Введение 4
1. Теоретическое обоснование повышения мотивации учащихся 3-го класса средней школы к изучению иностранного языка на основе реализации
лингвострановедческого компонента 8
1.1. Мотивация как условие изучения иностранного языка учащимися 3-го
класса СОШ 8
1.2. Критерии сформированности мотивации к изучению иностранного
языка 13
1.3. Лингвострановедческий компонент и принципы отбора ЛСМ в рамках
повышения мотивации к изучению иностранного языка 18
Выводы по 1 главе 29
2. Условия реализации лингвострановедческого компонента для повышения мотивации учащихся 3-го класса СОШ к изучению иностранного языка 31
2.1. Определение уровня сформированности мотивации учащихся 3-го
класса СОШ к изучению иностранного языка 31
2.2. Отбор лингвострановедческого материала для обучения учащихся 3-го
класса иностранным языкам 43
2.3. Реализация лингвострановедческого компонента в процессе повышения
мотивации обучающихся к изучению иностранного языка 46
Выводы по 2 главе 60
Заключение 63
Библиографический список 68
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 77
Приложение Ж 78
Приложение И 79
Приложение К 80
Приложение Л 81
Приложение М 82
Приложение Н 83
На сегодняшний день иностранный язык занимает одно из главных мест для предоставления условий при формировании у школьников точной картины мира, которая соответствует современному уровню знаний и интегрирует личность учащегося в систему национальной и мировой культур. С каждым днем все более возрастающее развитие международных связей и контактов в культуре, экономике, политике и других отраслях определяет направление современной методики обучения иностранным языкам на реальные ситуации коммуникации. Устремление к коммуникативной компетенции, как к заключительному результату обучения, подразумевает как владение соответствующей иноязычной техникой, так и усвоение вполне объемной неязыковой информации, которая необходима для адекватного и точного обучения и взаимопонимания. Иностранный язык - это и часть культуры, присущей какому-либо народу - носителю данного языка, и средство передачи этой культуры последующим народам и поколениям.
Современные педагоги и психологи сходятся во мнении о том, что качество выполнения деятельности и результат зависят, в первую очередь, от потребностей и побуждений ученика, его мотивации. Именно мотивация способствует целенаправленной активности, которая определяет выбор приемов и средств, упорядочение для достижения цели. Таким образом, мотивация является «запускным механизмом» любой человеческой деятельности: будь то общение, понимание или труд.
Учеников без мотивации к учению не существует. Любая познавательная деятельность учеников вместе с операционными компонентами (навыки, умения и знания) включает и мотивационные (отношение, мотив, интерес). Мотивация это источник активности и направленности личности на явления и предметы окружающего мира, в следствии чего и появляется активность. Внешние мотивы, которые находятся за пределами учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы связаны с представлениями об обучении как о пути к освоению культуры, больших ценностей, к получению образования; с чувством долга перед родными. Отрицательные мотивы появляются в следствии угроз, выговоров, наказаний, порицаний или плохих оценок.
Поддерживает и активизирует мотивацию реальный, поэтапный и итоговый успех. Если успех отсутствует, то угасает мотивация, а это отрицательно отражается на выполнении деятельности.
В настоящее время, формирование познавательной мотивации представляется важным и необходимым, поскольку это придает деятельности учеников особый личностный смысл. В основе познавательной мотивации находится искреннее желание и жажда познания, а также стремление узнавать с каждым днем больше новой информации.
Это особенно важно на начальном этапе обучения ИЯ, так как у младших школьников проявляется гораздо больше интереса к иной культуре и всему новому. Они с удовольствием открыты новым знаниям, умениям и навыкам. А использование материалов, которые включают в себя лингвострановедческий компонент, активизируют образное мышление, а также положительно влияют на чувства учащихся.
При применении лингвострановедческого компонента в обучении ИЯ - формируется мотивация учения, что является немаловажным в условиях школьного обучения, потому что само иноязычное общение, как правило, не поддерживается языковой средой. Один из важных мотивационных стимулов изучения ИЯ - стремление расширить свой общий кругозор. Лингвострановедческий компонент стремится к реализации итоговой цели обучения ИЯ - обучение общению. Достаточно нелегко подготовить учеников к общению на ИЯ, сформировать коммуникативные навыки без объяснений норм адекватного речевого поведения и в отрыве от страноведческих знаний.
