ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 11
1.1. Проектная деятельность как способ организации детской
деятельности и педагогическая технология 11
1.2. Сущность и содержание профессиональной компетентности
педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» 20
1.3. Теоретическое обоснование и практическое состояние процесса
формирования способности педагогов дошкольного образования к организации проектной деятельности детей 33
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ «СПОСОБНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» 49
2.1. Диагностическое изучение уровня сформированности
профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» 49
2.2. Реализация условий формирования профессиональной
компетентности педагогов «способность к организации проектной
деятельности детей дошкольного возраста» 63
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 80
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 103
Актуальность. Обновляющейся российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию обучающихся. Одной из таких является технология проектной деятельности (или метод проектов), незаслуженно объявленная отечественным образованием в тридцатые годы прошлого столетия «легкомысленным прожектерством». Отказ от этой технологии в отечественном образовании произошел по нескольким причинам, одной из которых была неподготовленность педагогических кадров работать с проектами. Осмелимся утверждать, что в какой-то степени эта причина существует и сегодня.
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Педагоги должны быть способны помочь детям достичь этих целевых ориентиров. Такие способности педагогов в науке принято называть способностями к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен в ряде исследований Н.Н. Азизходжаевой, Ю.К. Бабанскому, В.П Беспалько, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридман, А.М. Матюшкину, М.И. Махмутову и др.
Исследователями установлено, что способности динамическое, их формирование, развитие и становление происходит в процессе деятельности. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесс овладения теоретическими знаниями и практическими умениями. На формирование способностей влияет ряд условий: теоретический и практический опыт; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения. Только постоянно совершенствуясь в педагогической деятельности можно поддерживать и развивать педагогические способности.
В этой связи идея, предлагаемая психолого-педагогической школой РГПУ им. А.И. Герцена (А.П. Тряпицына, В.А. Козырев, И.С. Батракова, Н.Ф. Радионова и др.), в соответствии с которой компетентность «имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях» и проявляется в «умении осуществить выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации», нам наиболее близка.
Для нашего исследования интерес представляют базовые компетентности, к числу которых относится профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, основанная на фундаментальном научном образовании и эмоционально ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и опытом.
Современные программы дошкольного образования требуют от педагогов владения проектной деятельностью в двух плоскостях. Во-первых, способностью осуществлять педагогическое проектирование, т.е. владение проектной деятельностью как способом собственной деятельности. Во- вторых, способностью организации проектной деятельности детей. Следовательно, для реализации современных образовательных программ в детских садах требуются педагоги, способные организовать проектную деятельность.
Анализ научных исследований по проблеме формирования способности педагогов дошкольного образования к организации проектной деятельности детей позволил выделить ряд противоречий:
- между высоким развивающим потенциалом проектной деятельности детей дошкольного возраста и невозможностью его использования из-за недостаточной профессиональной компетентности педагога;
- между необходимостью формирования «способности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» и отсутствием педагогических исследований по разработке модели данной компетентности;
- между необходимостью формирования «способности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» и неразработанностью педагогических условий, способствующих этому в детском саду;
- между необходимостью отбора содержания и путей формирования «способности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» и отсутствием теоретического обоснования этого отбора в практике методической работы детского сада.
Указанные противоречия актуализируют проблему: каковы условия формирования способности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста?
Данная проблема определила выбор темы исследования: «Формирование способности педагогов к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Предмет исследования: условия формирования профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Гипотеза: формированию профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» будет способствовать совокупность следующих условий:
• разработка теоретического образовательного модуля, направленного на актуализацию системы знаний педагогов об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста;
• реализация комплекса интерактивных форм предъявления содержания теоретического модуля, направленного на осознание педагогами развивающего потенциала проектной деятельности и ценностного отношения к ней;
• включение педагогов в ситуации презентации профессионального опыта и достижений как пространства осмысления профессиональной деятельности.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования.
1. Уточнить и конкретизировать содержание понятия «проектная деятельность детей дошкольного возраста».
2. Осуществить педагогический анализ идей по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, выявить сущность данного процесса и его основные характеристики.
3. Раскрыть понятие профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» и теоретически обосновать необходимость создания педагогических условий по ее формированию в условиях детского сада.
