Введение 3
Глава 1. Организационно - дидактические подходы к проведению межпредметных олимпиад 6
1.1. Сущность, содержание и особенности межпредметной
естественнонаучной олимпиады 6
1.2. Технология проведения межпредметной олимпиады 13
Глава 2. Моделирование межпредметной олимпиады как средство оценивания естественнонаучной компетенции 16
2.1. Разработка системы заданий для проведения межпредметной
естественнонаучной олимпиады 16
2.2. Технология оценивания уровня развития естественнонаучной
компетенции обучающихся 33
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А 46
Изменение в социальной, политической, информационной, а также в экономической структурах жизни требует необходимых мер, методов и решений для перестройки сфер общественного сознания. Основными задачами системы образования становятся поиск новых путей, разработка и адаптация дидактического материала для развития и образования обучающихся.
Вовлечение в олимпиадный процесс - это один из наиболее действенных способов развития, мотивации, понимания и выявления способностей, а также интересов обучающихся. Школьные предметные олимпиады всегда преследовали ряд задач таких, как: отбор учащихся, имеющих склонность к изучению того или иного предмета, повышение интереса к изучению предметов, реализация творческих способностей учащихся.
На данный момент взят курс на повышение качества
естественнонаучного образования. Это выражается в интеграции естественно научных предметов, увеличении часов при изучении материала предметов данного цикла. Одним из нескольких требований к результатам данного курса является развитие естественнонаучной компетенции учащихся.
Поэтому ведется активный поиск путей для развития естественнонаучной компетенции учащихся. Наше исследование посвящено межпредметной естественнонаучной олимпиаде, как одному из средств оценивания уровня сформированных компетенций, а также повышения мотивации к изучению естественнонаучных предметов.
Все вышесказанное указывает на то, что тема нашего исследования является актуальной.
Проанализировав существующий на данный момент опыт проведения подобных олимпиад, а также разработанные к ним задания, мы выявили общие характерные черты, которые одновременно являются проблемой, заключающейся в одностороннем подходе к разработке заданий. В каждом из них затрагивается лишь один определенный предмет, относящийся к естественнонаучным, причем задания, как правило, содержательно и логически не связаны друг с другом.
Мы считаем необходимым использовать несколько иной подход и разрабатывать такие комплексные олимпиадные задания, в которых будут прослеживаться связь естественнонаучных предметов между собой.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы заданий для проведения межпредметной олимпиады позволяющих оценить уровень развития естественнонаучной компетентности.
Объект исследования: процесс развития естественнонаучной компетенции.
Предмет исследования: оценка уровня развития
естественнонаучной компетенции обучающихся основной школы при проведении межпредметной олимпиады.
Задачи:
1. Выявить особенности межпредметных олимпиад как средства оценивания уровня развития естественнонаучной компетенции обучающихся 7-9 классов.
2. Разработать систему комплексных олимпиадных заданий естественнонаучной направленности, предполагающих работу с информацией, представленной в различных формах.
3. Разработать карту оценивания уровня развития естественнонаучной компетенции обучающихся в процессе решения межпредметных олимпиадных заданий.
4. Провести педагогический эксперимент по апробации разработанных олимпиадных заданий.
Гипотеза: определить уровень развития естественнонаучной
компетенции обучающихся можно с помощью разработанных нами инструментов в ходе выполнения учащимися заданий межпредметной олимпиады.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение и анализ литературы по теме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся в процессе выполнения межпредметной олимпиады.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения автором педагогической интернатуры на базе МАОУ “Гимназия №4” г. Красноярска 2020-2021 гг.
В процессе проведения исследования нами были разработана система заданий, с помощью которой можно оценить уровень развития естественнонаучной компетенции.
Выполненное исследование имеет теоретико - экспериментальный характер. Система задач, представленная в исследовании, содержит задания, способствующие развитию естественнонаучной компетенции, а также возможность оценивания уровня данных компетенций.
Результаты исследования могут использоваться с целью повышения интереса к предметам естественнонаучного цикла. Эффективность применения заданий доказана в ходе экспериментальной проверки. Проведенный педагогический эксперимент, показал, что разработанные олимпиадные задачи применимы и успешно функционируют на практике в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Следовательно, поставленная цель исследования достигнута.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время подавляющее большинство олимпиад,
заявляемых в качестве естественнонаучных, включают в себя разрозненные задачи и задания по разным предметам
естественнонаучного цикла. Такой подход в достаточной степени не обеспечивает проверку функционирования естественнонаучной компетенции обучающихся.
2. В нашем исследовании предпринята попытка разработки естественнонаучной олимпиады, каждая задача которой представляет собой кейс взаимосвязанных заданий, требующих для выполнения функционирования комплекса, представлений о единых законах окружающего нас мира.
3. Межпредметная олимпиада, задания к которой составлены в соответствии с нашими рекомендациями, позволяет оценить уровень развития естественнонаучной компетенции обучающихся в соответствии с выделенными нами критериями. Ограниченный объективными факторами педагогический эксперимент показал заинтересованность обучающихся при выполнений заданий подобного рода.
Данное исследование может выступать базой для дальнейшей работы в процессе оценивания естественнонаучной компетенции.