ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 12
1.1 История возникновения понятия эдьютейнмент 12
1.2. Понятие эдьютейнмент в отечественной педагогической науке 15
1.3. Основные характеристики технологии эдьютейнмента, условия её
реализации, классификация и формы 21
Вывод по главе 1 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА 27
2.1. Применение технологии эдьютейнмента в образовательном процессе:
опытно-экспериментальная работа 27
2.2. Методические рекомендации Интернет-ресурсов в контексте применения
технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания 32
2.3. Методические рекомендации дидактических материалов в рамках применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания 37
2.3.1. Дидактические материалы 39
2.3.2. Применение технологии эдьютейнмента на уроках истории в
различных педагогических условиях 56
Вывод по главе 2 62
Заключение 63
Список использованных источников: 66
Приложения 73
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 12
1.1 История возникновения понятия эдьютейнмент 12
1.2. Понятие эдьютейнмент в отечественной педагогической науке 15
1.3. Основные характеристики технологии эдьютейнмента, условия её
реализации, классификация и формы 21
Вывод по главе 1 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА 27
2.1. Применение технологии эдьютейнмента в образовательном процессе:
опытно-экспериментальная работа 27
2.2. Методические рекомендации Интернет-ресурсов в контексте применения
технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания 32
2.3. Методические рекомендации дидактических материалов в рамках применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания 37
2.3.1. Дидактические материалы 39
2.3.2. Применение технологии эдьютейнмента на уроках истории в
различных педагогических условиях 56
Вывод по главе 2 62
Заключение 63
Список использованных источников: 66
Приложения 73
В настоящее время существует некий миф о том, что современное поколение школьников не мотивированно на процесс обучения и «не желает учиться совсем».
Но, в 2020 году был опрос, проведенный экспертами «Равные возможности - детям», в ходе которого выяснилось, как выглядит идеальный день школьника.
Данный мониторинг показал, что даже в свой идеальный день современные школьники готовы посетить один урок, но этот урока должен быть интересным . То есть, вы видим запрос от обучающихся на интересные уроки. Это подтверждается другим опросом, проведенным ранее, так же «Общероссийским народным фронтом», который показал, что «48% опрошенных считают, что интересных уроков недостаточно» .
При этом повышение мотивации к предмету прописано и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) . Также, современного обучающегося нужно мотивировать не только к обучении в школе, но и к самообучению .
Именно запросы современного общества на технологии и приемы обучения, которые будут формировать мотивацию к обучению и самообучению, а так же будут способствовать проектированию интересных уроков, в рамках основного общего образования обуславливает актуальность исследования данной магистерской диссертации.
Не смотря на актуальность, у данного исследования существует проблема - проблема загруженности современного педагога, при которой внедрение такой педагогической технологии, как эдьютейнмент, и, в контексте применения её в рамках образовательного процесса, создание авторских уроков, подбор материалов и создание дидактических материалов является затруднительным. При этом, существует пренебрежительное отношение к технологии, где наряду с образованием реализуется принцип развлечения и не желание рассматривать развлечение с точки зрения увлечения предметом. А также проблемой данного исследования состоит в том, что единого определения такой технологии как эдьютейнмент, в отечественной науке, еще нет.
Методы исследования:
Теоретические методы:
1. Анализ существующей научной литературы: по сущности и истории понятия эдьютейнмент, по сущности современных образовательных технологий, методико-педагогические исследования и прочее.
2. Сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта исследователей по данной теме.
3. Анализ источников: нормативно-правовой базы, мониторинги, учебно-методические комплексы и другое.
Эмпирические методы:
1. Педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент и т.д.
2. Анкетирование по отношению обучающихся применения
технологии в учебном процессе.
Степень изученности. Интерес к самой технологии эдьютейнмент, в отечественной педагогической (и не только) науке появился сравнительно недавно. Хотя, такое явление как эдьютейнмент и имеет долгую историю, но научное обоснование оно получило только в XXI веке.
