Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Особенности критического мышления в младшем школьном возрасте ... 6
1.2. Приемы формирования и развития критического мышления 13
1.3. Технология развития критического мышления у учеников начальной
школы на уроках литературного чтения 17
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Экспериментальное исследование развития критического мышления у детей младшего школьного возраста 41
2.1. Исследование уровня развития критического мышления у детей
младшего школьного возраста 41
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 51
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 63
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения 81
Развитие умений «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения становится важной задачей в современном мире. Для того, чтобы быть востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому важно воспитать ребёнка личностью, обладающей навыками самообучения и критического мышления, работы с информацией и совместной работы, навыком решения проблемных ситуаций.
Процесс школьного обучения может быть более эффективным, если выяснить, как сформировано мышление школьников. Это позволит во- первых, сделать работу более продуктивной, получить представления о мыслительных возможностях того или иного ребенка, о том, как он управляет своим вниманием; во-вторых, учитель может скорректировать индивидуальную работу, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное усвоение знаний и адаптацию к социальному окружению. Изучение путей развития критического мышления ребенка представляет собой практический интерес для педагогов. У детей возникает стремление к познанию, им становится легче проходить более сложные произведения, анализировать их; в контексте определять характеры героев, давать оценку поступкам. Данный процесс, как мы видим, вслед за специалистами в области преподавания и обучения русскому языку и литературному чтению, может быть реализован посредством целенаправленной работы на уроках литературного чтения.
Развитие способности критически мыслить подчеркивают сегодняшние стандарты, направленные на освоение универсальных учебных действий (УУД), что говорит об актуальности выбранной темы.
Современные исследователи в области методов развития критического мышления: Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер, М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры...
С внедрением новых стандартов повышаются требования к уровню развития мышления учащихся, поскольку именно мышление «.. .как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность, обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями» [11, с. 174]. Высший уровень интеллектуальных способностей человека отражают такие виды мышления, как: логическое, творческое, именно поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на развитие критического мышления учащихся.
Нами была рассмотрена технология развития критического мышления. Ее авторы - американские ученые Ч. Темпл, К.Мередит, Д.Стил.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления заключается в следующем: во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Изучив литературу по теме исследования и рассмотрев позицию многих авторов на проблему развития критического мышления, мы спланировали и провели констатирующий эксперимент.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволяющий выявить уровень развития критического мышления младших школьников...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
2. Аверин А.В. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. - 379 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318 с.
4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Андриенко Е.В. - М. : Академия, 2003. - 264 с.
5. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебно¬методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. - 108 с.
6. Байрамов А.С. Динамика развития самостоятельности и
критичности мышления у детей младшего школьного возраста./ Байрамов
А.С. - Баку, 1968. - 560 с.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.
В 2т. Т.2. Вулдридж Д. Механизмы мозга. - М.: Мир, 1995. - 344 с.
8. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397 с.
9. Богданов И., и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gumer.info
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:
Академия, 2002. - 320 с.
11. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1986. - 234 с.
12. Брушлинский А.В. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2. Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1999. - 400 с.
13. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.
14. Варенников, Я. Воспитывать культуру критического мышления / Я. Варенников // Высш. образование в России № 6. - 141 с.
15. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы / И. Васюта // Литература : науч.-метод. газ. для учителей словесности. - 2005. - 29 с...59