Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЫНОВЬЯМ И ДОЧЕРЯМ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №70549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психологический анализ родительского отношения к детям 6
раннего и дошкольного возраста
1.1. Феномен родительского отношения 6
1.2. Родительская любовь как выражение родительского отношения... 11
1.3. Особенности родительского отношения к детям раннего и 15
дошкольного возрастов
1.4. Гендерные особенности родительского отношения 18
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Эмпирическое исследование материнского отношения к 25
своим сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 28
2.2.1. Родительское отношение к сыновьям раннего возраста 28
2.2.2. Родительское отношение к дочерям раннего возраста 35
2.2.3. Сравнительный анализ между родителями дочерей и сыновей 41
раннего возраста
2.2.4. Материнское отношение к сыновьям дошкольного возраста 43
2.2.5. Материнское отношение к дочерям дошкольного возраста 51
2.2.6. Сравнительный анализ родительского отношения к сыновьям и 58
дочерям дошкольного возраста
2.2.7. Сравнительный анализ родительского отношения матерей к 59
сыновьям раннего и дошкольного возраста
2.2.8. Сравнительный анализ родительского отношения матерей к 62
дочерям раннего и дошкольного возраста
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность исследования. Специалисты из различных сфер уже достаточно давно говорят о кризисе современной семьи, главнейшей функцией которой считается воспитательная. В первую очередь, имеется в виду нарушение супружеских отношений, очень часто приводящие к разводам. Однако не менее распространенной семейной проблемой, имеющей очень долгосрочные последствия для всех членов семьи, является нарушение детско-родительских отношений.
Если детско-родительские отношения в целом и родительское отношение в частности к детям школьного возраста в исследованиях представлено довольно широко, то семьи с детьми раннего, дошкольного возраста, особенно в отечественных психологических исследованиях рассматриваются нечасто. Все это доказывает актуальность проведенного исследования родительского (материнского) отношения к сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возрастов.
Вопросом родительского отношения занимались как отечественные (А.Я. Варга, В.В. Столин, И.М. Марковская, Эйдемиллер и др.), так и зарубежные исследователи (Д. Баумринд, Г. Крайг, А. Фрейд, Д. Винникот и др.). Именно материнское отношение также неоднократно являлось предметом психологических исследований (О.А. Карабанова, А. С. Спиваковская, Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова и др.)
Цель исследования - выявить особенности материнского отношения к сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возрастов.
Предметом исследования является родительское отношение к сыновьям и дочерям.
Объектом исследования выступили матери детей раннего (18 человек) и дошкольного возраста (36 человек).
Гипотеза исследования предполагает, что существуют особенности в родительском отношении матерей к своим сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возраста, а именно: отношение матерей с дочерями более симбиотические, эмоционально близкие, а к сыновьям отношения более требовательные, и менее эмоционально близкие.
Дополнительная гипотеза предполагает, что существуют различия в родительском отношении матерей к сыновьям и дочерям, связанные с возрастом детей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Теоретический анализ психолого -педагогической литературы по теме исследования
2. Установить особенности материнского отношения к сыновьям и дочерям раннего возраста
3. Вывить особенности материнского отношения к сыновьям и дочерям дошкольного возраста
4. Определить специфику родительского отношения матерей в зависимости от возраста ребенка: раннего или дошкольного.
В проведенном исследовании были использованы следующие методы и методики:
I. Теоретический анализ научных источников.
II. Тестирование:
1. Опросник родительского отношения Варги-Столина (ОРО) для родителей детей раннего возраста.
2. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М. Марковской для родителей дошкольников и младших школьников.
3. Родительское сочинение в виде незаконченных предложений.
III. Анкетирование - авторская анкета, направленная на получение информации о различных сторонах родительского отношения.
IV. Методы математико-статистической обработки данных:
- описательная статистика (подсчет частоты встречаемости признака, средних значений);
- сравнительный анализ с применением непараметрического критерия Манна-Уитни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе психологов-консультантов при консультировании по вопросам семейного воспитания детей, психологами и педагогами дошкольных организаций для работы с родителями, а также в качестве иллюстраций при создании родительских университетах при различных образовательных и психологических центрах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 46 источников, приложения, иллюстрирована 4 рисунками и 4 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном исследовании мы изучили отношение матерей в своим детям раннего и дошкольного возраста. В теоретической главе были рассмотрены представления отечественных и зарубежных ученых о родительстве и родительских отношениях. Проанализировано понятие родительской (материнской) любви. Конкретизированы особенности родительского отношения к детям раннего и дошкольного возраста. Представлены данные о гендерных особенностях родительского отношения матери/отца к сыну/дочери.