4. Разработать содержание теоретического модуля, направленного на актуализацию системы знаний педагогов о проектной деятельности детей дошкольного возраста.
5. Создать комплекс интерактивных форм предъявления содержания теоретического модуля, направленный на осознание педагогами развивающего потенциала проектной деятельности и ценностного отношения к ней.
6. Разработать способы вовлечения педагогов в процесс осмысления собственной профессиональной деятельности в ситуации презентации профессионального опыта и достижений.
Основные методы исследования: общетеоретические (анализ философской, педагогической, психологической, социологической, справочно-энциклопедической литературы, нормативно-правовой документации, обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование, экспертиза); статистические (ранжирование, качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи компетентного подхода в образовании (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков), идеи диалогического и личностно-деятельностного подходов в практике педагогического образования (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Давыдов, С.Ю. Курганов, В.В. Сериков и др.), идеи ценностно-смыслового, гуманитарного, рефлексивного подхода в педагогическом образовании (Л.А. Беляева, Г.П. Звенигородская, И.А. Колесникова, О.П. Морозова, В.А. Сластенин, С.А. Расчетина и др.); идеи личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, М.И. Шилова и др.); исследования основ проектной деятельности (Дж. Дьюи, Г.Л. Ильин, У.Х. Килпатрик, Н.В. Матяш, X. Паркхерст, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, С.Т. Шацкий), исследования особенностей проектной деятельности детей дошкольного возраста (И.Н. Воскобойник, Т.И. Петренчу, О.А. Михайлова, Л.А Князев, Н.Е. Веракса, Л.Д. Морозова, П.Ф. Каптерев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина).
Опытно-экспериментальная база исследования: два дошкольных образовательных учреждения города Кодинска Красноярского края, один из которых составил экспериментальную группу, другой - контрольную.
Этапы исследования
На первом, теоретическом этапе (2016-2017гг.) проводилось теоретическое изучение педагогической, философской и психологической литературы по проблематике работы; разрабатывался категориальный аппарат, определялись исходные теоретические положения; уточнялись основные задачи, и разрабатывалась рабочая гипотеза исследования.
На втором, экспериментальном этапе (2017-2018 гг.) разрабатывалась методика и технология опытно-экспериментальной работы; создавались и реализовывались условия развития профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей» в условиях дошкольной образовательной организации.
На третьем, обобщающем этапе (2018 г.) проводились анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение выводов, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования: уточнено содержание понятия «проектная деятельность детей дошкольного возраста»; конкретизировано содержание профессиональной компетентности педагога «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста», как интегративной личностной характеристики; разработана модель профессиональной компетентности педагога «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» включающая когнитивно-информационный, ценностно-мотивационный и деятельностный компоненты; на основе теоретического и экспериментального исследований разработана и апробирована методика изучения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста»; обосновано и доказано, что условия, заявленные в гипотезе исследования, в совокупности обеспечивают формирование у педагогов профессиональной компетентности «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Теоретическая значимость исследования: выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены условия, которые составляют основу формирования профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста», что обогащает теорию педагогики.
Практическая значимость исследования: научно обоснованы практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста»; разработана программа теоретического модуля, актуализирующего знания педагогов о проектной деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, построенными на достоверных, проверяемых данных и фактах; применением комплексной методики исследования, обеспечивающей сопоставление данных, полученных методом самооценки и экспертной оценки, а также ее позитивной результативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы автора с коллективом педагогов дошкольного образовательного учреждения ХХХ города Кодинска. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования»; на II Краевом фестивале дошкольных образовательных практик «Детству посвящается...» в рамках V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 2016); на III Краевом фестивале дошкольных образовательных практик «Детству посвящается.» - в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 2017); на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы детства» (Ярославль, 2018).
По результатам исследования опубликованы работы.
Петренко Н.В. Место и роль интерактивной деятельности в развитии профессиональной компетентности педагогов детского сада / Петренко Н.В., Каблукова И.Г. // Психическое здоровье детей и подростков: факторы обеспечения, сохранения и укрепления: сборник научных статей. Т. Выпуск 3. Красноярск, 2017. С. 67-75.