Само понятие, хоть и активно использовалось в средствах массовой информации с 1990-х годов, всё ещё не было зафиксировано не в одном словаре. Только к началу 2000-х годов, в США вышел ряд трудов посвященных эдьютейнменту. Но, в основном, эти работы были посвящены изучению эдьютейнмента в сфере телевидения и других развлекательно - образовательных сферах не связанны со школьной средой.
На данный момент такое слово, как «эдьютейнмент» (или английский «Edutainment») уже зафиксировано в современных словарях, но его толкование разнится, в зависимости от дискурса.
Проблема формирования русскоязычного определения понятия эдьютейнмент затронута в работе Дьяконовой Ольги Олеговны «Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике», в которой показано, что слово «эдьютейнмент» - это синтез образования и развлечения. Если с понятием «образование» в отечественной педагогике нет смысловых расхождений, то с понятием «развлечение» они возникают. И снова можно наблюдать то, что авторы трактуют данное определения исходя из контекста изучения.
Например, Ольга Леонидовна Гнатюк определяет «эдьютейнмент» как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы» и обеспечивающий при этом информирование аудитории при «максимально облегчённом анализе событий». Здесь, под «цифровым контентом» понимается определённый объем информации, работа с которой предполагает использование техники или применение современных телекоммуникационных или мультимедийных средств. Трактовка понятия именно в таком ключе связанна с тем, что данное определение было высказано в учебном пособии О.Л. Гнатюк «Основы теории коммуникации».
При этом, в отечественной науке, присутствовала некая попытка «замены» понятия «эдьютейнмент».
Например, М. М. Зиновкина предлагает на замену эдьютейнменту термин «креативное образование» и определяет его как «целенаправленное последовательное освоение учеником передаваемых ему методологий и опыта творческой деятельности и формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений и навыков». Креативное образование способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности.
И.Ф. Феклистов, придерживается понятия «неформальное
образование» и утверждает, что это «непрерывный процесс», в ходе которого человек вырабатывает определённые отношения и ценности и приобретает навыки и знания под воздействием обучения, «ресурсов своего окружения» и своего повседневного опыта.
А. В. Попов, говоря об эдьютейнменте, использует понятие «обучение как развлечение». При этом «обучение как развлечение» трактуется, как «эффективное познание мира в игровой форме». Так же, в своих работах Попов использует понятие «игразование» понимая под ним, донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих обучающимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически.
В основном, попытки русифицировать понятие эдьютейнмента сводятся, в большей или в меньшей степени, к отождествлению его с понятием «игровое обучение» или синониму «игровой технологии».
Наиболее полное определение представлено в исследовании О. Дьяконовой и О. Железняковой. Они определяют эдьютейнмент, как «особый тип обучения, который начинается с развлечения в обучении, сопровождается формированием привлечения внимания обучающихся к предмету и, в результате, завершается увлечением и получением удовольствия от обучения».
При этом, в выводе Дьяконовой, к которому она пришла проанализировав понятия зарубежных авторов, стержень данной технологии - «они [исследователи] видят понятие «эдьютейнмент» практически одинаково - это обучение и развлечение».
Дьяконова под эдьютейнментом понимает: «не просто обучение и развлечение, это привлечение, обучение, развлечение и увлечение при помощи разнообразных средств обучения и с учетом определённых психологических потребностей учащихся», при этом, на основе определений, взятых, из зарубежной историографии выводится следующее понятие: «Эдьютейнмент» - это современная педагогическая инновация, которая основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приёмах, игровом формате, современных информационных и коммуникационных технологиях, более информативных и менее дидактических методах преподавания, целью которой, является максимальное облегчение анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» .
Помимо перечисленных выше авторов, существуют ещё несколько, кто пытался вывести понятие технологии эдьютейнмента - это Н.А. Кобзева и И.Г. Хангельдиева.
Кобзева определяет эдьютейнмент, как «технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение».
Также, имеется определение Хангельдиевой: «процесс образования и обучения должен быть заряжен положительной энергией, быть эмоционально радостным, не скучным, привлекательным, занимательным, хорошо усваиваемым... Это и особый формат образовательного процесса, при котором учебный материал представлен с привлечением развлекательных интерактивных методик и, зачастую, с использованием информационных технологий» .
