Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков автономного обучения посредством развития у обучающихся метакогнитивных стратегий изучения иностранного языка

Работа №169404

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития автономности обучающийся посредством развития метакогнитивных стратегий 10
1.1. Формирование автономной личности как современная образовательная
цель 10
1.2. Использование метакогнитивных стратегий как средство формирования
навыков автономного обучения 23
1.3. Особенности формирования навыков автономного обучения в
организациях дополнительного образования 39
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков автономного обучения посредством метакогнитивных стратегий в организациях дополнительного образования 49
2.1. Диагностика исходных данных 49
2.2. Программа развития метакогнитивных стратегий обучающихся
организации дополнительного образования 60
2.3. Результаты заключительной диагностики 85
Выводы по главе 2 96
Заключение 97
Библиографический список 99
Приложение А 107
Приложение Б 107
Приложение В 110
Приложение Г 112
Приложение Д 114
Приложение Е 115

Актуальность исследования. Современное образование развивается в гуманистическом направлении, связанным с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения. Современные тенденции образования указывают на повышение ответственности учащегося за ход и результаты процесса овладения знаниями при снижении роли традиционной формы фронтальной передачи знаний.
Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования предполагает наличие у обучающихся определенных навыков автономного обучения. Согласно государственному стандарту, обучающиеся основного общего образования должны обладать умением самостоятельного определения цели своего обучения; самостоятельного планирования путей достижения целей; владением основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умением организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками [Федеральный государственный... ].
Наличие навыков автономности у обучающихся играет важную роль в оптимизации эффективного и качественного процесса изучения иностранного языка. Непосредственно сам предмет иностранный язык несет огромный воспитательный потенциал и в настоящий момент является базовым элементом современной системы образования, и как следствие средством достижения профессиональной реализации личности.
Изучение языка в организациях дополнительного образования позволяет обучающимся достичь более высокой результативности по предмету в школе. Эффективности обучения на дополнительном занятии способствует максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения. В следствии чего, изучение английского языка в рамках дополнительного образование дает возможность уделить особое внимание продуктивному развитию навыков автономного обучения, способствующему более эффективному изучению иностранного языка обучающимися.
Таким образом, встает вопрос о специфики реализации формирования навыков автономного обучения у школьников основного общего образования.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование навыков автономного обучения посредством развития у обучающихся метакогнитивных стратегий изучения иностранного языка».
Объектом исследования является формирование навыков
автономного обучения иностранному языку в организации дополнительного образования.
Предмет исследования: метакогнитивные стратегии изучения языка как способ обучения управлению индивидуальным учебным процессом.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать авторскую программу формирования навыков автономного обучения посредством использования метакогнитивных стратегий при изучении иностранного языка в организации дополнительного образования, проверить эффективность программы в процессе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что формирование навыков автономного обучения при изучении иностранного языка в организации дополнительного образования может быть эффективным, если: - обучающиеся будут способны ставить перед собой реалистичные цели в изучении иностранного языка, основываясь на учебной программе организации и на самоанализе собственной работы; - обучающиеся будут способны планировать процесс своего обучения; - обучающиеся будут способны применять новые техники и приемы изучения иностранного языка; - обучающиеся смогут производить качественный самоконтроль в процессе учебной деятельности; - обучающиеся смогут производить адекватную самооценку.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы реализации автономного обучения в организации дополнительного образования.
2. Определить роль метакогнитивных стратегий в развитии навыков автономного обучения иностранному языку.
3. Предложить программу формирования навыков автономного обучения иностранному языку на основе использования метакогнитивных стратегий изучения иностранного языка.
4. Разработать и реализовать предложенную программу в организации дополнительного образования.
5. Опытно - экспериментальным путем проверить эффективность предложенной программы.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения дополнительного образования; исследовательские работы на тему проблемы и методологии дополнительного образования (Л.Г. Логинова [Логинова, 2003], М.И. Махмутов [Махмутов, 1999], Б. Дейч [Дейч, 2013],); положения и выводы в работах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме автономного обучения (Ж.С. Аникина [Аникина, 2013], Н.Ф. Коряковцева [Коряковцева, 2002], A.A. Корозникова [Корозникова, 2016], Е.А. Насонова [Насонова, 2010], Т.К. Цветкова [Цветкова, 2001], Ф. Бенсон [Benson, 2008], Читашвили [Chitashvili, 2007], Л. Дикенсон [Dickinson, 1987], Х. Холек [Holec, 1979], Н.А. Хайдарова [Khaydarova, 2017], Д. Литл [Little, 1991], C. Моркотер [Morkotter, 2005]).
В работе также рассматривались научные труды, раскрывающие сущность учебных стратегий изучения иностранного языка (Дж. Брунер [Брунер, 2008], Н.А. Карманова [Карманова, 2017], Т.Ю. Терновых [Терновых, 2007], И.Д. Трофимова [Трофимова, 2003], Е.Г. Якушева [Якушева, 2018], П. Бимеля, У. Рампильона [Bimmel, Rampilion, 2000], А. Коэн [Cohen, 2006], Р. Оксфорд [Oxford, 1990], А. Венден [Wenden, 1991], О. Яксиоглу [Yagcioglu, 2015]).
В процессе опытно экспериментальной работы применялись такие методы исследования, как: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анкетирование; наблюдение; опытно-экспериментальная работа; обработка и анализ результатов исследования.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась с обучающимися в возрасте 14-15 лет, уровня «pre-intermediate», студии английского языка «Happy English» г. Красноярска.
Научная новизна исследования заключается в том, что была предпринята попытка создания программы развития метакогнитивных стратегий изучения языка, способствующая формированию навыков автономного обучения у обучающихся организации дополнительного образования. Определена специфика организации деятельности обучающихся. Дано теоретическое и экспериментальное обоснование формирования навыков автономного обучения посредством развития метакогнитивных стратегий языка у обучающихся организации дополнительного иноязычного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была обозначена структура автономного обучения; выделены и отобраны классификации учебных стратегий; рассмотрены особенности метакогнитивных стратегий и пути их внедрения в учебный процесс; проведен анализ проблемы формирования навыков автономного обучения у обучающихся и ее современное состояние в теории и практике педагогики.
Практическая значимость: используемая программа направленна на формирование навыков автономного обучения на базе дополнительного иноязычного образования среди обучающихся среднего возраста от 13 до 15 лет (V-VII классы). Результаты исследования можно использовать для системы основного общего образования по предмету «Английский язык».
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2019. За 2019 год подготовлен доклад и опубликована статья в сборнике конференции, затрагивающая проблематику магистерской диссертации.
Развитие навыков автономного обучения у студентов посредством использования стратегий изучения языка // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2019 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
В 2020 году принята статья к публикации в рамках региональной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики».
Использование метакогнитивных стратегий изучения иностранного языка для развития навыков автономного обучения у обучающихся организации дополнительного образования // Материалы XXI международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 2020 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
Результаты исследования апробированы и часть результатов внедрена в образовательный процесс организации дополнительного образования «Happy English» г. Красноярска.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 117 страницах, включая приложения.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание.
В первой главе раскрываются понятия «автономное обучение», «учебные стратегии», «метакогнитивные стратегии», «дополнительное обучение».
Во второй главе представлены результаты опытной работы по формированию навыков автономного обучения посредством развития метакогнитивных стратегий у обучающихся организации дополнительного иноязычного образования. Предлагается программа развития
метакогнитивных стратегий изучения языка, способствующая достижению данной цели.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованной литературы включает наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
В Приложение включены материалы опытной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепция продуктивного развивающего образования определяет в наше время и концепцию лингвистического образования, выделяя в ней развитие креативности и автономности личности в процессе изучения языка и культуры. Уже в рамках школьного образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, предполагается, что обучающиеся владеют навыками автономного обучения.
Обращаясь в организации дополнительного образования обучающиеся и, их родители преследуют конкретные цели обучения. Специфика системы дополнительного образования позволяет преподавателю максимально учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, и, тем самым, помочь обучающимся достичь поставленных целей. Тем не менее, зачастую прогрессу в обучении препятствует отсутствие у обучающихся осознания собственной ответственности за учебный процесс и способности его организовать. Таким образом, на наш взгляд, важно уделить вниманию формированию у обучающихся навыков автономного обучения, которые позволили бы им регулировать собственную учебную деятельность и, тем самым, способствовали бы оптимизации процесса обучения.
В рамках данной работы были рассмотрены такие понятия, как «автономное обучение», «учебные стратегии» и «метакогнитивные стратегии» а также разработана и реализована программа развития метакогнитивных стратегий изучения иностранного языка.
В ходе нашей работы была достигнута выше поставленная цель. Развитие метакогнитвных стратегий у обучающихся способствует
формированию у них навыков автономного обучения, таких как постановка цели обучения, планирование учебного процесса, умение учиться,
самоконтроль и самооценка. Данные навыки являются универсальными и 97
могут применятся обучающимися в рамках других школьных предметов, а также при подготовке к дальнейшим экзаменам ОГЭ и ЕГЭ.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили отметить положительную динамику уровней сформированности метакогнитивных стратегий обучающихся.