Петренко Н.В. Сущность и структура профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по организации проектной деятельности детей / Петренко Н.В., Каблукова И.Г. // Проблемы современного детства: сборник научных трудов / под науч. ред. В.Н. Белкиной. Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2018.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Проведенное нами исследование проблемы формирования профессиональной компетентности «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Научный анализ понятия «проектная деятельность» применительно к детям дошкольного возраста характеризуется как способ организации детской деятельности, предполагающий взаимодействие педагогов с детьми на основе сотрудничества и направленный на разрешение актуальной для детей проблемной ситуации и завершающаяся созданием придуманного ими творческого продукта.
Одним из условий эффективной организации проектной деятельности детей дошкольного возраста является профессиональная компетентность педагогов в этом вопросе. Профессиональная компетентность «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» понимается нами как интегративная характеристика качеств личности, состоящая из трех компонентов: когнитивно-информационного, ценностно-мотивационного и деятельностного. Они служат показателями при разработке критериальных характеристик изучения уровней сформированности профессиональной компетентности «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Формирование у педагогов профессиональной компетентности «способность к реализации проектной деятельности детей дошкольного возраста» реализуется через совокупность условий, направленных на развитие каждого её компонента: разработка теоретического
образовательного модуля, направленного на актуализацию системы знаний педагогов об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; реализация комплекса интерактивных форм предъявления содержания теоретического модуля, направленного на осознание педагогами развивающего потенциала проектной деятельности и ценностного отношения к ней; включение педагогов в ситуации презентации профессионального опыта и достижений как пространства осмысления профессиональной деятельности. Данные условия выступают в качестве необходимых и способствуют переходу формированию профессиональной компетентности «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста» на более высокий уровень.
В качестве первого условия выступает разработка теоретического образовательного модуля, направленного на актуализацию системы знаний педагогов об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. Данное условие предполагало раскрытие содержательной характеристики учебного материала. Для этого актуализировались знания психолого-педагогической, технологической направленности, осваивались способы поиска, отбора, систематизации и хранения информации для реализации проектов детей дошкольного возраста. В процессе опытно¬экспериментальной работы доказано, что разработка и реализация теоретического образовательного модуля способствует развитию когнитивно-информационного компонента профессиональной компетентности «способность к проектной деятельности детей дошкольного возраста». Об эффективности данного условия свидетельствует положительная динамика: возросло количество педагогов с допустимым и достаточным уровнями формирования профессиональной компетентности (с 54,5% до 72,5% и с 18% до 27,5% соответственно) и уменьшилось - с недостаточным уровнем (с 27,5% до 0 %) по сравнению с началом опытно¬экспериментальной работы.
В качестве второго выступает реализация комплекса интерактивных форм предъявления содержания теоретического модуля, направленного на осознание педагогами развивающего потенциала проектной деятельности и ценностного отношения к ней. Данное условие предполагало личностное развитие педагогов, осознание собственных ценностных ориентаций, осознание ценности детства и проектной деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что выбранные интерактивные формы работы способствуют развитию ценностно-мотивационного компонента профессиональной компетентности педагогов «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста». Об эффективности второго условия свидетельствует положительная динамика: возросло количество руководителей с допустимым и достаточным уровнями ценностно-мотивационного компонента профессиональной компетентности (с 32% до 27,5% и с 27,5% до 72,5% соответственно) и уменьшилось - с недостаточным уровнем (с 41% до 0%) по сравнению с результатами началом опытно-экспериментальной работы.
Включение педагогов в ситуации презентации профессионального опыта и достижений как пространства осмысления профессиональной деятельности представляет собой третье условие, реализуемое посредством проведения открытого педагогического фестиваля, где педагоги презентовали свой опыт в разных формах (мастер-класс, мультимедийная презентация, демонстрация видеоматериалов). Данное условие было направлено на формирование деятельностного компонента профессиональной компетентности «способность к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста». Об эффективности создания третьего условия свидетельствовала положительная динамика: возросло количество педагогов с достаточным уровнем развития деятельностного компонента (с 0% до 45,5%) и уменьшилось - с недостаточным уровнем (45,5% до 0%) по сравнению с результатами предыдущего этапа.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что создание взаимосвязанных условий (разработка теоретического образовательного модуля, направленного на актуализацию системы знаний педагогов об организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; реализация комплекса интерактивных форм предъявления содержания теоретического модуля, направленного на осознание педагогами развивающего потенциала проектной деятельности и ценностного отношения к ней; включение педагогов в ситуации презентации профессионального опыта и достижений как пространства осмысления профессиональной деятельности) обеспечивает освоение знаний и представлений о проектной деятельности детей дошкольного возраста, способствует актуализации ценностно-мотивационного опыта, овладению опытом организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Положительные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют считать выдвинутую гипотезу подтвержденной, задачи исследования - выполненными.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. URL: http:// www.Rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart- dok.html (дата обращения: 19.09.2018).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) URL: Режим доступа:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.09.2018).