В научной литературе существуют работы, которые описывают применение технологии эдьютейнмент в образовательном процессе, в основном, в обучении иностранным языкам (Буров В. А., Привалова Е.И. , Головашкина И.В. и другие), так же встречаются разработки по математике (Витова А.В.) и русскому языку (Хамраева Е.А., Самчик Н.Н., Толстова Н.Н., и другие).
Но, в рамках применения на уроках истории и обществознания, технологию эдьютейнмента другие авторы не рассматривают.
Таким образом, мы видим тенденцию «смешивания» эдьютейнмента с другими понятиями, при этом растет тенденция внедрения технологии в образовательном процессе, правда, пока что, данная технология интересна исследователям только в рамках таких предметов, как иностранный язык, русский язык и математика.
Объект исследования - эдьютейнмент, как технология обучения истории и обществознанию.
Предмет исследования - педагогические условия реализации технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Цель - разработать и апробировать дидактические материалы в контексте применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Задачи:
1. Анализ эдьютейнмента как отдельной педагогической технологии, выявления отдельных характеристик и понятия.
2. Разработать дидактический материал, ориентированный на применение технологии эдьютейнмента, с учетом педагогических условий.
3. Апробировать урок с применением технологии эдьютейнмента.
Гипотеза исследования - технологию эдьютейнмент возможно применять в рамках традиционного урока, который проводится без должного материально-технического оснащения. Интеграция технологии эдьютейнмента в урок способна мотивировать обучающихся и повышать интерес к такому предмету как история, или обществознание.
Источниковая база исследования:
1. Нормативно-правовые акты - Федеральный государственный образовательный стандарт, ФЗ «Об образовании», Приказ Минтруда России от 18.10.2013 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Учебно-методический комплекс для 6, 7, 8, 9 класса по истории и обществознанию издательства «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово».
Научная новизна данной магистерской диссертации состоит в том, что впервые технология эдьютейнмента описывается в контексте её применения на уроках истории и обществознания, а так же в рамках интеграции в традиционный урок, который проводися в кабинете без технического оснащения.
Теоретическая значимость данной магистерской диссертации состоит в том, что помимо анализа понятия эдьютейнмента основанного на англо-русских словарях, приводится комплексный анализ ошибочных и не полных понятий технологии эдьютейнмента, которые, в свою очередь, не смотря на свою некомпетентность, активно используются в отечественной науке. При этом приводится обоснования, какое определение является наиболее соответствующим понятью эдьютейнмент на основе истории и анализа понятий-источников.
Практическая значимость данной магистерской диссертации состоит в том, что приведены разработки дидактических материалов, которые возможно использовать в кабинета с недостаточным материально¬техническим оснащением, а так же приведена авторская ментальная карта «Цифровая образовательная среда педагога», содержащая базу Интернет- ресурсов, которые возможно использовать в рамках дистанционной работы, а так же в кабинетах с материально-техническим оснащением.
Апробация. Методические разработки, приведенные в данной магистерской диссертации, были апробированы в МБОУ СШ №147, ФГБОУ ВПО КГПУ им В.П. Астафьева (исторический факультет).
Также данная работа была апробирована на научных конференциях:
1. V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 15 мая 2019 года). Тема доклада и публикации: «Влияние технологии эдьютейнмента на качество знаний обучающихся на примере уроков истории средних веков в 6 классе» .
2. XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. общественные процессы в антропологическом измерении» в рамках VIII международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 20 ноября 2019 года). Тема доклада и публикации: «Потенциал использования Интернет-ресурсов в изучении советской повседневности 1950-1980-х гг. В школьном курсе истории» .
3. История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах (Красноярск, 30 ноября 2020 года). Тема доклада и публикации: «Картографический маршрут как средство формирования культурно-исторической памяти об утраченных или частично утраченных сооружениях религиозного назначения у обучающихся 10-х классов» .