Вышесказанное обусловило выбор следующей темы исследования: «Повышение мотивации учащихся 3-го класса средней школы к изучению иностранного языка на основе реализации лингвострановедческого компонента».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в школе сегодня является вопрос о том, как же сохранить интерес учеников к изучению ИЯ на всем протяжении учебного процесса. Следовательно, появляется необходимость выявления роли лингвострановедческого компонента, его влиянии на мотивацию учащихся в процессе обучения ИЯ. На сегодняшний день существует немало методик ускоренного, но не всегда результативного изучения ИЯ. Поэтому возникает вопрос - повышение уровня преподавания ИЯ в СОШ. И в ее решении важную роль играет лингвострановедческий компонент, который является действенным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков и повышения мотивации.
Объектом исследования является - процесс обучения иностранным языкам, а предметом - повышение мотивации учащихся 3-го класса средней школы к изучению иностранного языка на основе реализации лингвострановедческого компонента.
Таким образом, цель данной работы заключается в определении условий влияния лингвострановедческого компонента на повышение уровня сформированности мотивации к изучению иностранного языка.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
• Рассмотреть мотивацию как условие изучения иностранного языка;
• Выявить критерии уровней сформированности мотивации к изучению иностранного языка;
• Рассмотреть лингвострановедческий компонент в рамках мотивации к изучению иностранного языка;
• Определить уровни мотивации;
• Выявить критерии отбора лингвострановедческого материала для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
• Разработать образец плана урока для реализации
лингвострановедческого компонента в младшей школе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что представляется возможным использование ее в практической работе учителей иностранного языка по развитию лингвострановедческой компетенции у обучающихся и повышению их мотивации.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения теории учебной деятельности (А.К. Маркова, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина);
- основные общепсихологические подходы к исследованию мотивации личности и разработанные на их основе психологические теории мотивации (В.Г.Асеев, А.А. Леонтьев, Е.П. Ильин, Б.И. Додонов);
- ведущие методолого-теоретические подходы к исследованию
мотивации учения (А.А. Леонтьев, А.К.Маркова, Е.И. Пассов, Н.Г.Лусканова).
В исследовании использовался комплекс обоснованных и наиболее позитивно зарекомендовавших себя в исследовательской практике методов и методик: сравнительный анализ, анкетирование, тестирование, анализ
школьной документации. Кроме того, применялись и специальные психолого-педагогические методики: методика «Измерение времени» А.Г. Бугрименко, методика выявления уровня мотивации Н.Г. Лускановой.
Мотивационная сфера является ядром личности. В самом начале своей школьной жизни ученик имеет внутреннюю позицию школьника и ему хочется учиться. Для того чтобы ученик включился в учебный процесс по- настоящему, необходимо, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в процессе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты учеником. А точнее, чтобы они стали значимыми для ученика и нашли отклик в его переживаниях. Развитие внутренней мотивации есть движение вверх. Вниз двигаться гораздо легче, поэтому часто в практике учителей и родителей используются негативные «подкрепления», приводящие к снижению учебной мотивации. Чтобы избежать этого, необходимо проводить полноценную работу с учениками по поддержанию и повышению на высоком уровне учебной мотивации.
Согласно определению, которое предлагает Е.П. Ильин: мотивация (от лат. «movere») - это побуждение к действию, а также процесс динамический - психологического и физиологического характера, который управляет поведением человека, определяет его активность, направленность, устойчивость и организованность, а также возможности человека удовлетворять свои материальные потребности благодаря труду. В данном случае, потребность является состоянием нужды человека в конкретных условиях, которых ему не хватает для нормального развития. Говоря о мотиве, мотив проявляет себя в сознании человека как цель или объект, на который (-ую), по итогу, направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания, такими как речь, мышление, память, восприятие.
При рассмотрении структурных элементов мотивации, за основу нами была взята структура Е.П. Ильина, выделившего конкретные структурные элементы сформированности учебной мотивации, которые впоследствии могут явиться критериями сформированности учебной мотивации. Ими являются следующие четыре структурных элемента сформированности
учебной мотивации: активность, направленность, устойчивость и организованность, и здесь же, возможность человека удовлетворять свои материальные потребности благодаря труду. Но, в связи с тем, что наше исследование проводится в начальных классах, а точнее третьих классах, пятый структурный элемент не представляет для нас интереса в рамках нашего исследования, но не становится от этого менее значимым в общей структуре изучения мотивации.
Мотивация обучения ИЯ может быть выражена как внутренними мотивами, так и внешними. Согласно этому, были выделены следующие виды мотивации: 1) узколичная и 2) широкая социальная, которые включают в себя учебную мотивацию, и 3) коммуникативная. Владея знаниями о видах мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
В данной работе за основу были взяты следующие принципы отбора лингвострановедческого материала в обучении ИЯ: принцип поощрения и порицания, принцип применения учебно-познавательных игр, использование наглядно-образных представлений, опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий. Данные принципы являются наиболее распространенными и закрепленными общедидактическими признаками, которые должны быть учтены во время отбора материала с лингвострановедческим компонентом содержания обучения.
