ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Познавательный интерес дошкольников: сущность, уровни проявления 5
1.2. Особенности познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста 9
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Описание методик и базы исследования 24
2.2. Результаты исследования познавательного интереса детей
младшего дошкольного возраста 25
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательного
интереса детей младшего дошкольного возраста в процессе игры 29
Выводы по Главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
В настоящее время ученые, педагоги, психологи выделяют, что происходит спад познавательной активности у детей дошкольного возраста: на начальную ступень образования поступает около 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются, мало задают познавательные вопросы, не выражают стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Ученые, педагоги выделили ряд причин, препятствующие развитию познавательной активности:
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
- слабо владеют познавательными действиями.
На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает исследовательская деятельность.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательного интереса детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования: проанализировать особенности развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста, разработать методические рекомендации.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: познавательный интерес детей младшего дошкольного возраста характеризуется неустойчивостью, быстрым эмоциональным переключением.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Выделить методы и приемы изучения познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста;
3. Провести диагностику и сформулировать особенности развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- анализ и содержательная интерпретация данных;
- методы математической статистики.
База исследования: исследование проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Назаровского района Красноярского края.
Активная деятельность ребенка в период дошкольного детства - это неотъемлемая часть его полноценного развития. Ребенок развивается в деятельности, познавая окружающий мир посредством тщательного изучения практическим путем. Познавательная активность в этом случае выступает в качестве средства развития познавательной деятельности.
Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала становления познавательного интереса. Ребенок выходит из фазы раннего детства, для него открываются новые, ранее неизвестные горизонты познания. Дошкольника в этом возрасте влекут необычные предметы и явления, которые от пытается изучить и понять. Немаловажна в этом случае роль педагога, как организатора предметно-пространственной среды и условий для формирования познавательной деятельности.
На современном этапе при обогащении знаний на разных возрастных ступенях, познавательный интерес дошкольников должен оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие знаний детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к формированию знаний у детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Во второй главе нами был описан констатирующий этап нашего исследования. Диагностика развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста представляла собой диагностику отдельных его компонентов. Основной задачей данного этапа была самостоятельная формулировка уровней развития познавательного интереса с опорой на использованные методики. По результатам диагностики был выявлен дефицит развития познавательного интереса детей и сформулированы особенности. Таким образом, возникла необходимость разработать рекомендации по развитию познавательного интереса.
Для организации развития познавательного интереса было выделено две группы задач, направляющих деятельность педагогов.
1. Задачи по созданию развивающей предметно-пространственной среды:
- структурировать пространство и организовывать освоение среды детьми;
- совместно с детьми планировать и оформлять пространство;
- стимулировать коммуникацию в процессе освоения детьми специально подготовленной среды.
2. Задачи по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста:
- формирование у детей знаний, поиск «поля интересов» ребенка
- осознание детьми своих эмоциональных состояний,
- развитие волевой произвольности.
Характерная черта работы с младшими дошкольниками - многоаспектность. Это вызывает определенные трудности организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Так, во время занятий с младшими дошкольниками нами были проведены исследовательские занятия, что, в свою очередь, создает условия для расширения в будущем межпредметных связей в педагогическом процессе.
1. Ануфриев А.А. Психология творчества. М.: Инфра-М, 2013. 456 с.
2. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. М.: Инфра-М, 2013. 245 с.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. М., 2014. 145 с.
4. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 2006. 311 с.
5. Выготский Л.С. Психология творчества. М.: Инфра-М, 2011. 487 с.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Факультет психологии 2011. 130 с.
7. Давыдова О.И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО // Справочник младшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 6. С. 51-57.
8. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. М.: Инфра-М, 2012. 354 с.
9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 82 с.
10. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с
дошкольниками. М., 2002. 90 с.
11. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание 2003. № 3. С. 20-24.
12. Егорова Т. А. Проблема диагностики и развития исследовательских способностей // Детский практический психолог. Сборник научных трудов кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2005. С. 10-13.
13. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М.: АСТ, 2010. 528 с.
14. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006. 190 с.
15. Игровые модели воспитания и обучения. Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. М.: Шк.пресса, 2005. 31 с.
16. Кравцов Г. Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3-8.
17. Крежевских О.В. Значение предметно-игровой среды в развитии игровой деятельности дошкольника // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та.
2012. № 3/4. С.138-142.
18. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002. 98 с.
19. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Избр. психологические произведения в 2-х т. Т. 1. М., 2003. С. 303-323.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005. 320 с.
21. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 420 с.
22. Люблинская А.А. Очерки психологического развития. М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. 478 с.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., Питер, 2009. 320 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: АСТ, 2013. 455 с.
25. Морозова Е. А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П. Ф. Каптерева и В. П. Вахтерова. Смоленск, 2004. 120 с.
26. Мухина В.С. Детская психология. М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. 544 с.
27. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2004. 192 с.
28. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой. М., 1988. 267 с.
29. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1958. № 2. С. 34.
30. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 190 с.
31. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64с.
32. Смирнова Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2013. № 2. C. 93-99.
33. Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2011. №2. С. 58.
34. Спиридонова М.Н. Предметно-развивающая среда в развитии игровой деятельности ребенка // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. № 7. С. 59-61.
35. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. 541 с.
36. Субъектно-ориентированная предметно-игровая среда в современном ДОУ // Справочник младшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 6. С. 47.
37. Сухова А.В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ // Методист дошкольного образовательного учреждения. 2008. № 2. С. 4-32.
38. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981. 120 с.
39. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 117 с.
40. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. Волгоград: Учитель, 2009. 130 с.