1. Абрамов, С.М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 03.04.03 [Текст] / С.М. Абрамов. - Екатеринбург, 2003. - 222 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно­прогностический курс: учеб. Пособие [Текст] / Андреев И.В. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
3. Аникина, Ж.С. Об опыте формирования метакогнитивных стратегий у студентов не языковых специальностей при обучении иностранному языку с целью развития умений учебной автономии [Текст] / Ж.С. Аникина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - №2(3). - C. 562-566.
4. Аникина, Ж. С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в 21 веке [Текст] / Ж.С. Аникина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №344. - С. 149­152.
5. Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер; пер. с англ. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.
6. Воронова, Е.Н. Автономия в обучении иностранным языкам как основа современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/voronova_1 .pdf (дата обращения: 5.02.2019)
7. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов
лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
8. Гарунов, М.Г. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности [Текст] / М.Г. Гарунов, Р.А. Блохина, Г.С. Лаптева. - М.: НИИВШ, 1985. - 14 с.
9. Гейхман, Л.К., Фомичева, Н.В. Образовательная самостоятельность старшеклассника: личностно-деятельностный подход [Текст] / Л.К. Гейхман, Н.В. Фомичева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.
- С. 42-48
10. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся [Текст] / М.А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников. - 1982. - C. 15-19
11. Дейч, Б.А. Дополнительное образование: проблема демаркации [Текст] / Б.А. Дейч // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №162. - С.234-243.
12. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. [Текст] / В.И. Загвязинский, Р.Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
13. Залевская, А. А. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия: учеб. пособие [Текст] / А. А. Залевская, И. Л. Медведева. - Тверь, 2002. - 194 с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга Логос, 2009. - 384 с.
15. Карманова, Н.А. Формирования стратегий овладения иностранным языком - ключевая задача современного языкового образования [Текст] / Н.А. Карманова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (31). - С. 30-33....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