РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 11
1.1. Понятие «материнское отношение» в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Конструктивное и деструктивное материнское
отношение к ребенку 11
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с
тяжелыми нарушениями речи 22
1.3. Факторы формирования материнского отношения к детям с тяжелыми
нарушениями речи 32
1.4. Возможности коррекции деструктивного материнского отношения к
ребенку в практике семейного консультирования 39
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНОГО МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К
ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования особенностей материнского
отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 54
2.3. Система психолого-педагогической работы, обеспечивающей коррекцию деструктивного материнского отношения к детям младшего школьного
возраста с тяжелыми нарушениями речи 62
2.4. Анализ результатов работы 66
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Сегодня реформирование российского образования предусматривает инклюзивное образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса.
По данным статистики 2017 года более 58% детей имеют логопедические проблемы.
Дети с нарушениями речи - одна из самых распространенных категорий детей с ОВЗ, посещающих средние общеобразовательные учреждения. Следует отметить, что речевые нарушения очень разнообразны по проявлениям. К тяжелым нарушениям речи (ТНР) относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.
Актуальным является вопрос о социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением развития речи, так как именно при переходе на новую ступень образования ребенок сталкивается с новыми требованиями, а вслед за этим и с новыми трудностями. Социальная адаптация младшего школьника напрямую зависит от гармоничного родительского и прежде всего, материнского отношения. Значимость материнского отношения определяется следующим: как правило, первым источником общения для ребенка выступает мать, кроме того, именно мать чаще вовлечена в образовательный процесс ребенка.
Нарушения речевого развития, препятствующие полноценному общению и установлению адекватных взаимоотношений ребенка с близким социальным окружением, в том числе с родителями, затрудняет усвоение им социального опыта (В.В. Лебединский, Р.Е. Левина, Р.Ф. Майрамян).
JI.C. Выготский одним из важнейших факторов развития личности ребенка с нарушением развития речи рассматривал его отношения с окружающими, поскольку, по словам ученого, высшие психические функции развиваются из социального опыта, из сотрудничества ребенка с окружающими его людьми [16].
Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с нарушением развития речи огромна. При этом достаточно часто материнское отношение к ребенку является не позитивным, а наоборот, негативным фактором развития. В работах ряда исследователей (А.Я. Варга, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров) подчеркивается двусторонний характер влияния - как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. С одной стороны, материнское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой - наличие отклонений в развитии ребенка приводит к различным искажениям (деструкциям) материнского отношения...
Сегодня реформирование российского образования предусматривает инклюзивное образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого внимания со стороны всех участников образовательного процесса.
По данным статистики 2017 года более 58% детей имеют логопедические проблемы.
Дети с нарушениями речи - одна из самых распространенных категорий детей с ОВЗ, посещающих средние общеобразовательные учреждения.
Роль семьи в социальной адаптации ребенка с нарушением развития речи огромна. При этом достаточно часто материнское отношение к ребенку является не позитивным, а наоборот, негативным фактором развития. Согласно имеющимся психолого-педагогическим исследованиям, для матерей детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи характерно деструктивное отношение к ребенку, что в свою очередь выступает негативным фактором его развития. Для матерей с деструктивным отношением к ребенку характерны проявления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отчужденности и незаинтересованности, для них свойственен пессимистичный настрой на будущее ребенка. Все вышеперечисленные признаки только усугубляются на фоне нарушенного развития ребенка.
Из этого следует, что необходима систематическая консультационная поддержка родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, а также организация коррекционной работы с матерями, которым свойственно деструктивное отношение к ребенку.
В ходе исследования нами решении следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы в научной литературе: охарактеризовать понятие «материнское отношение к ребенку», выделены факторы формирования материнского отношения к детям с ТНР.
2. На основе проведения эмпирического исследования выявлены особенности материнского отношения к детям особенности с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработаны и реализованы программу коррекции материнского отношения к детям с тяжелыми нарушениями речи.
4. Проанализирована эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что: материнское отношение к детям с тяжелыми нарушениями речи может характеризоваться как деструктивное (инфантилизация ребенка, стремление к тотальному контролю его поведения, чрезмерная опека); система коррекционной работы, направленной на обеспечение матерей знаниями о факторах психического и личностного развития ребенка; обучение способам эффективного общения с ребенком будет способствовать оптимизации материнского отношения к детям с тяжелыми нарушениями речи.
Система коррекционной работы включающая: просвещение матерей об эффективных способах общения с ребенком, организацию взаимодействия родителей и детей в рамках тренинга, консультирование матерей и семей по вопросам воспитания и развития детей позволяет оптимизировать родительское отношение к детям.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002.400 с.
2. Андряшина Н.Н. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР // Материалы VII Всероссийской научно- практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) (г. Казань, 23 апреля 2013г.) / Под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. Казань: 2013. 230 с.
3. Антилогова Л.Н., Ждакаева Е.И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Омск, 2018. №4 (21). С. 101-104. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-destruktivnyh- detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 03.01.2021).
4. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020 № 54 (4). С. 108-117.
5. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. № 1 (39). С. 124-128. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/03/28/c47d10c8a11d016 (дата обращения: 01.01.2021).
6. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку женщин с отягощенной беременностью // Дефектология : научно-методический журнал / Под ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. М., 2003. № 4. С. 59-66.
7. Ачинович, Т.И. Современные методы психотерапии и психокоррекции: учебно-методический комплекс для специальности 1-23 81 04 Социальная психология / Сост. Т.И. Ачинович. М.: БГУ, 2019. 113 с.
8. Бадрутдинова Е.Р., Арамачева Л.В. Теоретические аспекты проблемы исследования материнского отношения к детям младшего школьного возраста с нарушением развития речи // Материалы международных психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (г. Красноярск, 26-28 ноября 2019 г.). Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 117-119.
9. Белогай К.Н. Исследование структуры родительского отношения личности // Психология в вузе. Красноярск.: 2007. № 1. С. 17-26.
10. Варга А.Я., Маркитантова О.А., Черепанов Е. Семейные правила выживания: послания детям // Психология и психотерапия семьи. 2017. № 1. С. 14-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32555331 (дата обращения: 27.05.2020).
11. Варга, Д. Дела семейные: пер. с венг. / Д. Варга. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
12. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России: автореф ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2011 г. 46 с.
13. Ватрич И.А. Комплексный подход к психолого-педагогической
коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. М., 2018. № 20 (206). С. 59-61. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=34928231 (дата обращения: 20.11.2020).
14. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие
целеполагания детей 5-6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. № 1 (51). С. 141-151. URL:
https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-191 (дата обращения:
20.01.2021).
15. Винникот, Д. В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1997.
98 с...72