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав:
В первой главе анализируется понятие эдьютейнмента, с точки зрения педагогической технологии в отечественной науке. Во второй главе описываются авторские дидактические материалы, в контексте применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Но, в 2020 году был опрос, проведенный экспертами «Равные возможности - детям», в ходе которого выяснилось, как выглядит идеальный день школьника.
Данный мониторинг показал, что даже в свой идеальный день современные школьники готовы посетить один урок, но этот урока должен быть интересным . То есть, вы видим запрос от обучающихся на интересные уроки. Это подтверждается другим опросом, проведенным ранее, так же «Общероссийским народным фронтом», который показал, что «48% опрошенных считают, что интересных уроков недостаточно» .
При этом повышение мотивации к предмету прописано и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) . Также, современного обучающегося нужно мотивировать не только к обучении в школе, но и к самообучению .
Именно запросы современного общества на технологии и приемы обучения, которые будут формировать мотивацию к обучению и самообучению, а так же будут способствовать проектированию интересных уроков, в рамках основного общего образования обуславливает актуальность исследования данной магистерской диссертации.
Не смотря на актуальность, у данного исследования существует проблема - проблема загруженности современного педагога, при которой внедрение такой педагогической технологии, как эдьютейнмент, и, в контексте применения её в рамках образовательного процесса, создание авторских уроков, подбор материалов и создание дидактических материалов является затруднительным. При этом, существует пренебрежительное отношение к технологии, где наряду с образованием реализуется принцип развлечения и не желание рассматривать развлечение с точки зрения увлечения предметом. А также проблемой данного исследования состоит в том, что единого определения такой технологии как эдьютейнмент, в отечественной науке, еще нет.
Методы исследования:
Теоретические методы:
1. Анализ существующей научной литературы: по сущности и истории понятия эдьютейнмент, по сущности современных образовательных технологий, методико-педагогические исследования и прочее.
2. Сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта исследователей по данной теме.
3. Анализ источников: нормативно-правовой базы, мониторинги, учебно-методические комплексы и другое.
Эмпирические методы:
1. Педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент и т.д.
2. Анкетирование по отношению обучающихся применения
технологии в учебном процессе.
Степень изученности. Интерес к самой технологии эдьютейнмент, в отечественной педагогической (и не только) науке появился сравнительно недавно. Хотя, такое явление как эдьютейнмент и имеет долгую историю, но научное обоснование оно получило только в XXI веке.
Само понятие, хоть и активно использовалось в средствах массовой информации с 1990-х годов, всё ещё не было зафиксировано не в одном словаре. Только к началу 2000-х годов, в США вышел ряд трудов посвященных эдьютейнменту. Но, в основном, эти работы были посвящены изучению эдьютейнмента в сфере телевидения и других развлекательно - образовательных сферах не связанны со школьной средой.
На данный момент такое слово, как «эдьютейнмент» (или английский «Edutainment») уже зафиксировано в современных словарях, но его толкование разнится, в зависимости от дискурса.
Проблема формирования русскоязычного определения понятия эдьютейнмент затронута в работе Дьяконовой Ольги Олеговны «Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике», в которой показано, что слово «эдьютейнмент» - это синтез образования и развлечения. Если с понятием «образование» в отечественной педагогике нет смысловых расхождений, то с понятием «развлечение» они возникают. И снова можно наблюдать то, что авторы трактуют данное определения исходя из контекста изучения.
Например, Ольга Леонидовна Гнатюк определяет «эдьютейнмент» как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы» и обеспечивающий при этом информирование аудитории при «максимально облегчённом анализе событий». Здесь, под «цифровым контентом» понимается определённый объем информации, работа с которой предполагает использование техники или применение современных телекоммуникационных или мультимедийных средств. Трактовка понятия именно в таком ключе связанна с тем, что данное определение было высказано в учебном пособии О.Л. Гнатюк «Основы теории коммуникации».
При этом, в отечественной науке, присутствовала некая попытка «замены» понятия «эдьютейнмент».