3. Абатурова В.С., Богун В.В., Смирнов Е.И. Формирование и развитие практико-ориентированного мышления как результат выраженности индивидуального стиля деятельности педагога // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. № 5-1. С. 95-100.
4. Аитов В.Ф. Интеграция проблемного и проектного подходов в языковом образовании на неязыковых факультетах педагогических вузов. Иностранные языки: Материал конференции. СПб.: Издательство РГП им. А.И. Герцена, 2015. 174 с.
5. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности. СПб. 2013. 140 с.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2014. 608 с.
7. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.
8. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. М.: Детство-Пресс, 2012. 217 с.
9. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. 5-е изд. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 114 с.
10. Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2012. 223 с.
11. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург. Изд-во Свердловского инженерно-педагогического института, 2013. 320 с.
12. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2014. 130 с.
13. Белякова Е.Г. Проблема подготовки педагога к созданию условий смыслообразования в учебно-воспитательном процессе // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования, 2015. Т. 1. № 1. С. 165-174.
14. Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 40 с.
15. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М: Академия, 2013. 218 с.
16. Брюханова Н.Н. Подходы к пониманию компетентности и компетенции в образовании // Педагогика и психология профессионального образования, 2017. № 4. С. 4-49.
17. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 344 с.
18. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 112 с.
19. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы
формирования: монография. Издательство: Логос, 2011. 288 с.
20. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
21. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2011. 200 с.
22. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал, 2015. № 2 (11). С. 37-41.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 479 с.
24. Голик Д.Ю., Развожаева Т.Л. Компетенции публичного выступления - индикатор профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий, 2016. № 4 (37). С. 64-73.
25. Горбунов В.Н. Формирование технологической компетентности будущего учителя технологии в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2013. 124 с.
26. Горвиц Ю.М., Поддъяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 2014. 28 с.
27. Горшкова Е.Л. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М: Academa, 2015. 129 с.
28. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 5. С. 1-35.
29. Гребенюк О.С. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб.
заведений. М.: Владос-Пресс, 2013. 384 с.
30. Гришина И.В., Подзюбанова Ю.В. развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период: учено-методическое пособие. Спб.: ГУПМ, 2013. 178 с.
31. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с семьей в микро и
макроструктуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 126 с.
32. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учеб.-
методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 144 с.
33. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2015. 140 с.
34. Зеер Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы. Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. 147 с.
35. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.142 с.
36. Каблукова И.Г., Петренко Н.В. Место и роль интерактивной деятельности в развитии профессиональной компетентности педагогов детского сада // Психическое здоровье детей и подростков: факторы обеспечения, сохранения и укрепления: сборник научных статей. Том. Выпуск 3. Красноярск, 2017. С. 67-75.
37. Каблукова И.Г., Петренко Н.В. Сущность и структура
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по организации проектной деятельности детей // Проблемы современного детства: сборник научных трудов / под науч. ред. В.Н. Белкиной. Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2018.
38. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). СПб.: Петербург - XXI век, совм. С ЗАО Пресс. Атташе, 2015. 160 с.
39. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. М., 2012. 130 с.
40. Каракозова Н.Ю. Методика изучения сформированности
технологической компетентности педагогов дошкольного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2014. № 3 (23). С. 86-93.
41. Киселева О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя: автореф. дис .... д-ра пед. наук. М.,
2012. 378 с.
42. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое
проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений; под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр Академия, 2014. 288 с.
43. Королева С.В. Профессиональное саморазвитие педагогов дошкольной образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2016. № 2. С. 8-15.
