ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущность понятия «интерес» в зарубежных и отечественных психолого¬педагогических исследованиях 6
1.2. Характеристики и значение познавательного интереса в развитии детей
дошкольного возраста 15
1.3. Условия формирования познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 25
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Особенности проявления познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Опыт реализации педагогических условий формирования
познавательного интереса старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 52
2.3. Динамика познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста 61
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Актуальность. Качественное обновление современного дошкольного образования определяется новой гуманистической парадигмой, актуализирующей интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. Важнейшей характеристикой личности выступает система ее интересов, являющаяся показателем личностного и познавательного развития.
Старший дошкольный возраст является временем «впитывания», накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Активное становление познавательного интереса приходится на старший дошкольный возраст [61, с. 11], важно не упустить возможность его развития. В связи с этим важным направлением психолого-педагогических исследований на современном этапе становится изучение интересов дошкольников и характера их изменений.
Многочисленные работы зарубежных и отечественных ученых по данной теме касаются в основном школьного возраста. Познавательный интерес изучен в трудах многих педагогов и психологов. Вопросам познавательной активности, познавательного интереса посвящены исследования ученых, среди которых А.Р. Аблитарова [1], Э.А. Баранова [7], Л.А. Венгер [12], В.С. Ильин [25], А.К. Маркова [40], Н.Г. Морозова [46], С.Л. Рубинштейн [54], К.Д. Ушинский [63], Г.И. Щукина [44], и многие другие. Познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский [15], Н.Г. Морозова [46], и др.). Познавательный интерес рассматривается в качестве источника умственной активности (Л.И. Божович [11]); особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, способствующих активности сознания и деятельности (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн [54]); избирательной направленности личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, 3
Н.Н. Поддьяков [54]); условие повышения познавательной активности (Л.С. Выготский [15], и др.). В исследованиях Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [38], С. Л. Рубинштейна [54], и др. развитие познавательного интереса связано со способностью к самодвижению, самоизменению, построению себя в процессе деятельности как личности...
Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного интереса, рассматриваемый как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающееся при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
Феномен познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности» (Д.И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания» (С.Л. Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету познания, становящееся направленностью личности» (Н.Г. Морозова); «глубинный внутренний мотив поведения» (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, целостное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. В процессе развития познавательного интереса у дошкольников осуществляется
последовательный переход от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности на основе участия ребенка в различных видах деятельности.
Возрастными особенностями познавательного интереса являются: актуализация активности в поиске информации; появление стремления в познании нового; интеллектуализация процесса познания; переход от чувственного познания мира к теоретическому; расширение спектра интересных объектов; углубление познавательных интересов.
Эмпирическое исследование проводилось с детьми 6-7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном составе 20 человек. Компонентами измерения уровня развития у старших дошкольников познавательного интереса являлись мотивационный, когнитивный, эмоциональный, к определению сформированности каждого компонента подбирались соответствующие методики.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у дошкольников в контрольной и экспериментальной группах по всем компонентам, что послужило основой для разработки и реализации программы формирующего эксперимента...
1. Аблитарова А.Р., Ревинская Н.А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки- Веди, 2016. С. 107-110.
2. Аксенова Т.Г. Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2017. № 12. С 37.
3. Арутюнян А.Ю. Теоретические основания изучения познавательного интереса в контексте некоторых исследовательских направлений // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6. 1. С. 105-107.
4. Ахметова Л.Р. Познавательное развитие младших дошкольников на современном этапе // Воспитатель ДОУ. 2017. № 12. С.15-18.
5. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2017. 264 с.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников М.: Речь, 2005. 128 с.
7. Баранова Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования // Интеграция образования. 2006. № 3. С. 124-128.
8. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 192-195.
9. Богданова О.А., Била Н.И., Неслуженко Н.Г. Познавательно- исследовательская деятельность «Волшебная капелька» // Воспитатель ДОУ. 2017. № 8.
10. Бондаренко О.И. Педагогическое влияние на познавательное развитие дошкольников // Образовательный альманах. 2017. Декабрь. С. 8-9.
М.: Педагогика, 2013. 352 с.
12. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2007. 172 с.
13. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие
в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
14. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.: Педагогика, 2014. 75 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика,
2015. 480 с...72