Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация семиотической оппозиции «свой - чужой» в повести Ф.М. Достоевского «Крокодил»

Работа №169237

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с.2
ГЛАВА 1. Понятие оппозиции в языкознании и в других науках
1.1. Оппозиционный признак с.6
1.2. Соотношение понятий «оппозиция» и «антонимия» с.10
1.3. Бинарные оппозиции. Языковая картина мира с.16
1.4. Термин «бинарная оппозиция» в словарях, трудах учёных с.18
1.5. Художественный потенциал бинарных оппозиций с.20
1.6. «Двойственность» в творчестве Ф. М. Достоевского с.24
1.7. Бинарная оппозиция «свой-чужой» с.30
Выводы по первой главе с.35
Глава 2. Оппозиция «свой - чужой» - одно из представлений мира Ф.М. Достоевского
2.1. Повесть Ф.М. Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или
Пассаж в Пассаже». История публикации с. 37
2.2. Герои повести Ф.М. Достоевский «Крокодил» с. 38
2.3. Оппозиция «свой - чужой» в речи Елены Ивановны и
Фёдора Матвеича с.40
2.4. Оппозиция «свой - чужой» в речи рассказчика с.45
2.5. Оппозиции в речи немца с. 47
2.6. Оппозиции в упоминаемых текстах в повести «Крокодил» с.49
2.7. Конспект урока по теме «Противопоставления. Антонимы» с.50
Выводы по второй главе с. 58
Заключение с. 59
Список используемой литературы с. 61
Приложение с. 67


Человечество вечно демонстрирует нам противостояние «своего» и «чужого», выраженное в различных его формах: война, борьба, столкновение, завоевательные походы, миграции, миссионерство и др. Оппозиция «свой - чужой» носит универсальный и вневременной характер, проникая в разные сферы человеческого бытия.
С одной стороны, оппозиция «свой - чужой» возникла в начале развития человечества и представлена в культуре много столетий. Но с развитием истории, литературы, языка оппозиция «свой - чужой» приобрела много новых смыслов и аспектов. Это позволило говорить о значимости и актуальности данной оппозиции.
Человек всегда стремится познать себя, потому проблема самоопределения остаётся всегда актуальной. Осознание границ «своего» становится возможно через осознание «чужого».
Оппозиция в лингвистике - это одно из понятий структурализма: существенное для смыслоразличения между единицами плана выражения (например, звуковое противопоставление, которое может дифференцировать значения двух слов). Такому различию соответствует различие единиц плана содержания. Понятие оппозиции используется для разграничения языковых единиц (инвариантов) и их вариантов: инварианты способны вступать друг с другом в оппозитивные отношения, а варианты не обладают такой способностью (их отношения неоппозитивны). Основным для смыслоразличения является понятие оппозиции - противостояния по смысловыявляющему признаку.
В данной работе предстоит выявить границы «своего - чужого» через анализ не только понятия оппозиции «свой - чужой», но и с помощью анализа текста произведения Фёдора Михайловича Достоевского...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования заключается в изучении семиотической оппозиции «свой - чужой» - в языковом сознании на основе произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже».
Реальность оппозиции «свой-чужой» может быть конкретизирована в виде набора других оппозиций (вариантов), например: прямой конкретизации (я-мы), оценочных оппозиций (хорошо-плохо), пространственных отношений (крокодил - убежище), количественных (удвоить - утроить), темпоральных (вмиг - навеки), социальных (муж - жена) и т.д.
Во многих лингвистических работах подчеркивается прагматическая функция оппозиций, их оценочная природа и способность передавать информацию, важную для реализации интенций автора.
Отношения «своего» и «чужого» пронизывают все стороны жизни общности и во многом определяют ее сознание: люди часто строят свои взаимоотношения, руководствуясь представлениями о «своем/своих» и «чужом/чужих». Поэтому варианты, в которых данная оппозиция представлена в том или ином аспекте многочисленны.
Мы выявили специфику оппозиции «свой - чужой». Значимость данной оппозиции в лингвистике, её особенность в творчестве Ф.М. Достоевского.
Анализируя текст, нами были выявлены варианты оппозиции «свой - чужой» в повести «Крокодил». Всего было выявлено 36 противопоставлений («муж - жена», «супруг - супруга», «муж - друг», «жена - развод», «жена - вдова», «вмиг-навеки», «появление - исчезновение», «быстро - неожиданно», «ужасно - смешно», «рад - наскучило», «женщина - мужчина», «удивление - подозрительность», «начальник - сослуживец», «человек - родственник», «служить - командовать» и др. Основные функции выявленных языковых средств - актуализация общих положительных и отрицательных признаков, а также противопоставленность признаков по их отсутствию или наличию.
Выявленные оппозиции отражают связь мира своего и чужого не только для текста в целом, но и для каждого героя произведения по отдельности. Данные противопоставления раскрывают особенность лексики данного текста, особенность стиля писателя.
Был разработан конспект урока по теме «Противопоставления. Антоним».



1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика. М. : Языки русской культуры, Восточная литература РАН, 1995. 472 с.
2. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Филология" / В. И. Тюпа. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 331c.
3. Асанова Н.В. К вопросу о понятии противоположности как основе лексической антонимии // Актуальные проблемы филологии. Курган : Изд-во Курганского ун-та, 1981. С. 52 - 53.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. 571 с.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. второе. М., 1963. С. 38,39
6. Бахтин М.М. Приложение. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. С. 526 - 537.
7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234 - 407.
8. Балашова Л.В. Реализация концептов «свой - чужой» в российском политическом дискурсе начала XXI в. // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 40 - 50.
9. Бочина Т.Г. Стилистика контраста: Очерки по языку русских пословиц. Казань: Изд-во Казанского университета, 2002. 196 с.
10. Васильев А.Д., Тимчесно А.Г. Вербальные воплощения семиотических оппозиций в лексике русских говоров Красноярского края. Монография. КГПУ, Красноярск, 2016 (дата регистрации в Информрегистре 13.03.2017). 298 с.
11. Васильев, И. Ю. Мифологические и внутриэтнические проявления оппозиции «свой-чужой» в системе ценностей кубанских казаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slavakubani.rn/read.php7icN577. (дата обращения 9 сентября 2020).
12. Введенская Л.А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах / Ростовский университет // Ученые записки / Курский государственный педагогический институт, Белгородский государственный педагогический институт / под ред. Г.В. Денисевича, Г.И. Герасимова. 1966. Т. 25. С. 128 135.
13. Введенская Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. М. : МарТ, Ростов н/Д : МарТ, 2005. 320 с.
14. Воробьев В.В. К понятию поля в лингвокультурологии (общие принципы) // Русский язык за рубежом. М.,1991. - №5. - с. 101-106.
15. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972 . - С.7...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