ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИГИ 6
1.1. Понятие самосознания, его структура, компоненты 6
1.2. Этапы развития самосознания в старшем дошкольном возрасте 11
1.3. Интерактивная книга и ее роль в развитии детей старшего
дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИГИ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Анализ результатов 35
2.3. Организация занятий с использованием интерактивной книги,
способствующей развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста 40
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Проблема особенностей изучения самосознания является одной из главных в педагогики. Данная проблема обсуждается в рамках отечественных и зарубежных педагогических и психологических исследований. Изучение структуры самосознания, результатов его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как позволяет понять механизмы формирования личности.
Неслучайно выбран старший дошкольный возраст для проведения нашего исследования. Этот возраст является начальным период самосознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому этот период является важным для основы формирования дифференцированной адекватной самосознания. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
В педагогической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самосознанию уделено большое внимание. Проблема развития самосознания, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона,
Э. Эриксона, и другими учеными. Закономерности формирования самосознания в старшем дошкольном возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Захаровой А. В Лисиной М.И., Мухиной В.С., и другими. Вместе с тем, особенности проявлений самосознания в старшем дошкольном возрасте изучены еще недостаточно [3, с.144].
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
К концу старшего дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов устанавливаются. Создаются развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самосознания со стороны взрослых.
Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самосознания для дальнейшего ее развития и влияния на личность. Существует множество приемов, методов, средств для развития самосознания. Мало внимания в развитии самосознания детей старшего дошкольного возраст, уделяется педагогами посредством интерактивной книги. Интерактивная книга - самоделка, как средство развития ребенка. Это книга предлагает тот или иной вид заданий и дает идею, которую ребенок может вынести за пределы книжных страниц, ее педагог создает сам. В процессе работы с интерактивной книгой у детей развивается инициатива, они становятся более любознательными, происходит становление новых мотивов поведения...
Исследование на влияния развития самосознания детей старшего дошкольного возраста было проведено в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение г. Ачинска.
Исследование проходило в три этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент: подбор методик, первичная психологическая диагностика самосознания детей старшего дошкольного возраста в экспериментальные группы.
2 этап - формирующий эксперимент: проведение развивающих занятий с детьми экспериментальной группы.
3 этап - контрольный этап, проведение контрольной диагностики самосознания детей старшего дошкольного возраста после проведения развивающих занятий.
Ценность человека больше измеряется тем, что, как и для чего он может делать. Правильная осведомленность о своих навыках и деятельности является не только средством и условием успешного обучения, но также имеет большое образовательное значение как фактор, формирующий лучшие человеческие качества. Дошкольник становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его отношения с другими развиваются и усложняются. Это позволяет более полно и глубже осознавать и ценить.
Вся психическая жизнь ребенка развивается под влиянием чужих суждений; каждый новый опыт, новые знания, навыки, приобретенные ребенком, оцениваются окружающей средой. Вскоре ребенок сам начинает искать оценку своих действий, усиление правильности или неправильности известной ему действительности.
Знание самосознания дошкольника очень важно для установления с ним отношений, для нормального общения, в которое включен ребенок. С возрастом дети все чаще видят разницу между своими реальными достижениями и тем, чего они могли бы достичь, если бы обладали определенными личными качествами. Самоуважение отражает то, что ребенок узнает о себе от других, и его собственную растущую активность, направленную на реализацию своих действий и личных качеств. Как и все остальные черты личности, его самооценка формируется в процессе обучения, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду. Помимо осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются понять мотивы, стоящие за их собственными действиями и действиями других. Они начинают объяснять собственное поведение, основываясь на знаниях и представлениях, полученных от взрослых, и на собственном опыте.
Во второй главе мы провели исследование самосознания детей старшего дошкольного возраста города Ачинска, в эксперименте приняли участие 20 детей старшей группы, которые были разделены на 2 группы контрольная и экспериментальная...
1. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. М.: Академия, 2018. 235 с.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социальной среды на развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста. М.: Олма-Пресс, 2019. 31 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Олма-Пресс, 2016. 244 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. М.: Просвещение, 2008. 54 с.
5. Волков Б.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2015. 123 с.
6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая подготовка ребенка к учебе в школе. М.: Академия, 2018. 37 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. М.: Олма- Пресс, 2016. 201 с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Олма-Пресс, 2018. 60 с.
9. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М.: Экскома, 2017. 235 с.
10. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: Учебное пособие для школьников. Выше. Пед. Изучение. Учреждения. М.: Экскома, 2016. 185 с.
11. Лисин М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Олма-Пресс, 2016. 95 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2017. 364 с.
13. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. М.: Экскома, 2017. 145 с.
14. Пресс Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социального доверия у дошкольников. М.: Олма-Пресс, 2018. 141 с.
15. Рогов Е.И. Справочник практического психолога-педагога: Учебное пособие. М.: Академия, 2016. 145 с...25