Использование оригами в развитии мышления детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава I . Теоретические основы исследования мышления младших школьников
1.1. Психологическая сущность мышления 8
1.2. Особенности развития мышления младших школьников 116
Глава II. Обучение учащихся начальных классов моделированию поделок способам оригами
2.1. Ведущие педагоги и психологи о роли оригами в развитии мышления у
младших школьников 22
2.2. Формы, методы и приемы обучения учащихся начальных классов
моделированию поделок способом оригами 27
Глава III . Опытно-экспериментальная работа
3.1. Методика исследования уровня развития мышления учащихся 3 класса
начальной школы (констатирующий эксперимент) 33
3.2. Система работы в начальной школе по формированию мышления в
процессе технике оригами (формирующий эксперимент) 42.
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ Ы
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Глава I . Теоретические основы исследования мышления младших школьников
1.1. Психологическая сущность мышления 8
1.2. Особенности развития мышления младших школьников 116
Глава II. Обучение учащихся начальных классов моделированию поделок способам оригами
2.1. Ведущие педагоги и психологи о роли оригами в развитии мышления у
младших школьников 22
2.2. Формы, методы и приемы обучения учащихся начальных классов
моделированию поделок способом оригами 27
Глава III . Опытно-экспериментальная работа
3.1. Методика исследования уровня развития мышления учащихся 3 класса
начальной школы (констатирующий эксперимент) 33
3.2. Система работы в начальной школе по формированию мышления в
процессе технике оригами (формирующий эксперимент) 42.
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ Ы
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Актуальность. В соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) по программе «Школа России» особое внимание уделяется всестороннему развитию личности, особое место среди них занимает развитие всех видов мышление младшего школьника.
Работа над развитием мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблемами развития мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. JI. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, ГІ. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, 3. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.
Проблема состоит в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.
Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического мышления, является оригами. Всех достоинств оригами в развитии ребенка не перечислить. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают учащихся младших школьников. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,
происходит развитие глазомера.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития школьного образования.
Проблема: Каковы возможности Оригами при развитии мышления младших школьников?
Цель исследования: Теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность развитие мышления младших школьников в процессе использование оригами.
Объект исследования: мышление младших школьников.
Предмет исследования: Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие мышления детей младшего школьного возраста будет успешным при условии, если правильно подобрать, включать и систематизировать в педагогический процесс обучение детей технику оригами.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития мышления младших школьников;
3. Разработать и апробировать комплекс уроков, направленных на развитие логического мышления в процессе технике оригами;
4. Определить эффективность использования оригами в развитии мышления младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, Д.Б. Эльтонина, Л.Ф. Тихомировой и других; методические рекомендации развития логического мышления в работах С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецко^ теорвв развития логического мышления П.П. Блонского, А.В. Биушлвнского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, З.А. Зак, А.М. Матюшкина и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Выполненая квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Работа над развитием мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблемами развития мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. JI. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, ГІ. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, 3. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.
Проблема состоит в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.
Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического мышления, является оригами. Всех достоинств оригами в развитии ребенка не перечислить. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают учащихся младших школьников. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,
происходит развитие глазомера.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития школьного образования.
Проблема: Каковы возможности Оригами при развитии мышления младших школьников?
Цель исследования: Теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность развитие мышления младших школьников в процессе использование оригами.
Объект исследования: мышление младших школьников.
Предмет исследования: Развитие мышления детей младшего школьного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие мышления детей младшего школьного возраста будет успешным при условии, если правильно подобрать, включать и систематизировать в педагогический процесс обучение детей технику оригами.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития мышления младших школьников;
3. Разработать и апробировать комплекс уроков, направленных на развитие логического мышления в процессе технике оригами;
4. Определить эффективность использования оригами в развитии мышления младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, Д.Б. Эльтонина, Л.Ф. Тихомировой и других; методические рекомендации развития логического мышления в работах С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецко^ теорвв развития логического мышления П.П. Блонского, А.В. Биушлвнского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, З.А. Зак, А.М. Матюшкина и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Выполненая квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций: анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. К основным возрастным особенностям, характеризующим выполнения мыслительных операций младшими школьниками, относятся: деятельностного анализа над абстрактным,осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, стремление к подмене операции сравнения рядоnоложением объектов, связей и отношений между предметами и их свойствами, замена сущностных признаков предметов их яркими внешними признаками.
В нашем исследовании мы поэтапно провели работу, направленную на:
1) изучение проблемы развития мышления учащихся младшего школьного возраста;
2) определение уровня сформированное™ мышления в экспериментальной и контрольной группах;
3) проверка эффективности условий развития мышления в процессе использованием оригами.
При написания работы нами было изучено около тридцати источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами.
На основе изучения психологами, педагогами, была обоснована, теоретическая необходимость и эффективность использования техники орятами, в процессе развития мышления младшего школьника. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Мишаревой Е.И., Степановой О. А., Сфебелевой Е.А., Урвиоввй Т. Ю., Фараноновой Э.А.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития мышления учащихся младшего школьного возраста. Во время констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень развитие мышления детей на низком уровне. При этом установлено, что уровень развитие мышления зависит от учета познавательных способностей, активности, самостоятельности ребенка: чем ниже показатели развитие мышления, тем ниже уровень умственной подготовленности.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система уроков по технологии с использованием оригами.
Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных в экспериментальной группе, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность процесса развития мышления у младших школьников.
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления младших школьников (за время эксперимента более чем у 30 % учеников экспериментального класса повысился уровень развития мышления), повышение интереса к занятиям и результатов в учебе. Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытно-экспериментaльного исследования успешным, а целесообразность и эффективность средств развития мышления младших школьников подтвержденными.
Итак, задачи, поставленные в начали работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития мышления учащихся младшего школьного возраста.
В нашем исследовании мы поэтапно провели работу, направленную на:
1) изучение проблемы развития мышления учащихся младшего школьного возраста;
2) определение уровня сформированное™ мышления в экспериментальной и контрольной группах;
3) проверка эффективности условий развития мышления в процессе использованием оригами.
При написания работы нами было изучено около тридцати источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами.
На основе изучения психологами, педагогами, была обоснована, теоретическая необходимость и эффективность использования техники орятами, в процессе развития мышления младшего школьника. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Мишаревой Е.И., Степановой О. А., Сфебелевой Е.А., Урвиоввй Т. Ю., Фараноновой Э.А.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития мышления учащихся младшего школьного возраста. Во время констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень развитие мышления детей на низком уровне. При этом установлено, что уровень развитие мышления зависит от учета познавательных способностей, активности, самостоятельности ребенка: чем ниже показатели развитие мышления, тем ниже уровень умственной подготовленности.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система уроков по технологии с использованием оригами.
Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных в экспериментальной группе, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, свидетельствуют о том, что система работы, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность процесса развития мышления у младших школьников.
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления младших школьников (за время эксперимента более чем у 30 % учеников экспериментального класса повысился уровень развития мышления), повышение интереса к занятиям и результатов в учебе. Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытно-экспериментaльного исследования успешным, а целесообразность и эффективность средств развития мышления младших школьников подтвержденными.
Итак, задачи, поставленные в начали работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития мышления учащихся младшего школьного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ HANDMADE
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мышления детей младшего школьного возраста на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ «ХЭНДМЕЙД» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРИГАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НОРМОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



