Введение 3
Глава 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Возрастные особенности детей раннего возраста 7
1.2 Семья как фактор воспитания детей раннего возраста 25
1.3 Педагогическая культура родителей и пути ее повышения 43
Выводы по I главе 52
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 53
2.1 Организация и методики исследования 53
2.2 Анализ результатов и интерпретация результатов исследования
(констатирующий эксперимент) 57
2.3 Опытно-экспериментальная работа по оптимизации воспитания и
развития детей раннего возраста 64
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 83
Выводы по II главе 87
Заключение 89
Список литературы 91
Приложение
Актуальность темы: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни [34].
Именно этот период - возраст раннего детства - время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям: сенсорное развитие, развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи), формирование элементарных математических представлений, формирование развития речи, развитие мелкой и крупной моторики, физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию)» [35]. «Молодые родители всегда очень сильно волнуются, у них возникает много вопросов о развитии малышей раннего возраста. Опыт показывает, что не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трех лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как и ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т.д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является нарастание тревоги, связанной с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.д.) [2, с.5-6].
Актуальность исследования психологии развития и воспитания ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека.
В то же время отмечается противоречие между значением данного возрастного периода в развитии ребенка и уровнем педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка без педагогического сопровождения со стороны детского сада или других воспитательных (образовательных) организаций.
Объект исследования: воспитание детей раннего возраста.
Предмет исследования: оптимизация воспитания детей раннего возраста посредством повышения педагогической культуры родителей через занятия в клубе молодых родителей (на примере клуба « Растем вместе»).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что повышения педагогической культуры родителей ребенка раннего возраста необходимо как средство оптимизации воспитания и развития детей.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что повышение педагогической культуры в клубе молодых родителей является средством оптимизации развития и воспитания детей раннего возраста при соблюдении следующих условий:
- желание родителей повышать педагогическую культуру, получать знания о воспитании и развития детей;
- широкое использование игр, упражнений и сказок, направленных на развитие детей раннего возраста;
- обмен опытом воспитания ребенка;
- организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности детей раннего возраста.
2. Охарактеризовать семью как фактор развития и воспитания детей раннего возраста.
3.Описать сущность педагогической культуры родителей и формы ее развития.
4. Составить и апробировать развивающую программу для детей раннего возраста, которую могут реализовать родители при воспитании детей.
5. Выявить и проанализировать результаты.
Теоретическую основу исследования составили работы Смирновой Е. О., Калашниковой С.А., Стребелевой Е. А., Кулагиной И. Ю., Теплюк С. Н., Урунтаевой Г. А и др.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: анкетирование; наблюдение;
методика Смирновой Е.О. «Исследование развития предметной деятельности детей раннего возраста»; методика Смирновой Е.О. «Исследование развития общения детей раннего возраста»; Башкирова Е. В. «Карта физического и интеллектуального развития ребенка раннего возраста»;
3) математические методы: методы группировки, методы табличного и графического отображения, количественный и качественный анализ.
Практическая значимость исследования: данная работа будет полезна родителям, студентам педагогических вузов, педагогам и воспитателям, интересующимся вопросами семейного воспитания, проблемой повышения педагогической культуры родителей.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы о возрастных особенностях ребенка раннего возраста. Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Ведущим видом деятельности ребенка становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослыми становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественного выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится участником его деятельности и образцом для подражания. Важнейшим новообразованием возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управлением собой.
При изучении семьи, как факторе воспитания развития детей раннего возраста, мы отметили, что в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семья имеет большое значение для развития личности. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку является одним из важнейших факторов формирующих личность ребенка. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает моральные нормы, духовные ценности, традиции, образцы поведения, культуру своего общения.
Говоря о сущности педагогической культуры родителей, способах ее повышения и формах развития, мы определили, что педагогическая культура родителей служит основой воспитания. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Современным родителям уже не хватает элементарных знаний о воспитании. Эти знания особенно важны в настоящее время. В содержании педагогической культуры актуальными являются знания о разумной организации жизнедеятельности 89
детей в семье, о разумных видах их деятельности и роли в формировании личности. В направлении повышения педагогической культуры родителей используются всевозможные методы и формы педагогической работы: беседы, консультации, посещение семей, устные журналы, анкетирование, организация клубов и др.
