.03.2022).
5. 3D модели и анимация. Что это и где искать? // Курсы и статьи по
программированию : официальный сайт. - 2017. - URL:
https://students.njay.ru/article/3D-modeli-i-animatsiia-Chto-eto-i-gde-iskat (дата
обращения: 11.04.2022).
6. Текстура (трёхмерная графика) // Википедия свободная энциклопедия
: официальный сайт. - 2001. - URL:
https://ru.wikipedia.огцДикйтекстура трёхмерная графика (дата обращения: 11.04.2022).
7. Риггинг 3D модели // Cpu3d. 3D графика. Что это такое : сайт. - 2021.
URL: http://cpu3d.com/animation/rigging-3d-modeli/ (дата обращения:
11.04.2022).
8. The definition of 3D modeling // Lifewire tech for humans : официальный сайт. - 2016. - URL: https://www.lifewire.com/what-is-3d-modeling-2164 (дата обращения: 25.04.2022).
9. Сфера применения 3D-визуализации // Klona - студия 3D-
моделирования, дизайна и визуализации : официальный сайт. - 2010. - URL: https://klona.ua/blog/3d-modelirovanie/sfery-primeneniya-3d-vizualizacii (дата
обращения: 26.04.2022).
10. Витрувий о пропорциях // LiveJournal - блог-платформа для ведения онлайн дневников : официальный сайт. - 1999. URL: https://nata- nedizainer.livejournal.com/34633.html (дата обращения: 27.04.2022).
11. Что такое референсы, для чего они нужны и где их искать // UniSender
• сервис Email рассылок : официальный сайт. - 2008. - URL:
https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/referens-chto-eto-takoe-i-gde-ego- primenyat/ (дата обращения: 29.04.2022).
12. Образ человека в видеоиграх // Адвокатская газета Орган Федеральной палаты адвокатов РФ : официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/obraz-cheloveka-v-videoigrakh/ (дата обращения: 25.04.2022).
13. Виды моделирования. Основы скульптинга, ретопологии и развертки // Хабр Сообщество IT-специалистов : официальный сайт. - 2006. - URL: https://habr.com/ru/post/448228/ (дата обращения: 03.05.2022).
14. Что необходимо знать о 3D моделях // 3Д моделирование и все что
нужно знать о 3Д моделях : официальный сайт. - 2021. - URL:
http s://3 ddevice.com. ua/bl o g/3 d-printer-
obzorv/Что необходимо знать о 3D моделях (дата обращения: 03.05.2022).
15. Marvelous Designer: обзор программы для 3D дизайнеров // ProCapitalist портал для профессионалов швейной отрасли : официальный сайт.
• 2011. - URL: https://procapitalist.ru/proizvodstvo/marvelous-designer-obzor-
programmy-dlya-3d-dizajnerov (дата обращения: 08.05.2022)