44. Куприянов Б.В Социальное воспитание учащихся в учреждении дополнительного образования детей: автреф. д-ра пед. наук. Кострома, 2011. 44 с.
45. Кротова Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 118 с.
46. Лазарева М.В. Педагогические условия подготовки воспитателей к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в системе повышения квалификации педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве, 2017. № 39 (3). С. 122-130.
47. Лопатина О.Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду. М.: Творч. Центр Сфера, 2012. 447 с.
48. Львов Л.В. Образовательно-профессиональные среда и пространство: теоретические основы проектирования // Личность в профессионально-образовательном пространстве: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 2013. С. 7-80.
49. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2014. 368 с.
50. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие. М.: Академия, 2014. 320 с.
51. Моисеев A.M. Заместитель директора школы по научной работе. М.: Новая школа, 2016. 143 с.
52. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: Сфера, 2016. 122 с.
53. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика, 2012. № 1. С. 6-68.
54. Некрасов С.Д. Математические методы в психологии (MS Excel): учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 147 с.
55. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2013. 944 с.
56. Олейникова О.Н. Прогнозы потребности в умениях и профессиональное образование и обучение - опыт ЕС. М.: АНО Центр изучения проблем профессионального образования. Нижний Тагил: НТГСПА, 2013. 144 с.
57. Павленко И.Н. Методическое сопровождение педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников. М.: Творч. Центр Сфера, 2011. 122 с.
58. Паршукова И.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. СПб.: ЛОИРО, 2011. 138 с.
59. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2013. 110 с.
60. Паташник М.М. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей. М.: Новая школа, 2013. 120 с.
61. Пикатова Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук: Челябинск, 2012. 235 с.
62. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием: учебное
пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 432 с.
63. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 131 с.
64. Пяткина Г.В. Формирование навыков проектной деятельности у старших дошкольников. Томск: Том. УНТИ, 2012. 160 с.
65. Родиков А.С. Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8. С. 142-148.
66. Ромашкина А.И. Опыт использования метода образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждении. М.: Методист, 2013. 268 с.
67. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия,
2013. 232 с.
68. Сваталова Т.А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. С. 95.
69. Сергеева О.В. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувствительной сферы старшеклассников: дис. ... д-ра. пед. наук. М.: 2013. 310 с.
70. Серебрякова Н.В. Интерактивные формы повышения эффективности педагогической деятельности // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XII Международной научно - практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 253-255.
71. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
72. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2014. 140 с.
73. Соломенникова О.А. Совершенствование профессиональной
компетентности педагогов дошкольного образования в процессе повышения квалификации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 1. С. 220-232.
74. Степанова Е.В., Багаева Е.В. Совершенствование компетентности педагогов ДОО в процессе проектной деятельности // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 961-967.
75. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 288 с.
76. Толпекина А.С., Антипова Е.Н. Интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. С. 238-245.
77. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2013. 259 с.
78. Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетенции - задача образования // Воспитательные технологии современной сельской школы: монография. М., 2004. С. 48-154.
79. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2013. № 5. С. 24-33.
80. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. 4-е изд., стер. М., 2017. 384 с.
81. Шангареева А.Р. Профессиональная деятельность педагога в системе организационных отношений ДОО // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice. Materials of the VII international scientific conference. 2018. С. 38-45.
82. Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии
профессионального развития педагогов профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук.; Урал. гос. проф.- пед. ун-т., 2012. 187 с.
83. Шемина Т.Б. Проблема профессиональной готовности педагогов ДОО к реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2015. № 4. С. 843-848.
84. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста и др. СПб.: Речь, 2013. 40 с.
85. Шитов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. Мир образования - образование в мире. 2011. № 4. С. 5-55.
86. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 4. С. 76-79.
87. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. С. 47-51.
88. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. 2012. № 6. С. 119-121.
89. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2014. 144 с.
90. Design, Management and Evalution of Open / Flexible learning. Modul program (twelve modul). Internatinal Training Centre of the ILO. Turin, Italy, 1997. 233 p.
91. Evans J. The application of new technology to learning and the curriculum, preprint. 1998.
92. Russell J.D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974.