ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 5
1.1 Адаптивная физическая культура: понятие и сущность 5
1.2 Особенности организации занятий по адаптивной физической культуре 10
1.3 Особенности двигательной сферы детей с ДЦП 17
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 25
2.1 Организация исследований 25
2.2 Методы исследований 26
3 ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ НА
ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ 10-11 ЛЕТ С ДЦП И ОЦЕНКА ЕГО
ЭФФЕКТИВНОСТИ 31
3.1 Обоснование разработанного комплекса упражнений в занятия с детьми
10-11 лет с ДЦП 31
3.2 Оценка эффективности занятий по адаптивной физической культуре с
применением разработанного комплекса упражнений 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность: в настоящее время все большее внимание уделяется вовлечению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов в занятия физической культурой. В свою очередь, в систему физического воспитания образовательных организаций включаются занятия по адаптивной физической культуре. Основная задача адаптивной физкультурно-оздоровительной деятельности - стимулировать стремление детей с ОВЗ и детей-инвалидов к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям. Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными нарушениями - 25%, в том числе и детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП - это заболевание центральной нервной системы, при котором вследствие поражения двигательных центров коры головного мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые.
Одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации инвалидов с ДЦП является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии. И именно эту проблему в первую очередь решает адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие её компоненты).
Кроме того, существует точка зрения, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии, ввиду своего строго индивидуального характера. Таким образом, актуальность темы заключается в решении проблемы теоретического и экспериментального обоснования методики адаптивной физической 3
культуры (физкультурно-оздоровительных занятий), способствующих физической реабилитации инвалидов, страдающих ДЦП [35].
Объект: процесс физической реабилитации детей с ДЦП...
1. Изучив теоретические основы адаптивной физической культуры как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья нами был сделан следующий вывод: адаптивная физическая культура включает в себя знания из трех областей - физическая культура, медицина, коррекционная педагогика. В ее содержании регулярно не только обобщаются знания из этих областей, но и происходит процесс формирования новых знаний, которые являются результатом взаиморазвития этих областей. Адаптивная физическая культура является более емкой и разнообразной по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием для людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия адаптивной физической культурой являются важным компонентом общей системы реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются следующие виды адаптивной физической культуры: адаптивное физическое образование, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры) и форм.
2. Нами был разработан комплекс физических упражнений, направленный на повышение уровня развития двигательных возможностей у детей 10-11 лет с ДЦП. В комплекс упражнений входили общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения направленные развитие координационных возможностей, а также упражнения на растягивание, которые мы проводили в игровой форме. Комплекс упражнений состоял из трех этапов. Первый этап: в него входили упражнения, направленные на расслабление (ритмическое пассивное встряхивание конечностей), а также дыхательные упражнения. Второй этап: выполнение основных упражнений, из комплекса. Третий этап: упражнения, направленные на расслабление и релаксацию, подвижные игры на растягивание.
3. В результате проведения педагогического эксперимента нами была дана оценка эффективности использования, разработанного комплекса физических упражнений на развитие двигательных возможностей детей 1011 лет с ДЦП. В экспериментальной группе прирост результатов по всем контрольным упражнениям составил: 1) упражнение «Уголок» - 28,3%; 2) упражнение «Рыбка» - 27,6%; 3) упражнение «Зашнуруй ботинок» - 15,1%. В контрольной группе прирост результатов по этим же контрольным упражнениям оказался не столь очевидным. Так в контрольном упражнении «Уголок» - 5,7%, «Рыбка» - 6,5%, «Зашнуруй ботинок» - 2,8%.
4. Внедрение разработанного нами комплекса физических упражнений в занятия по адаптивной физической культуре детей 10-11 лет с ДЦП положительно влияют на повышение уровня двигательных способностей. В экспериментальной группе прирост результатов по всем контрольным упражнениям прирост результатов достоверный, в контрольной группе не достоверен. Таким образом, анализ полученных данных в ходе проведения исследования показал, что участники экспериментальной группы превосходят контрольную группу по всем показателям, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Авдеева, Н.А. Медико-оздоровительное сопровождение занятий по адаптивной физической культуре / Н.А. Авдеева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №12. - С. 77-81.
2. Адаптивная физическая культура: методические рекомендации /сост. Кочеткова Т.Н.; Лесосибирского педагогического института филиала Сибирского федерального университета. - Лесосибирск, 2013. - 24 с.
3. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ.ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,
2019. 158 с.
4. Беличева, Т.В. Развитие мелкой моторики рук у детей 9-12 лет с детским церебральным параличом / Т.В. Беличева // Концепт. - 2020. - №4. - С. 93-98.
5. Бутузова, Е.Е. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП / Е.Е. Бутузова // Наука-2020. - 2020. - №4. - С. 71-74.
6. Бочкарева, С.И. Современные аспекты адаптивной физической культуры: социальная, физическая и психологическая составляющие / С.И. Бочкарева // Известия Тульского государственного университета. - 2022. - №11. - С. 88-92.
7. Борисова, А.И. Проблема физического воспитания детей с ДЦП / А.И. Борисова // Вопросы науки и образования. - 2017. - №12. - С. 110-115.
8. Борзиков, В.В. Объективизация двигательных нарушений у детей с церебральным параличом: состояние вопроса / В.В. Борзиков // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2018. - №1. - С. 71-75.
9. Буков, Ю.А. Практикум по дисциплине «Современные проблемы адаптивной физической культуры» для обучающихся заочной формы обучения по направлению подготовки. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура): учебно-методическое пособие / Юрий Александрович Буков. - Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского,
2020. - 31 с.
10. Бутузова, Е.Е. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП / Е.Е. Бутузова // Наука-2020. - 2020. - №4. - С. 95-99.
11. Воронов, Н.А. Современные вопросы адаптивной физической культуры / Н.А. Воронов // Эпоха науки. - 2018. - №7. - С. 91-95.
12. Воронов, Н.А. Адаптивная физическая культура и здоровье / Н.А. Воронов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №1. - С. 56-59.
13. Волкова Е.А., Жуковская А.В., Кукушкина Е.А., Федорова П.С. Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП: методические материалы. / Авторы-составители: Е.А. Волкова, А.В. Жуковская, Е.А. Кукушкина, П.С. Федорова. - Ярославль, 2016. - 68 с.
14. Валиева, Н.Ю. Методы развития эффекта тонусных рефлексов при детском церебральном параличе с помощью фитбольной гимнастики / Н.Ю. Валиева // Academicresearchineducationalsciences. - 2021. - №10. - С. 45
49.
15. Георгиева, Н.Г. Организация и методики адаптивной физической культуры в общеобразовательных учреждениях / Н.Г. Георгиева // Научный вестник Крыма. - 2020. - №10. - С. 77-83...50