ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Возрастные особенности детей раннего возраста 7
1.2 Семья как фактор воспитания детей раннего возраста 25
1.3 Педагогическая культура родителей и пути ее повышения 43
Выводы по I главе 52
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 53
2.1 Организация и методики исследования 53
2.2 Анализ результатов и интерпретация результатов исследования
(констатирующий эксперимент) 57
2.3 Опытно-экспериментальная работа по оптимизации воспитания и
развития детей раннего возраста 64
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 83
Выводы по II главе 87
Заключение 89
Список литературы 91
Приложение
Глава 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Возрастные особенности детей раннего возраста 7
1.2 Семья как фактор воспитания детей раннего возраста 25
1.3 Педагогическая культура родителей и пути ее повышения 43
Выводы по I главе 52
Глава II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 53
2.1 Организация и методики исследования 53
2.2 Анализ результатов и интерпретация результатов исследования
(констатирующий эксперимент) 57
2.3 Опытно-экспериментальная работа по оптимизации воспитания и
развития детей раннего возраста 64
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 83
Выводы по II главе 87
Заключение 89
Список литературы 91
Приложение
Актуальность темы: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни [34].
Именно этот период - возраст раннего детства - время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям: сенсорное развитие, развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи), формирование элементарных математических представлений, формирование развития речи, развитие мелкой и крупной моторики, физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию)» [35]. «Молодые родители всегда очень сильно волнуются, у них возникает много вопросов о развитии малышей раннего возраста. Опыт показывает, что не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трех лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как и ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т.д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является нарастание тревоги, связанной с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.д.) [2, с.5-6].
Актуальность исследования психологии развития и воспитания ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека.
В то же время отмечается противоречие между значением данного возрастного периода в развитии ребенка и уровнем педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка без педагогического сопровождения со стороны детского сада или других воспитательных (образовательных) организаций.
Объект исследования: воспитание детей раннего возраста.
Предмет исследования: оптимизация воспитания детей раннего возраста посредством повышения педагогической культуры родителей через занятия в клубе молодых родителей (на примере клуба « Растем вместе»).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что повышения педагогической культуры родителей ребенка раннего возраста необходимо как средство оптимизации воспитания и развития детей.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что повышение педагогической культуры в клубе молодых родителей является средством оптимизации развития и воспитания детей раннего возраста при соблюдении следующих условий:
- желание родителей повышать педагогическую культуру, получать знания о воспитании и развития детей;
- широкое использование игр, упражнений и сказок, направленных на развитие детей раннего возраста;
- обмен опытом воспитания ребенка;
- организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности детей раннего возраста.
2. Охарактеризовать семью как фактор развития и воспитания детей раннего возраста.
3.Описать сущность педагогической культуры родителей и формы ее развития.
4. Составить и апробировать развивающую программу для детей раннего возраста, которую могут реализовать родители при воспитании детей.
5. Выявить и проанализировать результаты.
Теоретическую основу исследования составили работы Смирновой Е. О., Калашниковой С.А., Стребелевой Е. А., Кулагиной И. Ю., Теплюк С. Н., Урунтаевой Г. А и др.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: анкетирование; наблюдение;
методика Смирновой Е.О. «Исследование развития предметной деятельности детей раннего возраста»; методика Смирновой Е.О. «Исследование развития общения детей раннего возраста»; Башкирова Е. В. «Карта физического и интеллектуального развития ребенка раннего возраста»;
3) математические методы: методы группировки, методы табличного и графического отображения, количественный и качественный анализ.
Практическая значимость исследования: данная работа будет полезна родителям, студентам педагогических вузов, педагогам и воспитателям, интересующимся вопросами семейного воспитания, проблемой повышения педагогической культуры родителей.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы и приложений.
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни [34].
Именно этот период - возраст раннего детства - время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям: сенсорное развитие, развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи), формирование элементарных математических представлений, формирование развития речи, развитие мелкой и крупной моторики, физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию)» [35]. «Молодые родители всегда очень сильно волнуются, у них возникает много вопросов о развитии малышей раннего возраста. Опыт показывает, что не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трех лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т.д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать двухлетнего малыша так же, как и ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т.д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является нарастание тревоги, связанной с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.д.) [2, с.5-6].
Актуальность исследования психологии развития и воспитания ребенка раннего возраста обусловлена важностью периода детства для формирования личности и способностей взрослого человека.
В то же время отмечается противоречие между значением данного возрастного периода в развитии ребенка и уровнем педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка без педагогического сопровождения со стороны детского сада или других воспитательных (образовательных) организаций.
Объект исследования: воспитание детей раннего возраста.
Предмет исследования: оптимизация воспитания детей раннего возраста посредством повышения педагогической культуры родителей через занятия в клубе молодых родителей (на примере клуба « Растем вместе»).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что повышения педагогической культуры родителей ребенка раннего возраста необходимо как средство оптимизации воспитания и развития детей.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что повышение педагогической культуры в клубе молодых родителей является средством оптимизации развития и воспитания детей раннего возраста при соблюдении следующих условий:
- желание родителей повышать педагогическую культуру, получать знания о воспитании и развития детей;
- широкое использование игр, упражнений и сказок, направленных на развитие детей раннего возраста;
- обмен опытом воспитания ребенка;
- организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Описать возрастные особенности детей раннего возраста.
