ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЛЕНОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.1. Трудовой коллектив и социальные факторы его благополучия 7
1.2. Влияние эмпатических качеств на психологический климат в трудовом
коллективе 18
1.3. Понятие социально-психологического тренинга и его развивающих
возможностях 24
Вывод по главе 1 29
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЛЕНОВ
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 31
2.1. Предпроектное исследование 31
2.2. Развитие эмпатических способностей членов трудового коллектива
средствами социально-психологического тренинга 38
Вывод по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Вопрос об успешном развитии коллектива, формировании его психологического климата - одна из ключевых проблем социальной теории и практики. Интерес к данной проблеме продиктован, прежде всего, возрастающими требованиями к уровню психологической вовлеченности личности в его профессиональную деятельность и усложнением душевной жизни людей, постоянным ростом их личностных стремлений, масштабом и глубиной барьеров, которые возникают и находятся на пути к реализации психологических резервов коллектива. Анализ психологического климата любого коллектива важен, потому что это, прежде всего показатель уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способный более полно реализоваться в профессиональной деятельности. Психологический климат определяет гармоничное развитие и вовлеченность человека в процесс своего развития. При этом в процессе взаимодействия внутри коллектива важной чертой личности является развитое чувство сопереживания.
Наличие эмпатических способностей предполагает навыки, развитые для работы со своей эмоциональной сферой, способность анализировать собственные чувства и эмоции и осознавать опыт других. Ведь от того, как каждый из них взаимодействует с окружающими его людьми, через восприятие, зависят определенное соотношение чувств и эмоций, переживаемых субъективным, определенное отношение к другому человеку и комфортное пребывание в помещении коллектива.
Проблема исследования состоит в изучении влияния социальнопсихологического тренинга на развитие эмпатии и улучшение психологического климата коллектива организации.
Таким образом, изучение проблемы влияния уровня эмпатии на психологический климат коллектива позволит, на наш взгляд, определить важность эмпатии в развитии межличностных отношений не только в процессе существования коллективного, поддерживая его психологический климат, но также и на поведении индивида в целом. В то же время, несмотря на то, что особенности психологического климата в коллективах достаточно глубоко и подробно рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе, вопрос о специфическом влиянии уровня эмпатии на психологический климат остается малоизученным.
Противоречие заключается в том, что в большинстве работ, посвященных изучению командных отношений, данная проблема рассматривается на основе трудовых отношений, где главное - продуктивность труда, а такие человеческие составляющие, такие как моральная атмосфера, доверие и высокие требования членов группы по отношению друг к другу не учитывается свобода слова, его личное мнение при обсуждении вопросов, касающихся всей команды, а также высокая степень эмоциональной вовлеченности и взаимной поддержки в ситуациях, вызывающих разочарование у одного из членов команды.
Целью исследования является изучение влияния социальнопсихологического тренинга на развитие эмпатических способностей и улучшение психологического климата в трудовом коллективе.
Объект исследования эмпатические способности членов трудового коллектива как фактор благополучия психологического климата в трудовом коллективе.
Предмет исследования: социально-психологический тренинг как средство развития эмпатических способностей членов трудового коллектива.
Проектная идея
В связи с тем, что существует связь психологического климата в трудовом коллективе и эмпатических качеств его членов, предполагаем позитивное влияние социально-психологического тренинга на развитие эмпатических способностей и улучшение психологического климата трудового коллектива.
В целях исследования нами были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научных подходов к изучению влияния эмпатии работников на психологический климат в организации.
2. Определить сформированность эмпатических способностей у работников организации.
3. Разработать и внедрить тренинговую программы по развитию эмпатических способностей членов трудового коллектива организации.
...
1. Анализ научной литературы по теоретических аспектов понятий психологического климата и эмпатии показал, что авторами, которые изучали проблему психологического климата в коллективе, была определена закономерность, которая выражается в том, что, чем сильнее расположение людей друг к другу, тем выше степень комфортности условий их труда, а, следовательно, выше производительность. Верным считается и обратное утверждение. Отношения людей между собой взаимосвязаны: один человек может влиять на отношение того, с кем общается. Так происходит формирование эмоциональной взаимозависимости, включающее в себя определенные психологические особенности и настроения отдельных людей.
Одной из весомых характеристик, влияющих на эмоциональную способность человека, является эмпатия. Эмпатический процесс, как правило, охарактеризован в трактовках как отзыв одного субъекта на чувства и переживания другого.
В целом, эмпатия является социально-психологическим свойством, которая представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, с помощью которых данное свойство раскрывается как объекта, так и субъекта эмпатии.
2. Исследование уровня эмпатии и психологического климата в коллективах работников торговой сферы проводилось с помощью методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и методики «Социометрическая карта». Связь между уровнем эмпатии и показателями психологического климата в коллективе определялся методами обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Пирсона).
3. Выборку составили 15 человек - работников организации, которая занимаются торговой деятельностью ООО «ХХ».
По результатам методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко общий уровень эмпатии работников женского пола ООО «ХХ» оказался заниженным - 20,4%.
Обработка социометрических карточек показала, что общие показатели сплоченности коллектива ООО «ХХ» оказались средними (51,43% - это положительные выборы, 20% - негативные и 28,6% - нейтральные, индекс сплоченности - 0,26).
Данные корреляционного анализа показали, что существует связь между уровнем эмпатии и показателями психологического климата (социометрический статус работников коллектива), коэффициент корреляции по Пирсону равен 0,69.
3. На основе полученных данных был разработан и внедрен тренинговую программу улучшения психологического климата в коллективе работников торговой сферы через влияние на эмпатию.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 274 с.
2. Антонова Н.В. Социально-психологический климат в организациях с
различным типом корпоративной культуры // Современные технологии управления. - №1 (37). - URL: https://sovman.ru/article/3701/ (дата
обращения: 12.11.2019 г.).
3. Арсеньев Ю.Н. Особенности организационного поведения / Арсеньев Ю. Н. - М., 2015. - 396 с.
4. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256. - URL https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 16.11.2019 г.).
5. Белинская Е.П. Социальная психология личности. - М.: Аспект пресс,
1. - 301 с.
6. Бернард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Бернард Ф. - СПб., 2013. - 303 с.
7. Бовина И.Б. О феномене «группового духа» // Вестник МГУ. Психология. - 2013. - №1. - С.47-52.
8. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / Бойко В.В. - М. : Мысль, 2014. - 242 с.
9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
10. В.Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с.
11. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. - 2007. - №2. - С. 43-46.
12. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. - СПб.: Питер, 2015. - 272 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Василюк Ф.Е. - СПб., 2014. - 190 с.
14. Ветошкина Т.С. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала// Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - №9. - С. 12-16.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление : учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарика, 2018. - 296 с.
... всего 55 истьчников