Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Работа №169252

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Социальная адаптация как психолого-педагогическая
проблема 8
1.2. Становление социальной адаптации детей подросткового возраста с
ограниченными возможностями здоровья 16
1.3. Консультационная поддержка семьи, детей подросткового возраста с
ограниченными возможностями здоровья 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ 31
2.1. Диагностический инструментарий изучения социальной адаптации детей
подросткового возраста и обсуждение результатов констатирующего эксперимента 31
2.2. Содержание комплекса мер консультативного характера с целью
обеспечения социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на дистанционном обучении 47
2.3. Результаты контрольного этапа исследования и их обсуждение 53
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Актуальность исследования. Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) одна из самых значительных проблем современного общества. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние годы выросло на 9,2% (Интерфакс: сведения, 2015 г.). В настоящее время, по данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии [25].
Весомый вклад в изучение социальной адаптации детей внесли исследования таких авторов как Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, В.Г. Бушурова, А. Г. Маклаков, Ф. Б. Березин, А. А. Реан, Ж. Пиаже и др. В настоящее время приобщение детей с ОВЗ, к социуму является одной из наиболее острых проблем. Дети, которые получают дистанционное образование, явно имеют особые условия социализации. Известно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие ряда личностных и когнитивных свойств имеют характерные признаки развития [22].
В работе И.В. Дубровиной «Семья и социализация ребенка» семья рассматривается как основной источник социализации [23]. В семье социализация протекает наиболее естественно и безболезненно, и ее основным механизмом является воспитание. Образование - это социальный процесс в самом широком смысле. Исследования А. Леонтьева (1977 г.), А.Р. Лурии (1980 г.), Д.Б. Эльконина (1976 г.) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями взаимодействия с родителями. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При дисгармоничном стиле воспитания, социальная адаптация детей нарушается.
Согласно современным исследованиям, низкий уровень социальной адаптации и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребенка негативно сказываются на полноценном и качественном развитии, затрудняют межличностное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, препятствуют установлению контактов с окружающими, вызывают социальную и школьную дезадаптацию (С.Л. Колосова, 2004 г.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (В.М. Долгова).
Различают две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показатель низкой социальной адаптации (дезадаптации) - перемещение индивида в другую социальную среду либо отклоняющееся поведение (А.Г. Ковалев).
Дезадаптация характеризуется проблемами в любой сфере - трудностями в учебе, конфликтами и непониманием с одноклассниками и учителями, деструктивным, агрессивным поведением, низким уровнем учебной мотивации, тревожности.
Социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство правил поведения, норм, ценностей и установок, характерных для современного здорового общества. Проблемы социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями связаны с тем, что им трудно усвоить правила и нормы поведения. Из-за наличия нарушений, отсутствия примеров со стороны взрослых, а также невозможности совместно общаться в реальных ситуациях
Процесс социальной адаптации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. Специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социальная адаптация личности, относятся школы, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, 60
вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социальной адаптации является семья.
Обучаясь дистанционно, у подростков ограничен круг социальных агентов. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
Все это позволило сделать вывод, что период подросткового возраста актуален для исследований, направленных на изучение социальной адаптации, поскольку в этот период продолжают формироваться потребности, модели общения и отношений с другими людьми.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на преодоление тревожности и повышения социальной адаптации подростков. Групповое консультирование особенно успешно работает с подростками, поскольку дает им возможность выразить противоречивые чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к пониманию того, что они могут обсуждать вместе со своими сверстниками. Группа побуждает подростка поднять открытый вопрос о своих недостатках и необходимости изменить некоторые из них. В группе подростки учатся взаимодействовать друг с другом. Еще одна уникальная ценность группового консультирования для подростков заключается в том, что оно дает им возможность участвовать в процессе роста еще 17 человек. Поскольку группа имеет все возможности для взаимодействия, участники могут высказываться и быть услышанными, а также могут помогать друг другу на пути к самопониманию и самопринятию. Плановая работа проводилась в различных направлениях: снятие тревожности, развитие позитивной Я-концепции, развитие коммуникативных навыков.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в сторону снижения уровня тревожности и повышения уровня социальной адаптации у подростков...


1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М., 2001.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. М.: Издательство МГУ, 2011. 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.
6. Асмолов А.Г., Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. СПб., 2007.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 90-94.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000. 298 с.
9. Бондаренко В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность. Великий Новгород, 2016.
10. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР/ У. Бронфенбреннер. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
11. Будаева Г.С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия: автореф. дис. канд. социол. наук. / Г.С. Будаева. Улан-Удэ, 2005. 21 с.
12. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. М., 1996.
14. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский.
15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьный психолог. № 1. С. 8-11...76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