Во второй части работы мы провели анкетирование, предложили родителям принять участие в эксперименте, мы организовали детско-родительский клуб «Растем вместе». 5 семей вошли в экспериментальную группу, 5 семей составили контрольную группу. Родителями экспериментальной группы было проведено исследование развития предметной деятельности, развития общения и наблюдение за физическим и интеллектуальным развитием детей раннего возраста.
С учетом выявленных особенностей ребенка родители с нашей помощью осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса воспитания и развития детей раннего возраста. Мы составили ориентировочную программу индивидуально для каждой семьи из экспериментальной группы. Результаты исследования показали, что повышение педагогической культуры родителей положительно влияет на результаты воспитания, повышает уровень развития всех видов деятельности у детей раннего возраста
1. Афанасьева Т. Н., Завтрашние родители. М.: Педагогика-Пресс.2002. 99с.
2. Башкирова Е. В., Куликова Н. И., Климина Л. В. Комплексная программа психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста. Изд: Учитель. 2015.
3. Батяева С. В. , Савостьянова Е. В.Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития. М.:"РОСМЭН", 2009 год, 87 с.
4. Бодалев А.А., Семья и формирование личности: учеб.пособие /А.А М.: Просвещение, 1989, 206 с.
5. Галанов А.С., Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. 3-е изд, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006.64с
6. Галанова Т. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов.изд: Академия Развития. 2007. 240с
7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю. Учебное пособие: Педагогика детей раннего возраста. М.: изд. Владос. 2007. 304с
8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. 143с
9. Ермакова И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2006. С32
10. Калашникова С.А. Учебно-методическое пособие: Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте. Чита.: издЗабГГПУ, 2008. 72с
11. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2. М.:УЦ Перспектива. 2008. 184с
12. Карнаухова М. В., Психолого-психологическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей// Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития/ 2010. №2
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17лет). Учебное пособие. Рос.акад.образования. 5-е изд. М.: Изд УРАО, 1999. 176с
14. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш. пед. учеб. завед. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд.центр «Академия». 2000. 232с
15. Куровская С. Н. Педагогика семьи: Учебно-методическое пособие . Гродно.: ГрГУ, 2006. 164с
16. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, стер.М.: Академия ИЦ. 2009. 208с
17. Монина Г. Б Проблемы маленького ребенка. Спб.: Речь. 2002. 192с
18. Немов Р. С Психология. Глава 4. « Познание и поведение в раннем возрасте» 4-е изд. М.: Владос. 2003. 688с
19. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: изд.центр, 2000. 184с
20. Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С. И., Психология и педагогика. Спб.: Питер, 2002. 432с
21. Реан А. А. Психология детства. Психология детства. Учебник. Спб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК. 2003. 368с
22. Савина Е. А., Смирнова Е. О., Родители и дети. Психология взаимоотношений. М.: «когнито-центр». 2003. 230с
23. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2006. 366с. учебник для вузов.
24. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб.Спб.: Питер, 2009. 304с.
25. Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160с
26. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения// вопросы психологии. М.В., 2000. №3.
27. Смирнова Е. О., Галигузова Л.Н. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М.: МГППУ. 2003.
28. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого¬педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: с приложением альбома «наглядный материал для обследования детей под ред. Е. А Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Просвещение, 2005. 164с +прил (268с)
29. Теплюк С. Н. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов. Изд: «Мозайка-Синтез». 2008.
30. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: гуд.центр «Академия», 2001. 336с
31. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 283 с
32. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс: учеб.пособиедля студ.высш.учеб. заведений. М.: гуманит.изд.центрВладос, 2001. 368с
33. http://mdoualenushka.ucoz.ru/publ/detsko_roditelskij_klub_odna_iz_form_r aboty_s_roditelj ami_detej_rannego_vozrasta/1-1 -0-23
34. mozaika-grem.ucoz.com ,dokument_microsoft_office_word.docx.
35. http: //www.studfiles. ru/preview/2231395/page: 5/