Эмпирическое исследование материнского отношения к сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.
Мамы сыновей раннего возраста в качестве более распространенной причины конфликтов с ребенком считают его и невыполнение навыков самообслуживания. Среди проблем в воспитании мальчиков по сравнению с девочками мамы называют здоровье и физическое развитие и организацию их досуга. Причинами, которые мешают в воспитании сыновей раннего возраста по сравнению с дочерьми, называют плохие жилищные условия и нехватку денег, плохое влияние «улицы» и Интернета, а также нехватку педагогических знаний.
Различий в стиле родительского отношения к дочерям и сыновьям раннего возраста выявлено не было.
По мнению матерей, дочери дошкольного возраста овладели большим числом навыков самообслуживания по сравнению с сыновьями. Мамы дочерей считают, что на воспитание их ребенка «улица» или Интернет влияет хуже, чем на сыновей дошкольного возраста. Мамы эмоционально ближе к своим дочерям-дошкольницам, нежели к сыновьям
Матерей сыновей больше беспокоит поведение своего ребенка в отсутствие родителей или в условиях детского сада. Матери жестче контролируют сыновей-дошкольников, склонны предоставлять им меньше автономии, чем дочерям. К сыновьям дошкольного возраста матери чаще применяют принуждение как метод воспитания по сравнению с сыновьями раннего возраста. И причин для наказания исходя из поведения сына у них больше. Мамы дошкольников чаще указывают на несогласованность супругов в выборе методов воспитания по сравнению с мамами детей раннего возраста . Также они более уверены, что воспитанию своих сыновей 3-6 лет мешают.
Отношение мам к девочкам дошкольного возраста более требовательное, они чаще втянуты в конфликты взрослых как свидетели либо участниками по сравнению с дочерями раннего возраста. Методы принуждения также чаще применяются к дочерям-дошкольницам, они чаще стараются увести ребенка в другую комнату в качестве наказания, изолировать от себя в наказание, их больше беспокоит поведение дочерей в детском саду или в отсутствие взрослых.
Мамы дочерей раннего возраста мам дошкольниц реагируют на поведение дочерей взрывом, хотя и чаще потом просят у ребенка прощения за это.
Мамы дочерей дошкольного возраста выше оценивают значимые для них качества ребенка по сравнению с мамами девочек раннего возраста, их ожидания от детей носят более позитивный характер. И считают, что их реальные воспитательные воздействия на своего ребенка эффективнее, как и позитивная оценка интересов и предпочтений своего ребенка.
Таким образом, основная гипотеза исследования, предполагавшая, что существуют особенности в родительском отношении матерей к своим сыновьям и дочерям раннего и дошкольного возраста, а именно: отношение матерей с дочерями более симбиотические, эмоционально насыщенные, а к сыновьям отношения более требовательные, и менее эмоционально насыщенные - была частично подтверждена, так как не было выявлено достоверных различий в стиле родительского отношения матерей к сыновьям и дочерям раннего возраста. Среди матерей детей дошкольного возраста гипотеза была подтверждена.
Дополнительная гипотеза, предполагавшая, что существуют различия в родительском отношении к сыновьям и дочерям, связанные с возрастом детей, была полностью подтверждена. Поэтому можно говорить, что различия в материнском отношении в большей степени связаны с возрастом, а не полом ребенка.
Перспективами дальнейших исследований может являться лонгитюдное исследование родительского отношения к детям на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства; изучение особенностей воспитания и отношения отцами и матерями, бабушками/дедушками и т.д.



1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: «Смысл», 2003. 152 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Дону: «Феникс», 1998. 448 с.
3. Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Влияние пола и порядка рождения на
различия в родительском отношении к детям // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 11. URL: http://psystudy.ru(дата
обращения: 15.05.2018).
4. Барановская Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (Лонгитюдное исследование): дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2002. 324 с.
5. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред-Урал. КН. Изд-во, 1984. 129 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 430 с.
7. Борисова Анна Егоровна Взаимосвязь привязанности женщины к матери и се отношения к своему ребенку. Автореф. дис. ... канд психол.наук. М. 2011. 16 с.
8. Боулби Дж. Привязанность: пер. с англ. М.: «Гардарики», 2003. 477 с.
9. В.Н. Мясищев. Психология отношений : избранные психологические труды. Москва; Воронеж: Институт практической психологии Изд-во Воронежской областной типографии. 1995. 356 с.
10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : (19.00.01) / МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. психологии. М. 1987. 25 с.
11. Довгая Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. 16 с.
12. Исенина Е. И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 49-63.
13. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основысемейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики. 2005. 320 с.
14. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. № 1. - С. 16-25.
15. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага : Авиценум. Мед. изд-во, 1984. 334 с.
16. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия». 2007. 432 с.
17. Любимова О.М. Феноменология родительского отношения и онтогенез личности // Известия Алтайского государственного университета. 2007. №2. С. 15-17.
18. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1999. №2. - С. 17-35.
19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб. : Речь, 2002. 149 с.
20. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. 288 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. М., 2002. 452 с.
22. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2003. 319 с.
23. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ. 2006. 496 с.
24. Поветьева М. Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребенка: дис. ... канд. психол. наук. М. 2003. 236 с.
25. Савенышев С.С., Чижова В.Ф. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3. - С. 32-41.
26. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. - С. 3-14.
27. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика. 1986. 160 с.
28. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000. 464 с.
29. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 211 с.
30. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П.Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС: Монография. Красноярск: Красноярск. Гос. Пед. университет им. В.П. Астафьева. 2014. 316 с.
31. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: «Деловая книга». 1998. 528 с.
32. Токарева Е.Н, Рычкова Л.С. Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 18 (13). - С. 89-93.
33. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
34. Фромм Э. Душа человека. М.: «Издательство ACT»,
«Транзиткнига». 2004. 572 с.
35. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Дону: Феникс, 2004. 283 с.
36. Шаповаленко И.В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы и влияние на психическое развитие // Семейная психология и семейная терапия. 2004. №3. - С. 81-90.
37. Шеффер Д. Дети и подростки. СПб.: «Питер», 2003. 976 с.
38. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R. M., Petersen A. C., Brooks-Gunn J. (eds). Encyclopedia of adolescence. V. 2. N. Y., 1991. P. 746—758.
39. Cuia N., Xueb J., Connollya C.A., Liua J. Does the gender of parent or child matter in child maltreatment in China? Child Abuse and Neglect, 2016, Vol. 54, 1-9.
40. Endendijk J.J., Groeneveld M.G., Bakermans-Kranenburg M.J., Mesman J. Gender-Differentiated Parenting Revisited: Meta-Analysis Reveals Very Few Differences in Parental Control of Boys and Girls. Plos ONE, 2016, 11(7), 1-33.
41. Leaper C., Anderson K.J., Sanders P. Moderators of Gender Effects on Parents' Talk to Their Children: A Meta-Analysis. Developmental Psychology, 1998, 34(1), 3-27.
42. Lytton H. Romney D.M. Parents' Differential Socialization of Boys and Girls: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, 1991, 109(2), 267-296.
43. McHale S.M., Updegraff K.A., Jackson-Newsom J., Tucker C.J., Crouter A.C. When Does Parents’ Differential Treatment Have Negative Implications for Siblings? Social Development, 2000, 9(2), 149-172.
44. Russell A., Hart C., Robinson C., Olsen S. Children's sociable and aggressive behaviour with peers: A comparison of the US and Australia, and contributions of temperament and parenting styles. International Journal of Behavioral Development, 2003, 27(1), 74-86.
45. Salmon C.A., Shackelford T.K., Michalski R.L. Birth order, sex of child, and perceptions of parental favoritism. Personality and Individual Differences, 2012, Vol. 52, 357-362.Salmon et al., 2012;
46. Shanahan L., McHale S.M., Crouter A.C., Osgood D.W. Warmth With Mothers and Fathers From Middle Childhood to Late Adolescence: Within- and Between-Families Comparisons. Developmental Psychology, 2007, 43(3), 551 - 563.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