2. Охарактеризовать семью как фактор развития и воспитания детей раннего возраста.
3.Описать сущность педагогической культуры родителей и формы ее развития.
4. Составить и апробировать развивающую программу для детей раннего возраста, которую могут реализовать родители при воспитании детей.
5. Выявить и проанализировать результаты.
Теоретическую основу исследования составили работы Смирновой Е. О., Калашниковой С.А., Стребелевой Е. А., Кулагиной И. Ю., Теплюк С. Н., Урунтаевой Г. А и др.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: анкетирование; наблюдение;
методика Смирновой Е.О. «Исследование развития предметной деятельности детей раннего возраста»; методика Смирновой Е.О. «Исследование развития общения детей раннего возраста»; Башкирова Е. В. «Карта физического и интеллектуального развития ребенка раннего возраста»;
3) математические методы: методы группировки, методы табличного и графического отображения, количественный и качественный анализ.
Практическая значимость исследования: данная работа будет полезна родителям, студентам педагогических вузов, педагогам и воспитателям, интересующимся вопросами семейного воспитания, проблемой повышения педагогической культуры родителей.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы о возрастных особенностях ребенка раннего возраста. Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Ведущим видом деятельности ребенка становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослыми становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественного выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится участником его деятельности и образцом для подражания. Важнейшим новообразованием возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управлением собой.
При изучении семьи, как факторе воспитания развития детей раннего возраста, мы отметили, что в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семья имеет большое значение для развития личности. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку является одним из важнейших факторов формирующих личность ребенка. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает моральные нормы, духовные ценности, традиции, образцы поведения, культуру своего общения.
Говоря о сущности педагогической культуры родителей, способах ее повышения и формах развития, мы определили, что педагогическая культура родителей служит основой воспитания. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Современным родителям уже не хватает элементарных знаний о воспитании. Эти знания особенно важны в настоящее время. В содержании педагогической культуры актуальными являются знания о разумной организации жизнедеятельности 89
детей в семье, о разумных видах их деятельности и роли в формировании личности. В направлении повышения педагогической культуры родителей используются всевозможные методы и формы педагогической работы: беседы, консультации, посещение семей, устные журналы, анкетирование, организация клубов и др.
Во второй части работы мы провели анкетирование, предложили родителям принять участие в эксперименте, мы организовали детско-родительский клуб «Растем вместе». 5 семей вошли в экспериментальную группу, 5 семей составили контрольную группу. Родителями экспериментальной группы было проведено исследование развития предметной деятельности, развития общения и наблюдение за физическим и интеллектуальным развитием детей раннего возраста.
С учетом выявленных особенностей ребенка родители с нашей помощью осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса воспитания и развития детей раннего возраста. Мы составили ориентировочную программу индивидуально для каждой семьи из экспериментальной группы. Результаты исследования показали, что повышение педагогической культуры родителей положительно влияет на результаты воспитания, повышает уровень развития всех видов деятельности у детей раннего возраста
При изучении семьи, как факторе воспитания развития детей раннего возраста, мы отметили, что в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семья имеет большое значение для развития личности. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку является одним из важнейших факторов формирующих личность ребенка. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает моральные нормы, духовные ценности, традиции, образцы поведения, культуру своего общения.
Говоря о сущности педагогической культуры родителей, способах ее повышения и формах развития, мы определили, что педагогическая культура родителей служит основой воспитания. От ее уровня зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Современным родителям уже не хватает элементарных знаний о воспитании. Эти знания особенно важны в настоящее время. В содержании педагогической культуры актуальными являются знания о разумной организации жизнедеятельности 89
детей в семье, о разумных видах их деятельности и роли в формировании личности. В направлении повышения педагогической культуры родителей используются всевозможные методы и формы педагогической работы: беседы, консультации, посещение семей, устные журналы, анкетирование, организация клубов и др.
Во второй части работы мы провели анкетирование, предложили родителям принять участие в эксперименте, мы организовали детско-родительский клуб «Растем вместе». 5 семей вошли в экспериментальную группу, 5 семей составили контрольную группу. Родителями экспериментальной группы было проведено исследование развития предметной деятельности, развития общения и наблюдение за физическим и интеллектуальным развитием детей раннего возраста.
С учетом выявленных особенностей ребенка родители с нашей помощью осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса воспитания и развития детей раннего возраста. Мы составили ориентировочную программу индивидуально для каждой семьи из экспериментальной группы. Результаты исследования показали, что повышение педагогической культуры родителей положительно влияет на результаты воспитания, повышает уровень развития всех видов деятельности у детей раннего возраста
Подобные работы
- Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста средствами
сенсорной интеграции
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Развитие речи в раннем возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Родительский университет» как средство формирования
педагогической культуры родителей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - Использование технологии хеппининга в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЬРАЗОВАТЕЛЫЮЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи как средство повышения уровня физического развития дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021