Например, М. М. Зиновкина предлагает на замену эдьютейнменту термин «креативное образование» и определяет его как «целенаправленное последовательное освоение учеником передаваемых ему методологий и опыта творческой деятельности и формирование на этой основе собственного творческого опыта: знаний, умений и навыков». Креативное образование способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, формированию и развитию творческой личности.
И.Ф. Феклистов, придерживается понятия «неформальное
образование» и утверждает, что это «непрерывный процесс», в ходе которого человек вырабатывает определённые отношения и ценности и приобретает навыки и знания под воздействием обучения, «ресурсов своего окружения» и своего повседневного опыта.
А. В. Попов, говоря об эдьютейнменте, использует понятие «обучение как развлечение». При этом «обучение как развлечение» трактуется, как «эффективное познание мира в игровой форме». Так же, в своих работах Попов использует понятие «игразование» понимая под ним, донесение одной важной идеи, создание динамических стереотипов, прецедентов, позволяющих обучающимся в ситуации реального выбора совершать действия автоматически.
В основном, попытки русифицировать понятие эдьютейнмента сводятся, в большей или в меньшей степени, к отождествлению его с понятием «игровое обучение» или синониму «игровой технологии».
Наиболее полное определение представлено в исследовании О. Дьяконовой и О. Железняковой. Они определяют эдьютейнмент, как «особый тип обучения, который начинается с развлечения в обучении, сопровождается формированием привлечения внимания обучающихся к предмету и, в результате, завершается увлечением и получением удовольствия от обучения».
При этом, в выводе Дьяконовой, к которому она пришла проанализировав понятия зарубежных авторов, стержень данной технологии - «они [исследователи] видят понятие «эдьютейнмент» практически одинаково - это обучение и развлечение».
Дьяконова под эдьютейнментом понимает: «не просто обучение и развлечение, это привлечение, обучение, развлечение и увлечение при помощи разнообразных средств обучения и с учетом определённых психологических потребностей учащихся», при этом, на основе определений, взятых, из зарубежной историографии выводится следующее понятие: «Эдьютейнмент» - это современная педагогическая инновация, которая основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приёмах, игровом формате, современных информационных и коммуникационных технологиях, более информативных и менее дидактических методах преподавания, целью которой, является максимальное облегчение анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» .
Помимо перечисленных выше авторов, существуют ещё несколько, кто пытался вывести понятие технологии эдьютейнмента - это Н.А. Кобзева и И.Г. Хангельдиева.
Кобзева определяет эдьютейнмент, как «технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение».
Также, имеется определение Хангельдиевой: «процесс образования и обучения должен быть заряжен положительной энергией, быть эмоционально радостным, не скучным, привлекательным, занимательным, хорошо усваиваемым... Это и особый формат образовательного процесса, при котором учебный материал представлен с привлечением развлекательных интерактивных методик и, зачастую, с использованием информационных технологий» .
В научной литературе существуют работы, которые описывают применение технологии эдьютейнмент в образовательном процессе, в основном, в обучении иностранным языкам (Буров В. А., Привалова Е.И. , Головашкина И.В. и другие), так же встречаются разработки по математике (Витова А.В.) и русскому языку (Хамраева Е.А., Самчик Н.Н., Толстова Н.Н., и другие).
Но, в рамках применения на уроках истории и обществознания, технологию эдьютейнмента другие авторы не рассматривают.
Таким образом, мы видим тенденцию «смешивания» эдьютейнмента с другими понятиями, при этом растет тенденция внедрения технологии в образовательном процессе, правда, пока что, данная технология интересна исследователям только в рамках таких предметов, как иностранный язык, русский язык и математика.
Объект исследования - эдьютейнмент, как технология обучения истории и обществознанию.
Предмет исследования - педагогические условия реализации технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Цель - разработать и апробировать дидактические материалы в контексте применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Задачи:
1. Анализ эдьютейнмента как отдельной педагогической технологии, выявления отдельных характеристик и понятия.
2. Разработать дидактический материал, ориентированный на применение технологии эдьютейнмента, с учетом педагогических условий.
