ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и структура трудовой деятельности 7
1.2. Особенности трудовой деятельности и ее мотивов у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Условия развития мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации педагогической технологии
«Дети-волонтеры» 22
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Изучение мотивов трудовой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 31
2.2. Реализация условий развития мотивов детей старшего
дошкольного возраста 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В последние годы развитию трудовой деятельности детей дошкольного возраста, в свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, уделяется особое внимание. Согласно данному документу - развитие положительного отношения детей к трудовой деятельности является одним из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных организаций [32].
В 60-80 годы 20 века проблема формирования трудовой деятельности дошкольников постоянно находилась в центре внимания педагогов. Многочисленные исследования Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, С.А. Козловой доказали значимость труда во всестороннем развитии личности ребенка. Сегодня определено место трудовой деятельности детей в образовательном процессе детского сада и ее содержание (В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Е.И. Корзакова, и др.), выделены формы организации трудовой деятельности дошкольников (А.Д. Шатова, З.Н. Борисова, М.В. Крулехт, Г.М. Киселева, Д.В. Сергеева, Л.И. Сайгушева и др.), изучен процесс формирования положительного отношения к труду (Ю.А. Мичурина, В.И. Логинова, Т.И. Тарабрина, О.В. Мачехина, А.Г. Тулегенова, Я.З. Неверович и др.), рассмотрены особенности организации трудовой деятельности дошкольников в семье (Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, Т.А. Маркова).
Таким образом, можно констатировать, что теоретические вопросы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста достаточно подробно изучены. Однако при существующем многообразии авторских примерных образовательных программ, положенных в основу образовательных программ большинства современных детских садов, главным при организации трудовой деятельности детей остается стремление педагогов осуществить программные требования, тогда как трудовая деятельность обеспечивает воспитательное воздействие на личность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в совместной деятельности. В связи с чем реализация трудовой деятельности детей педагогами дошкольных образовательных организация охватывается не полностью [15, с. 53-55].
Из всего вышесказанного вытекает ряд существенных противоречий между:
- возможностью и необходимостью организации трудовой деятельности в дошкольных образовательных организациях и отсутствием данного направления развития личности в большинстве современных авторских комплексных примерных образовательных программах;
- педагогическим потенциалом трудовой деятельности дошкольников и недостаточностью организации трудовой деятельности детей в практике дошкольных образовательных организаций;..
Инновационные процессы, происходящие в современном дошкольном образовании, обуславливают приоритет ценностей развития личности ребенка над традиционными ценностями обучения, необходимостью поиска путей, способствующих максимальному раскрытию каждого ребенка. Деятельностный подход является приоритетным подходом современного образования в том числе и дошкольного, обеспечивающим активную позицию самого ребенка.
Деятельность - это активность, регулируемая исключительно человеческим сознанием, порождаемая потребностями и направленная на изучение и изменения окружающего мира. Трудовая деятельность одна из четырех типов человеческой деятельности, наряду с общением, игровой и учебной деятельностью, среди них трудовая деятельность является ведущей деятельностью человека. Трудовая деятельность — это осознанная деятельность человека, которая направлена на преобразование окружающего мира для удовлетворения каких-либо потребностей личности или общества, в том числе для производства товаров и услуг. Функциональная нагрузка этого типа деятельности также многогранна, можно выделить репродуктивную, креативную, интегративную, социально-контролирующую,
социализирующую, социально-развивающую и дезинтегративную составляющие. Трудовая деятельность своеобразна и можно выделить ее главные признаки: целенаправленность, продуктивность и общественный характер трудовой деятельности. Ведущие компоненты трудовой деятельности: мотивационный, целевой, результативный и средства
деятельности.
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста, отличающаяся от более развитой трудовой деятельности взрослого, имеет ряд своих особенностей, к числу которых принято относить: отсутствие значимого результата, представляющего ценность для общества; воспитывающий и развивающий характер трудовой деятельности; связь с игрой; приобретение трудовых умений и навыков, которые не являются профессиональными; ситуативный характер; участие взрослого человека. Содержательными видами детской трудовой деятельности являются: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Основными компонентами трудовой деятельности детей являются целевой компонент, мотивационный компонент, средства и результативный компонент.
Можно выделить четыре группы мотивов трудовой деятельности детей дошкольного возраста: общественные, коллективистические, личные и эгоистические. Данные мотивы характерны для детей старшего дошкольного возраста, но приоритетными остаются все же мотивы общественного характера. Чрезвычайно важным является тот факт, что именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы, то, ради чего и кого она выполняется. При становлении трудовой деятельности детей старшего школьного возраста важно не только, что и как делает ребенок, но и что его побудило к этому...
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч. / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2003. 193 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. СПб.: Мозаика-Синтез, 2014. 128 с.
4. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
5. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. 256 с.
6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998. 208 с.
7. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2015. 184 с.
8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М.: Новая школа, 2014. С. 109.
9. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. М.: Сфера, 2013. 98 с.
10. Жиналиева С.Б. Что такое трудовое воспитание в детском саду? // Наука и образование сегодня. 2017. № 1 (12). С. 78-79.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
12. Козлова С.А Труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание // Дошкольник. 2012. № 4. С. 5-11.
13. Козлова С.А, Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Дгахманова А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. М.: ИНФРА- М, 2014. 169 с.
14. Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: Учебник. М.: Академия, 2015. 144 с.
15. Кощиенко И. В. Реализация содержания трудового воспитания в практике современных дошкольных образовательных организаций // Интерактивная наука. 2017. № 1 (11). С. 53-55...32