Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №169246

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития проектировочной компетентности
в процессе методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации 9
1.1 Понятие педагогического проекта и педагогического проектирования в современной науке 9
1.2. Сущность проектировочной компетентности педагогов ДОО 18
1.3 Условия методического сопровождения педагогов ДОО в развитии способности педагогического проектирования 25
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 41
2.1 Разработка диагностической программы оценивания уровня развития
проектировочных компетенций педагогов ДОО 41
2.2 Результаты оценивания уровня развития проектировочных компетентностей педагогов ДОО на констатирующем этапе исследования .. 46
2.3 Реализация методического сопровождения проектировочной
компетентности педагогов дошкольной образовательной организации 51
2.4 Оценка эффективности методического сопровождения через повторное исследование уровня развития проектировочных компетентностей педагогов
ДОО на контрольном этапе исследования 57
Выводы по Главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 79


Современные педагогические проблемы зачастую решаются через создание и внедрение в образовательных процесс инновационных методов, программ, технологий, что требует осознанного педагогического проектирования. В это понятие включается не только предварительное планирование будущих педагогических изменений, но и предвидение последствий их влияния на жизнь и здоровье воспитанников. В этой связи проблема педагогического проектирования имеет высокую практическую значимость.
Педагогическое проектирование - это целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированная на массовое использование [60, с. 33]. Проектировочная компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и качеств личности, необходимых для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся [59, с. 13]. Педагогическое проектирование и его аспекты исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Ю.К. Черновой, Н.О. Яковлевой и пр. Проектировочная компетентность как важнейший компонент профессионально-педагогической компетентности,
выражающийся в способности и готовности к осуществлению проектирования образовательного процесса была рассмотрена рядом ученых, таких как Л.Е. Марычева, Л.Д. Морозова, Г.Е. Муравьева, Н.О. Яковлева и др.
От современных педагогов дошкольного образования требуется владение проектировочной компетентностью. Однако, как показывает практика, педагоги, обращаясь к проектированию, испытывают ряд трудностей [7]:
- отсутствие опыта проектирования, понимания его методических основ, принципов, механизмов;
- определение требований к будущим результатам чаще всего с позиций сегодняшнего дня, а не перспективы;
- отсутствие четкой фиксации желаемых результатов и пр.
Вышесказанное актуализирует проблему методического сопровождения педагогов в развитии проектировочной компетентности. Под методическим сопровождением понимается процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и реализацию способов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности. Нами выявлены противоречия между:
- высоким значением проектировочной компетентности для профессиональной деятельности педагогов и реальными трудностями педагогов в практике педагогического проектирования;..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования постоянно растут. В современных условиях педагог должен быть способен к осуществлению педагогического проектирования - то есть качественно разрабатывать отдельные педагогические конструкты (например, план занятия, конспект игры, сценарий досуга, маршрут похода, программу прогулки, праздника, соревнования, матрицу (образовательного, творческого, игрового и др.) проекта), проектировать педагогические ситуации, предметно-пространственную среду в группе, создавать проект самообразования и пр.
В связи с этим в современных исследованиях активно изучается проектировочная компетентность педагога, понимаемая как комплексная личностная характеристика, включающая владение педагогами знаниями о педагогическом проектировании, опытом эмоционально-ценностного
отношения к проектной деятельности и практическими умениями педагогического проектирования , необходимыми для подготовки и внедрения в образовательный процесс педагогических проектов, повышающих качество образования обучающихся. Формирование и развитие проектировочной компетентности педагогов ДОО может осуществляться в рамках методического сопровождения.
На основе теоретического исследования была сформулирована гипотеза: условиями методического сопровождения педагогов ДОО в развитии способности педагогического проектирования могут выступать такие:
- разработка и реализация индивидуального маршрута освоения информации о педагогическом проектировании каждым педагогом;
- создание педагогически развивающей среды, стимулирующей рост мотивации профессиональных достижений педагога;
- использование активных форм методического сопровождения, нацеленных на расширение и обогащение опыта педагогического проектирования педагогами дошкольной образовательной организации.
Проверка сформулированной в ходе теоретического исследования гипотезы была осуществлена в три последовательных этапа:
1. На констатирующем этапе исследования была разработан авторский диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень развития проектировочных компетентностей педагогов ДОО, исходя из выделенных в теоретическом исследовании компонентов (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностный): тест для определения знаний педагогов в области педагогического проектирования, методика неоконченных предложений, адаптированная под диагностику ценностно - мотивационного компонента проектировочной компетентности, карта экспертной оценки деятельностного компонента проектировочной компетентности. Применение данного инструментария позволило определить актуальный уровень развития трех компонентов проектировочных компетентностей педагогов ДОО экспериментальной и контрольной групп:
- исследование когнитивного компонента проектировочных компетенций педагогов ДОО показало, что 15% педагогов экспериментальной группы и 10% педагогов контрольной группы обладают высоким уровнем развития, 50% педагогов экспериментальной группы и 60% педагогов контрольной группы - средним, а 35% педагогов экспериментальной группы и 30% педагогов контрольной группы - низким;
- исследование ценностно-мотивационного компонента
проектировочных компетенций педагогов ДОО показало, что 20% педагогов экспериментальной группы и 20% педагогов контрольной группы обладают высоким уровнем развития, 45% педагогов экспериментальной группы и 40% педагогов контрольной группы - средним, а 35% педагогов экспериментальной группы и 40% педагогов контрольной группы - низким;
- исследование деятельностного компонента проектировочных компетенций педагогов ДОО показало, что 10% педагогов экспериментальной группы и 5% педагогов контрольной группы обладают высоким уровнем развития, 50% педагогов экспериментальной группы и 55% педагогов контрольной группы - средним, а 40% педагогов экспериментальной группы и 40% педагогов контрольной группы - низким...


1. Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 35-41.
2. Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. 342 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Р.-н/Д: Феникс, 2013. 381 с.
4. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 4. С. 131-135.
5. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста. Воронеж: Научная книга, 2012. 219 с.
6. Борисова Н.В., Скляренко А.Н. Проектирование как педагогическая категория и особенности проектирования в компетентностном формате // Научные труды МИМ ЛИНК. 2008. № 22. С. 143-152.
7. Боршевецкая Л.А. Сущность и особенности формирования умений педагогического проектирования у педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник ОГУ. 2006. № 6-1. С. 65-71.
8. Булавацкая Е.В. Технология развития навыков проектной деятельности педагогов // Культура и время перемен. 2017. № 2 (17). С. 1 -3.
9. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000. № 9. С. 177-180.
10. Везетиу Е.В. Понятие о сущности педагогического проекта // Педагогический вестник. 2020. № 12. С. 11 -12.
11. Везетиу Е.В. Проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса: обоснование сущности понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 53¬55.
12. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 212 с.
13. Дахин А.Н., Ярославцева Н.В. Проекты в педагогике и педагогика современных проектов // Школьные технологии. 2018. № 6. С. 23-31
14. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.
15. Егорова Ю.А. Педагогический проект: сущность, содержание, структура // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 10. С. 178-181...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