Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация концепта «честь» в русской лингвокультуре

Работа №169241

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Антропоцентризм в языкознании 6
1.1. Проблема «человек и язык» 6
1.2. Связь языка и культуры. Лингвокультурология как наука. 11
1.3. Концепт как базовое понятие лингвокультурологии 24
Выводы по главе I 29
Глава II. Специфика концепта «честь» в русской лингвокультуре 30
2.1.Концепт «честь» в историческом аспекте 30
2.2. Информация и её языковое выражение 31
2.3. Основные способы языковой репрезентации концепта 33
2.4. Слово как фрагмент языковой картины мира, как составляющая концепта 34
2.5. Этимология слова «честь» 36
2.6. Анализ ядерных сем слова «честь» в русском языке 37
2.7. Репрезентация слова «честь» паремийном фонде русского языка 42
Выводы по главе II 55
Выводы исследования 57
Библиографический список 62
Приложения
Приложение 1. Элективный курс «Язык и культура» 67
Приложение 2. Результат фоносемантического значения концепта «честь» 84


Изучение языка есть продуктивный способ интерпретации человеческой культуры, обусловленный тем, что язык - это ключ к передаче человеческих мыслей, природы психики человека, язык есть одна из характеристик, которая отражает особенности мировоззрения той или иной национальности. В исследованиях отечественных ученых заметна отчётливо выраженная тенденция формирования нового направления в науке - культурологической лингвистики, или лингвокультурологии.
Культура в ходе истории человечества, всегда влияла на быт и менталитет народа, определяла национальные стереотипы, менталитет жителей конкретной страны. У каждого народа своя культура, которая трактует свои собственные, обусловленные историей, законы и правила жизни.
Сегодня коммуникация происходит не только на уровне двух или нескольких стран, а на уровне всего земного шара. Поэтому изучение национальной специфики различных лингвокультур становится необходимым и значительным явлением, позволяющим познавать мир.
Термин «концепт» в лингвистике является относительно новым, он появился в середине XX века. Сегодня понятием «концепт» оперирует не только лингвистика, но и с другие гуманитарные науки.
Представленная магистерская диссертация посвящена изучению вербализации смысловой структуры концепта «честь» в русской лингвокультуре.
Изучение концептов является одним из актуальных направлений в лингвистике. Этой проблематике посвятили свои исследования многие ученые. Теоретические исследования представлены работами В.В. Колесова, Н.Д. Арутюновой, А.П. Бабушкина, А.Н. Баранова, А. Вежбицкой, Н.Н. Болдырева, С.Г. Воркачева, В.З. Демьянкова, Д.О. Добровольского, Н.В. Сафоновой, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, Л.О. Чернейко и многих других ученых.
Активно развивается сегмент научного поиска в современной науке, который занимается изучением объективации отдельных концептов. Существует достаточное количество работ, посвященных исследованию концептов, выражающих основные понятия русской культуры.
Исследуемый лингвокультурный концепт «честь» играет в языке достаточно весомую роль в жизни общества. Понятие «честь» включает смыслы «уважение», «почет», «совесть» является крайне важной составляющей взаимоотношений внутри общества. Значимость данного концепта обусловила выбор темы. Таким образом, понятие лингвокультурного концепта как основной единицы описания картины мира становится объектом изучения, анализа нашего научного исследования.
Предмет исследования: структура и смысловые зоны концепта «честь» в русской лингвокультуре.
Объект исследования: способы вербализации смысловых зон
концепта «честь».
Цель: вербализация концепта «честь» в русской лингвокультуре на материале лексикографических дефиниций и перемийного фонда русского языка.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
s изучить современные подходы в языкознании в русле антропоцентризма;..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Ангелова М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С.3-10.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология/ Под общ. ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia,1997.
3. Васильев Г.М. Национально-культурная специфика семантических неологизмов: лингвокультурологические основы описания. - СПб., 2001.
4. Васильева С.П. Изучение языкового сознания методом
ассоциативного эксперимента: этика (в соавт. С Жильцовой Т.П.) // Вестник Красноярского государственного педагогического
университет им. В.П. Астафьева. -2013. № 3 (25). - С.162-167.
5. Васильева С.П. Лингвокогнитивное моделирование как способ развития когнитивной компетенции студентов-филологов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.
B. П. Астафьева. - 2012. № 1 (19). С. 244-249 (переченьВАК).
6. Васильева С.П. Лингвокультурологический аспект семантики фразеологизмов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 1 (23),
C. 161-165.
7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.,1996
8. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. - Краснодар,2002.
9. Голубева-Монаткина Н.И. Рец. на кн.: Yokoyama O.T.
Discourseandwordor-der // Вопросы языкознания. 1991. № 2. С. 148 - 152.
10. Голубева-Монаткина Н.И. Рец. на кн.: YokoyamaO.T.
Discourseandwordor-der // Вопросы языкознания. 1991. № 2. С. 148 - 152.
11. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.,1985.
12. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. - М., 1996. - 336с.
13. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998.
14. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 1998.
15. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс:
монография. - Волгоград: Перемена,2002...19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