Опираясь на перечисленные выше методы и принципы повышения и стимулирования мотивации, можно заключить следующее: повышение мотивации происходит благодаря - включению учеников в самостоятельную работу на уроке; проблемности ситуаций и заданий; контролю ЗУН; применению познавательных игр и страноведческого материала и, несомненно, доброжелательное отношение учеников. Опираясь на психологические исследования интереса и мотивации, в процессе обучения ИЯ учитель должен направлять свои усилия на развитие внутренней мотивации учения обучающихся, исходящей из самой деятельности и обладающей наибольшей стимулирующей силой.
Говоря о ЛСК, согласно определению Е.И. Зиновьевой, под термином ЛСК мы будем понимать следующее: ЛСК - это знание и понимание реалий, фоновой лексики, пословиц, афоризмов как источников национально-культурной информации, и умение применять их в условиях реального общения; это знания страноведческих тем, обычаев и системы ценностей, истории и географии, связанных с общими знаниями о стране изучаемого языка; а также это умение свободно ориентироваться в текстовом материале, который содержится в учебниках и учебных материалах по страноведению.
Для выявления в ЗА и 3Б классах уровня сформированности учебной мотивации, включающей в себя такие критерии сформированности мотивации, как активность, устойчивость, организованность,
направленность, нами был разработан специальный комплекс методов, в который были включены следующие методики и приемы:
1) методика «Измерение времени», для того чтобы выявить
сформированность таких критериев, как «активность и устойчивость» учеников во время урока;
2) беседа с классными руководителями и учителем по английскому языку для того чтобы выявить сформированность такого критерия, как «направленность» учеников во время занятий;
3) анализ ведения учебных тетрадей учениками по предмету «английский язык», для того чтобы выявить сформированность такого критерия, как «организованность» учеников в учебном процессе;
4) в качестве контрольного дополнительного тестирования, использовалась методика Н.Г. Лускановой (в виде анкеты из 9 вопросов) по определению уровня сформированности учебной мотивации.
В ходе эксперимента, в разработанной нами методике замера уровня сформированности учебной мотивации и методике Н.Г. Лускановой, не было выявлено значительных отличий. В связи с этим, за основную методику замера уровня учебной мотивации была взята методика Н.Г. Лускановой, результаты которой помогли выявить следующее:
в экспериментальном классе преобладающими уровнями учебной мотивации до эксперимента были максимально высокий и положительный уровни и составляли: максимально высокий уровень - 35,71 % (5 человек), положительный уровень - 35,71 % (5 человек). Хороший средний уровень составил 21,43 % (3 человека). Низкий - 7,14 % (1 человек).
После проведенного эксперимента преобладать стал хороший средний уровень учебной мотивации - 42,86 % (6 человек). Максимально высокий уровень снизился на 7,14 % и составил 28,57 % (4 человека). Положительный уровень учебной мотивации снизился на 14,28 % и стал составлять 21,43 % (3 человека). А низкий уровень остался без изменения - 7,14 % (1 человек).
В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе при применении увлекательных и интересных заданий, организации индивидуальной и групповой деятельности, основываясь на опыте и потребностях учеников, у детей вырос интерес к учебному предмету (английскому языку), желание посещать уроки и подготавливаться к ним. Выявилась положительная динамика мотивации учения.
По 3Б классу - данный класс являлся контрольным, и в нем не были проведены работы по повышению уровня сформированности мотивации учения. На контрольном этапе эксперимента мы получили следующие результаты: максимально высокий уровень - 42,86 % - показатель данного уровня остался прежним. Хороший средний уровень - показатель данного уровня увеличился с 35,71 % до 42,86 %. Это свидетельствует о том, что увеличилось количество учащихся, позитивно относящихся к школе, ученики данного уровня сформированности учебной мотивации чувствуют себя в школе достаточно комфортно. Положительный уровень - показатель данного уровня сократился с 21,43 % до 14,29 %, из чего следует, что сократилось количество учеников, которые испытывают трудности в обучении.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что применение методов стимулирования мотивации, включая лингвострановедческий компонент, дало положительные результаты. В экспериментальном классе повысилось количество учеников с хорошим уровнем сформированности учебной мотивации и значительно сократилось количество учеников с низким уровнем сформированности учебной мотивации.
После проведения эксперимента, можно сделать вывод, что на учебную мотивацию можно оказывать воздействие, изменяя ее в положительную сторону.