3. Апробировать урок с применением технологии эдьютейнмента.
Гипотеза исследования - технологию эдьютейнмент возможно применять в рамках традиционного урока, который проводится без должного материально-технического оснащения. Интеграция технологии эдьютейнмента в урок способна мотивировать обучающихся и повышать интерес к такому предмету как история, или обществознание.
Источниковая база исследования:
1. Нормативно-правовые акты - Федеральный государственный образовательный стандарт, ФЗ «Об образовании», Приказ Минтруда России от 18.10.2013 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Учебно-методический комплекс для 6, 7, 8, 9 класса по истории и обществознанию издательства «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово».
Научная новизна данной магистерской диссертации состоит в том, что впервые технология эдьютейнмента описывается в контексте её применения на уроках истории и обществознания, а так же в рамках интеграции в традиционный урок, который проводися в кабинете без технического оснащения.
Теоретическая значимость данной магистерской диссертации состоит в том, что помимо анализа понятия эдьютейнмента основанного на англо-русских словарях, приводится комплексный анализ ошибочных и не полных понятий технологии эдьютейнмента, которые, в свою очередь, не смотря на свою некомпетентность, активно используются в отечественной науке. При этом приводится обоснования, какое определение является наиболее соответствующим понятью эдьютейнмент на основе истории и анализа понятий-источников.
Практическая значимость данной магистерской диссертации состоит в том, что приведены разработки дидактических материалов, которые возможно использовать в кабинета с недостаточным материально¬техническим оснащением, а так же приведена авторская ментальная карта «Цифровая образовательная среда педагога», содержащая базу Интернет- ресурсов, которые возможно использовать в рамках дистанционной работы, а так же в кабинетах с материально-техническим оснащением.
Апробация. Методические разработки, приведенные в данной магистерской диссертации, были апробированы в МБОУ СШ №147, ФГБОУ ВПО КГПУ им В.П. Астафьева (исторический факультет).
Также данная работа была апробирована на научных конференциях:
1. V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
«Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 15 мая 2019 года). Тема доклада и публикации: «Влияние технологии эдьютейнмента на качество знаний обучающихся на примере уроков истории средних веков в 6 классе» .
2. XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. общественные процессы в антропологическом измерении» в рамках VIII международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 20 ноября 2019 года). Тема доклада и публикации: «Потенциал использования Интернет-ресурсов в изучении советской повседневности 1950-1980-х гг. В школьном курсе истории» .
3. История мировых цивилизаций. Религиозные теории и практики в социально-политических и культурных процессах (Красноярск, 30 ноября 2020 года). Тема доклада и публикации: «Картографический маршрут как средство формирования культурно-исторической памяти об утраченных или частично утраченных сооружениях религиозного назначения у обучающихся 10-х классов» .
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав:
В первой главе анализируется понятие эдьютейнмента, с точки зрения педагогической технологии в отечественной науке. Во второй главе описываются авторские дидактические материалы, в контексте применения технологии эдьютейнмента на уроках истории и обществознания.
Таким образом, мы можем заключить, что изучением определения «эдьютейнмент» (edutainment (education + entertainment)) в отечественной педагогике занимаются сравнительно недавно. Корни самого понятия уходят в древность, как пример, можно привести мифы и легенды, которые используются и с образовательной и с развлекательной точки зрения одновременно.
В отечественной науке описанием понятия и технологии эдьютейнмента занимаются сравнительно недавно (2010-е годы), преимущественно в контексте изучения коммуникации и смежных сфер (например, менеджмент, журналистика, политика), а так же в контексте изучения иностранных языков.
Наиболее выдающимися можно считать труды О. Дьяконовой и О. Железняковой, Е. Ю. Кармалова, А.А. Ханкеева, Н. А. Кобзева и И. Г. Хангельдиева. Они не только дают определение технологии эдьютейнмента, но и приводят классификацию, основные признаки и т.д.
Технология эдьютейнмента - это особый тип обучения, который начинается с развлечения в обучении, сопровождается формированием привлечения внимания обучающихся к предмету и, в результате, завершается увлечением и получением удовольствия от обучения.
