Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мышления детей младшего школьного возраста на уроках технологии

Работа №16032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1086
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мышления младших школьников на уроках технологии 6
1.1. Мышление и развитие мыслительных операций 6
1.2. Особенности развития мышления младших школьников 14
1.3. Уроки технологии как средство развития мышления младших школьников 20
Глава 2. Опытно-педагогическое исследование развития мышления на уроках технологии в начальной школе 29
2.1. Констатирующий этап 29
2.2. Формирующий этап 38
2.3. Контрольный этап 66
Заключение 50
Список литературы 52


Актуальность. В соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) по программе «Школа России» особое внимание уделяется всестороннему развитию личности, особое место среди них занимает развитие всех видов мышление младшего школьника.
Работа над развитием мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учащихся не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы, а эти приёмы необходимы уже младшим школьникам: без них не происходит полноценного усвоения материала. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Проблема состоит в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. 
Одним из средств развития с мышления в начальной школе является - урок технологии.
Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического мышления, является оригами. Всех достоинств оригами в развитии ребенка не перечислить. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают учащихся младших школьников. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития школьного образования.
Проблема: каковы педагогические условия развития мышления младших школьников на уроках технологии.
Цель исследования - выявить возможности развития мышления на уроках технологии.
Объект исследования - процесс мышления младших школьников. Предмет исследования - развитие мышления младших школьников
на уроках технологии.
Гипотеза: если уроки технологии проводить целенаправленно и систематически, то развитие мышления младших школьников будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мышления младших школьников.
2. Выявить влияние уроков технологии на развитие мышления младших школьников.
3. Экспериментально исследовать влияние уроков технологии на развитие мышления.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших дошкольников Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой и других; методические рекомендации развития логического мышления в работах С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецкой; теории развития логического мышления П.П. Блонского, А.В. Брушлииского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Меичинской, Д.Б. Рльквиииа, З.А. Зак, А.М. Матюшкииа и других.
База исследоваиия: МБОУ СОШ им. Ш.Ч Сат с. Чаа-Холь Чаа- Хольского кожууна, 3 «А» класс.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности человека. В этом возрасте идет становление и развитие всех познавательных процессов.
Мышление является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и
отношениях.
Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каждого человека свои индивидуальные особенности. У одних лучше функционирует наглядно-действенное мышление, направленное на решение практических задач, в связи с чем у них проявляется практический тип мышления. У других ведущую роль играет образное мышление и соответственно проявляется образный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логическое мышление и имеет место логический тип мышления.
Учет этих индивидуальных особенностей мыслительной деятельности в организации эффективного учебного процесса необходим для тех педагогов, целью которых является гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.
При написании работы нами было изучено около тридцати источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами.
На основе изучения психологами, педагогами, была обоснована,теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами, в процессе развития мышления младшего школьника.
Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Мишарева Е.И., Степанова О. А., Стребелева Е. А., Уронова Т. Ю., Фарапонова Э.А.
На основании изученной психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышление младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент. Констатирующий этап показал, что уровень развития мышления учащихся 3 класса на низком уровне. Проведение формирующего этапа позволил нам повысить уровень развития мышления младших школьников на уроках технологии, который показвает результат контрольного исследования.
Проведенный педагогический опыт подтвердил актуальность и гипотезу исследования.



1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы/ С. Ю. Афонькин. - М.: «Аким», 2007. - С. 67;
2. Афонькина Е., Афонькин, С. Ю «Уроки оригами в школе и дома» / Е. Афонькина, С. Ю. Афонькин. - М.: Айрис-пресс, 2012- С.255;
3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги / 3. А. Богатеева - М.: АРКТИ, 2000.-С. 240;
4. Венгер JI. А. Восприятие и обучение / J1. А. Венгер. - М., 2010.- С. 83;
5. Воронов В. Бумага все стерпит: оригами-кирикоми// Сделай сам / В. Воронов.- №4 изд.- М.: Просвещение, 2005. - С.110;
6. Выгонов В. В. «Практикум по трудовому обучению»/ В. В. Выгонов.- «Академа» изд.- М.: Просвещение, 2010. - С.310;
7. Выгонов В. В. «Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки модели» / В. В. Выгонов.- М.: Первое сентября, 2002. - С.56;
8. Выгонов В.В. - Мир оригами / В. В. Выгонов - М.: АРКТИ, 2007.- С.136
9. Выгонов В.В. Изделия из бумаги / В.В. Выгонов. - М.: Айрис-пресс, 2012.-С.182.
10. Выгонов В.В. Оригами / В. В. Выгонов. - М.: АРКТИ, 2009.-С.55.
11. Выготский JI. С. Мышление и речь/JI. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Просвещение, - 2010. - С.358
12. Гагай В. В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников /В.В.Гагай//начальная школа.-М.: Просвещение,-2008
13. Долженко Г. И. «100 оригами» Ярославль: Академия холдинг, 2003.
14. «Делаем 50 моделей из оригами»/ сборник. Минск: Попурри, 2001 
15. «Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй». Перевод с Немецкого Н. Лебедевой. М.: Олма-Пресс, 2002
1 ^.Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.:Аспект, 2010.- С.322
17. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество - 2005. - № 26.- С. 10
18. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-С.192
19. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа - 2004. - №44- С. 13
20. Львов М. Р. Школа творческого мышления. - М.: Просвещение, 2008.-С.321
21. Львов М. Р. Школа творческого мышления. - М.: Просвещение, 2006.- С.34
22. Мишарева Е.И. Задания творческого характера на уроках трудового обучения /Е. И. Мишарева// Начальная школа. 2009. -№2.-С. 12-18
23. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. - С.240.
24. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова, 2004. -С. 270
25. Петров Л. «Сказка о сгибании бумаги», «Начальная школа», № 6, 1996.-С.142
26. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии.: Сб. статей // Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.- С.323
27. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: «Скрипторий 2003», 2008. - С. 109
28. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы психологии. 1990. - №1.-С. 16.-19
29. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. //Вопросы психологии - 1994. - №5. - С.45-51
30. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Просвещение.- 2011. - С.46
31 .Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи». М.:Айрес-пресс, 2003.- С.65
32. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления.- Ярославль: Академия развития, 2012.-С.164
33. Соколова С. В. «Игрушки и забавы. Оригами». С.Пб.: Нева, 2003. - С.32
34. Тарабарина Т. «Оригами и развитие ребёнка», Ярославль, «Академия развития», 1996. - С.35-36
35. Уронова Т. Ю. Активизация мыслительной деятельности
школьников /Т. Ю. Уронова// Начальная школа. 2008. - №11,- С.57¬60
36. Фарапонова Э.А. Игровая школа мышления. - М.:Инфа, 2013,- С.326 Федосеева О. И. Развитие логического мышления младших школьников /И. О. Федосеева// Начальная школа. 2013. - №11. - С.102-106
37. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - М.: ВЛАДОС, 2000 -С. 248.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