При целенаправленной и организованной работе можно достичь высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников. Практическая значимость исследования отражена в возможности применения содержащихся в ней теоретических положений и выводов, а также предложенного комплекса упражнений с использованием прагматических материалов.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2006. - 158 с.
2. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации/ Дж.В. Аткинсон. Н.: 1996. - 78 с.
3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Enjoy English 3 класс». М.: Титул, 2008. - 142 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.М.: Просвещение, 2002. - 325 с.
5. Богданова О.С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях: текст лекций / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 176 с.
6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура:
Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд.
4- е, перераб. и доп. М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
7. Воевода Е.В. Великобритания: история и культура: учеб.пособие по лингвострановедению для вузов / под общ. ред. Е. В. Воевода; Моск. гос. ин¬т междунар.отношений МИД России. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2015. - 221 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРктиГЛОССА, 2000. - 70 с.
9. Гарбовский Н. К. Вопросы лингвострановедения в курсе иностранного языка для специальных целей / под общ. ред. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 134 с.
10. Додонов Б.И. Эмоции как ценность/ под общ.ред. Б.И. Додонов. М.: 1998. - 187 с.
11. Дусавицкий А.К. Формула интереса иностранного языка. Педагогика: учеб.пособие / А.К. Дусавицкий. М.: Академия, 2001. - 234 с.
12. Зиновьева, Е.И. О соотношении терминов "лингвострановедение" и "лингвокультурология" / Е.И. Зиновьева // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. - 2007. - №4. - С. 13-16.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2006. - 512 с.
14. Кириченко Е.А. Формирование лингвострановедческих знаний и умений учащихся в иноязычном межкультурном общении на основе «текстов культуры» // Современная методика соизучения иностранных языков и культур / Под общ. ред. М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2011. С. 42-46.
15. Колкова М. К. Современная методика соизучения иностранных языков и культур: метод. пособ. / под общ. ред. М. К. Колковой. СПб.: КАРО, 2011. - 198 с.
16. Красильникова В.С. Лингвострановедческий подход в определении содержания обучения английскому языку дошкольников и младших школьников // ИЯШ. 1992. - №3. - С. 58-63.
17. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности / под общ. ред. Н.Е. Кузовлевой // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 1998. - 250 с.
18. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Нальчик, 2003. - 245 с.
19. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в
обучении : учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. Издательство: Фолиум, 2003. - 32 с.
20. Манилова Н.Я. Игры на иностранном языке на лингвострановедческом материале : учеб. пособие / Н.Я. Манилова. М.: Просвещение, 2003. - 180 с.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. - 96 с.
22. Маслова В.А. Лингвокультурология / под общ. ред. В.А. Масловой. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 208 с.
23. Милосердова Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - 2004. - №3. - С. 80-89.
24. Миньяр-Белоручев Ф.К. Лингвострановедение или «иноязычная» культура? / под общ. ред. Ф.К. Миньяр-Белоручева, О.Г. Оберемко // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6. - С. 2-8.
25. Никитенко З.Н. Лингвострановедение. / под общ. ред. З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе . - 2009. - №5. - 24 с.
26. О четверояком корне закона достаточного основания: электрон.док. 2016. [Электронный ресурс].URL: http://www.koncheev.narod.ru/sh_4x_root.htm(дата обращения 17.05.2018).
27. Пасенчик Г.А. Лингвострановедческий словарь : учеб. пособие / Г.А. Пасенчик, Л.В. Колесников. М.: Просвещение, 2010. - 300 с.
28. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
29. Рождество в Англии: традиции, символы, история. Как отмечают рождество в Англии?: электрон. журн. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www. syl.ru/article/167556/new_roj destvo-v-anglii-traditsii-simvolyi-istoriya-kak-otmechayut-rojdestvo-v-anglii (дата обращения: 20.01.2018).
30. Синельникова М.В. Это Лондон. География. История. Достопримечательности: книга для чтения на англ. яз. с вопросами, заданиями и диалогами. СПб.: Корона принт, 2002. - 347 с.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / под. общ. ред. Е.Н. Солововой. М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
32. Томахин Г.Д. Лингвострановедение и страноведение: учеб. пособие / под. общ. ред. Г. Д. Томахина. М.: Академия, 2000. - 245 с.
33. Томахин Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения: учеб. пособие / под. общ. ред. Г. Д. Томахина. М.: Академия, 2002. - 225 с.
34. Текст песни: We wish you a Merry Christmas: электрон. журн. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://begin-english.ru/perevod-pesni/christmas-songs/we-wish-you-a-merry-christmas (дата обращения: 20.01.2018).
35. Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в уче бном процессе. М.: Просвещение, 2002. - 208 с.
36. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 9-10-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 2005. - 136 с.