Он характеризуется комплексным применением дидактических, технологических средств обучения и контроля; наличием комфортных условий; использованием интерактивных методов обучения; наличием субъект - субъектного общения; наличием цели; гарантией результата. Эдьютейнмент может иметь две формы реализации: образовательное развлечение (искусство, игры, и т.д.) и развлекательное образование (мифы, истории, вовлекающие читателя и др.), при наличии следующих признаков: акцент на увлечение, развлечение, современность и игровой подход.
При этом, практическое применение приемов, присущих «технологии эдьютейнмент» осуществляется параллельно процессу изучения. И, можно смело сказать, что урок с применением технологии эдьютейнмента - это то, что может называться «интересным уроком». Урок, который обучает, увлекает и, соответственно, мотивирует на дальнейшую деятельность.
Применение технологии эдьютейнмента в учебном процессе способствует повышению мотивации и интереса к предмету, что доказывается результатам опытно-экспериментальной работы, где такая технология обучения, как эдьютейнмент показала себя эффективной, но, уровень эффективности зависит характеристик фокусной группы.
И, как было сказано выше - технология эдьютейнмент показала себя эффективной в рамках образовательной среды, но, к сожалению, не всегда отражение принципов технологии эдьютейнмента встречает положительный отклик на практике. Особенно, это касается такого предмета как история. Почему? Ответ прост - в рамках предмета история изучаются, порой, сложные и спорные моменты, которые нельзя представить с точки зрения «веселья». Но, хоть эдьютейнмент - это синтез развлечения и обучения, не стоит забывать о том, что значение слова «развлечение» не заканчивается на «веселье». Развлечение - это и увлечение. А без увлечения невозможно познание. Увлечение - это мотивация к предмету.
Но, существует и ряд других моментов, которые затрудняют применение не только технологии эдьютейнмент на практике, но и других современных технологий образования.
Так как, вопрос цифровизации школ и становления цифровой грамотности, а так же соответствия педагогов профессиональным стандартам по ИКТ - компетентностям, все еще остро стоит. А отсутствие необходимых в работе наглядных пособий и дидактических материалов и не знание мест, в том числе и Интернет-ресурсов, с которых возможно взять эти материалы, зачастую бесплатно - явно не способствует улучшению ситуации.
Поэтому, нами была составлена небольшая, но эффективная база цифровой образовательной среды педагога, которая призвана помочь при проектировании урока, а также самообразованию педагога.
При этом, не смотря на стереотипное утверждение, что технология эдьютейнмент подходит только в рамках цифровизации, она показала себя эффективной и в рамках традиционного урока. Это произошло благодаря включению творческого элемента, в частности, работы с коллажем и интерактивной инфографикой.
Так же технология, способствует развитию когнитивных функций, что в свою очередь, благоприятно сказывается на мышлении и психологическом состоянии обучающегося. А через приемы, которые направлены на творческое начало, возможно, не только пробудить интерес к предмету, но и сохранить психику ребенка и предотвратить раннее выгорание.
Данные разработки дидактических материалов имеют широкий спектр применения - благодаря универсальности применения они могут быть применяемы, в рамках любой темы. При этом, они помимо развлекательной функции, отлично выполняют образовательную. Применение возможно на широкую категорию обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
И, хоть создание авторских дидактических материалов может быть затратно по времени, особенно в рамках его дефицита у современного педагога, но, так как разработки уже описаны в данной работе, возможно сократить это время. А благодаря тому, что это творческая работа, возможно, избежать выгорания не только у обучающихся, но и у обучающих.
В отечественной науке описанием понятия и технологии эдьютейнмента занимаются сравнительно недавно (2010-е годы), преимущественно в контексте изучения коммуникации и смежных сфер (например, менеджмент, журналистика, политика), а так же в контексте изучения иностранных языков.
