ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЕЙНОЙ ПАРЕ 13
1.1. Современная семья как трансформирующийся социальный институт в
трудах отечественных и зарубежных авторов 13
1.2. Категория «гармоничные отношения» в отечественной и зарубежной
психологической науке 19
1.3. Удовлетворенность браком как интегративный показатель качества
отношений партнеров (супругов) 30
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СУПРУЖЕСКИХ
ПАР С ЦЕЛЬЮ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 38
2.1. Основные характеристики комплексной программы гармонизации
отношений в семейной паре 38
2.2. Эмпирическое исследование эффективности программы гармонизации
отношений партнеров в семейной паре 45
2.3. Рекомендации для супругов, психологических служб семьи, психологов по работе с программой гармонизации отношений партнеров в семейной паре
58
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность. Семья и взаимоотношения в семье являются актуальным предметом изучения всех общественных наук - психологии, социологии, философии, педагогики, демографии. Особое внимание к семье, рассматриваемой и в качестве социального института, и в качестве малой группы, определяется тем, что в настоящее время семья претерпевает серьезные трансформации. Необходимость изучения вопросов семьи имеет огромное значение, поскольку семья является одним из главных социальных институтов, закладывающих основу дальнейшего социального развития.
Что касается супружества, в настоящее время продолжается процесс замены традиционных установок на брак, при этом новые не обладают достаточной степенью устойчивости. В связи с этим становится все более актуальной проблема увеличения числа браков, не оформленных юридически, а также рост числа детей, рожденных вне брака. Наличие описанных негативных тенденций, относящихся к семье, подтверждается данными статистики за последние годы. Так, согласно данным Росстата, по итогам 2018 года число зарегистрированных браков в России снизилось на 12,7% по сравнению с 2017 годом и составило 917 тысяч. В 2018 году зарегистрировано 6,1 браков и 4 развода на 1000 населения [1]. Приведенные факты свидетельствуют об актуальности исследования вопросов семьи и супружеских отношений. Таким образом, в современных условиях перед общественными и гуманитарными науками, изучающими институт семьи, ставятся все новые теоретические и практические задачи.
Кроме обозначенных выше объективных негативных тенденций, подтверждающихся данными статистики, можно отметить также сугубо психологические проблемы современной семьи, которые являются следствием увеличения психоэмоциональных перегрузок у населения и проявляются в семье в виде утраты теплых, доверительных отношений между ее членами [2]. Поскольку качество взаимоотношений между супругами в семье является первичным и выступает основой будущего как в семейных союзах (включая конвенциональные), так и в семьях с детьми, укрепление брака и гармонизация супружеских отношений, особенно в молодой семье, является одним из наиболее актуальных направлений в практической психологии.
Противоречия. Принимая во внимание наличие большого объема работ, посвященных изучению вопросов супружеской совместимости и взаимопонимания в семье, следует отметить, что в настоящее время практически нет специальных трудов, направленных на исследование такого фактора оптимизации взаимопонимания в семейной паре как гармонизация супружеских отношений. Таким образом, ценность исследования гармонизации взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах можно обозначить, как минимум, на трех уровнях: на уровне семьи как социального института, на уровне семьи как малой группы, а также на уровне научного знания...
Настоящая диссертационная работа посвящена вопросу гармонизации взаимоотношений партнеров в супружеских парах. В работе представлены основные результаты апробации программы гармонизации взаимоотношений партнеров на примере молодых супружеских пар.
Целью диссертационного исследования был поиск психолого-педагогических условий гармонизации взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах: разработка, обоснование и апробация комплексной программы гармонизации взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах. В основе программы лежит актуализация у супругов семейных ценностей и повышение уровня осознанности в отношениях). Данные два аспекта являются теми психолого-педагогическими условиями, которые обеспечивают гармонизацию взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах.
Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная программа психологического сопровождения семей с проблемами супружеских отношений позволит повысить уровень гармоничности взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах, а именно: повысить уровень удовлетворенности браком, снизить показатели дисгармонии межличностных отношений между супругами.
В ходе теоретического изучения вопроса гармонии во взаимоотношениях аргументирована позиция, что понятие «Г армоничные отношения» целесообразно рассматривать в качестве интегрирующей категории, характеризующей позитивные проявления этих отношений. Справедливо заключение, что гармония является универсальным маркером позитивных аспектов действий и состояний человека, его взаимодействия с самим собой и с внешним миром.
На методическом этапе было выявлено, что в качестве ключевых индикаторов гармоничности отношений в семейной паре необходимо 67
измерение таких феноменов как уровень удовлетворенности- неудовлетворённости супругов браком, а также психологическая близость- дистанция между супругами. Эмпирическими (психодиагностическими) методиками измерения данных конструктов выступают тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, а также методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского.
В результате эмпирического исследования доказана эффективность программы гармонизации взаимоотношений партнеров в молодых супружеских парах, выявлены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами по уровню удовлетворенности браком, а также когнитивной, коммуникативной и поведенческой близости. Эффективность программы обеспечивается ориентацией её на два ключевых аспекта: актуализацию у супругов семейных ценностей и повышение уровня осознанности в отношениях...
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. М., 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
2. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение // Известия Российского государственного педагогического университета им.
A. И. Герцена. СПб., 2018. № 187. С. 69-78.
3. Бальчиндоржиева О.Б. Социальная гармония в китайской философии // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2015. № 391. С. 58-63.
4. Берсенева Т.П. Г армония как субъективный феномен // Аналитика культурологии. Тамбов, 2009. № 15. С. 80-87.
5. Биджиева Д.Д. Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье: дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2008. 254 с.
6. Богданчиков С.А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып. 7 / Под ред.
B. В. Козлова, Н.А. Качановой. Ярославль - Минск: МАПН, ЯрГУ, 2010. С. 82¬87.
7. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67-92.
8. Брушлинский А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А.В. Брушлинского: глава вторая «Психология и тоталитаризм») // Психологический журнал. М., 2003. Т. 24. № 2. С. 7-14.
9. Васильева О.В. Гармония и счастье как тождественные понятия, обозначающие позитивный полюс шкалы научного измерения социального настроения // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст.
по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6 октября 2020 г.). М.: Изд. «Интернаука», 2020. С. 50-56. URL:
https://internauka.org/archive2/inno/19(79).pdf (дата обращения: 10.05.2021).
10. Васильева О.В. Гармония как универсальный маркер позитивных аспектов действий и состояний человека, его отношений с собой и внешним миром // Мир педагогики и психологии: международный научно¬практический журнал. Нижний Новгород, 2020. № 1 (42). С. 80-87. URL: https://scipress.ru/upload/pedagogy/ MPP012020.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
11. Васильева О.В. Удовлетворенность партнеров супружескими
отношениями как индикатор гармоничности отношений в семейной паре и частный показатель субъективного благополучия // Universum: Психология и образование. М., 2020. № 10 (76). С. 9-13. URL:
https://7universum.com/pdf/psy/10(76)/10(76).pdf (дата обращения: 10.05.2021).
12. Водяха С.А. Проблема психологического благополучия в начале XXI века // Психологическое благополучие современного человека: материалы международной заочной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 11 апреля 2018 г.) / Отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 6-21.
13. Габдреев Р.В., Кашапов Р.Р. Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема // Омский научный вестник. Омск, 2007. № 4 (58). С. 124-126.
14. Голубев В.С. Гармония спасет мир // Философия и общество. М., 2018. № 1 (86). С. 77-88.
15. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985. 40 с...76