Наиболее выдающимися можно считать труды О. Дьяконовой и О. Железняковой, Е. Ю. Кармалова, А.А. Ханкеева, Н. А. Кобзева и И. Г. Хангельдиева. Они не только дают определение технологии эдьютейнмента, но и приводят классификацию, основные признаки и т.д.
Технология эдьютейнмента - это особый тип обучения, который начинается с развлечения в обучении, сопровождается формированием привлечения внимания обучающихся к предмету и, в результате, завершается увлечением и получением удовольствия от обучения.
Он характеризуется комплексным применением дидактических, технологических средств обучения и контроля; наличием комфортных условий; использованием интерактивных методов обучения; наличием субъект - субъектного общения; наличием цели; гарантией результата. Эдьютейнмент может иметь две формы реализации: образовательное развлечение (искусство, игры, и т.д.) и развлекательное образование (мифы, истории, вовлекающие читателя и др.), при наличии следующих признаков: акцент на увлечение, развлечение, современность и игровой подход.
При этом, практическое применение приемов, присущих «технологии эдьютейнмент» осуществляется параллельно процессу изучения. И, можно смело сказать, что урок с применением технологии эдьютейнмента - это то, что может называться «интересным уроком». Урок, который обучает, увлекает и, соответственно, мотивирует на дальнейшую деятельность.
Применение технологии эдьютейнмента в учебном процессе способствует повышению мотивации и интереса к предмету, что доказывается результатам опытно-экспериментальной работы, где такая технология обучения, как эдьютейнмент показала себя эффективной, но, уровень эффективности зависит характеристик фокусной группы.
И, как было сказано выше - технология эдьютейнмент показала себя эффективной в рамках образовательной среды, но, к сожалению, не всегда отражение принципов технологии эдьютейнмента встречает положительный отклик на практике. Особенно, это касается такого предмета как история. Почему? Ответ прост - в рамках предмета история изучаются, порой, сложные и спорные моменты, которые нельзя представить с точки зрения «веселья». Но, хоть эдьютейнмент - это синтез развлечения и обучения, не стоит забывать о том, что значение слова «развлечение» не заканчивается на «веселье». Развлечение - это и увлечение. А без увлечения невозможно познание. Увлечение - это мотивация к предмету.
Но, существует и ряд других моментов, которые затрудняют применение не только технологии эдьютейнмент на практике, но и других современных технологий образования.
Так как, вопрос цифровизации школ и становления цифровой грамотности, а так же соответствия педагогов профессиональным стандартам по ИКТ - компетентностям, все еще остро стоит. А отсутствие необходимых в работе наглядных пособий и дидактических материалов и не знание мест, в том числе и Интернет-ресурсов, с которых возможно взять эти материалы, зачастую бесплатно - явно не способствует улучшению ситуации.
Поэтому, нами была составлена небольшая, но эффективная база цифровой образовательной среды педагога, которая призвана помочь при проектировании урока, а также самообразованию педагога.
При этом, не смотря на стереотипное утверждение, что технология эдьютейнмент подходит только в рамках цифровизации, она показала себя эффективной и в рамках традиционного урока. Это произошло благодаря включению творческого элемента, в частности, работы с коллажем и интерактивной инфографикой.
Так же технология, способствует развитию когнитивных функций, что в свою очередь, благоприятно сказывается на мышлении и психологическом состоянии обучающегося. А через приемы, которые направлены на творческое начало, возможно, не только пробудить интерес к предмету, но и сохранить психику ребенка и предотвратить раннее выгорание.
Данные разработки дидактических материалов имеют широкий спектр применения - благодаря универсальности применения они могут быть применяемы, в рамках любой темы. При этом, они помимо развлекательной функции, отлично выполняют образовательную. Применение возможно на широкую категорию обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
И, хоть создание авторских дидактических материалов может быть затратно по времени, особенно в рамках его дефицита у современного педагога, но, так как разработки уже описаны в данной работе, возможно сократить это время. А благодаря тому, что это творческая работа, возможно, избежать выгорания не только у обучающихся, но и у обучающих.
Подобные работы
- ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМАТЫ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Геймификация в процессе изучении обществоведческих дисциплин
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021



