Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ (7 КЛАСС)

Работа №169191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о беспозвоночных
животных в школьной биологии 7
1.1 Морфофизиологические особенности класса беспозвоночных животных 7
1.2. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления обучающимися полученных знаний в школьном курсе
биологии 17
1.3 Классификация наглядных средств обучения по биологии 20
Глава 2. Экспериментальная методика изучения беспозвоночных животных с применением наглядных средств обучения 32
2.1 Анализ действующих школьных программ и учебников по биологии
(7 класс) 32
2.2. Экспериментальная методика изучения беспозвоночных животных с
применением наглядных средств обучения 39
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 61

Биология, как наука, играет немаловажную роль в формировании у обучающихся целостной картины мира. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе [38]. Одним из разделов биологии является зоология. Зоология - это комплекс наук, изучающих многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, их связи со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Изучение зоологии способствует разностороннему ознакомлению обучающихся со строением и жизнью животных, развитию материалистического мировоззрения, а также подготовке к практической деятельности [38]. Одним из объектов зоологии, являются беспозвоночные животные (Invertebrata). На сегодняшний день известно около 1 млн. 260 тысяч видов беспозвоночных, тогда как позвоночных всего 45 тыс. видов. Наиболее многочисленны среди беспозвоночных насекомые: их известно более 1 млн. видов (в действительности, вероятно, не менее 2 млн.). Другие группы представлены следующим числом видов: простейшие около 25 тыс., губки около 5 тыс., кишечнополостные свыше 9 тыс., низшие черви около 20 тыс., моллюски около 107 тыс., членистые (исключая насекомых) не менее 79 тыс. Число существующих в природе видов беспозвоночных, очевидно, на много больше. Ежегодно описывается несколько тысяч неизвестных до того видов беспозвоночных [46].
Современный образовательный стандарт четко прописывает направление освоения основной образовательной программы. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), предъявляет требования как общего, так и предметного характера, что находит отражение в образовательных программах, линиях учебников, направлениях повышения квалификации и переподготовки учителей. Методологической основой Стандарта является системнодеятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, физиологических, возрастных, психологических особенностей и здоровья обучающихся [41]. Для формирования у обучающихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья необходимо в процессе изучения биологии основное внимание уделять знакомству обучающихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению [38].
Ученые в области методики обучения биологии считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:
- уровень образованности, т. е. овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;
- уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;
- уровень развития обучающегося, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств [31, 5].
Актуальность. Изучение беспозвоночных животных является обязательным в школьном курсе биологии, что делает актуальным разработку методических подходов к изучению данного раздела. Использование средств наглядности и методик их применения в изучении биологии имеет действительно большое значение, т.к. применение различных средств наглядности активизирует обучающихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала [14]. Возможность наблюдать живые объекты и процессы в природе далеко не всегда доступно на уроках биологии, здесь и приходят на помощь средства наглядности. Они помогают индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, дают путь к большему количеству методов и методических приемов изучения материала.
Все выше перечисленное послужило основой выбора темы выпускной квалификационной работы: «Методика изучения беспозвоночных животных в школьном курсе биологии (7 класс)».
Исходя из этого, в данной выпускной квалификационной работе была поставлена цель исследования: разработка и обоснование методики изучения беспозвоночных животных с применением наглядных средств обучения для повышения качества знаний обучающихся по биологии.
Достижение указанной цели обеспечивается последовательным решением следующих исследовательских задач:
- изучить морфофизиологические особенности класса беспозвоночные животные;
- выявить психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и осмысления обучающимися полученных знаний в школьном курсе биологии;
- на основе анализа литературных источников выявить современные виды и классификацию наглядных средств обучения по биологии;
- разработать экспериментальную методику изучения беспозвоночных животных с применением наглядных средств обучения для повышения качества знаний обучающихся по биологии в 7 классе;
- выявить организационно-педагогические условия реализации разработанной методики.
Объект: образовательный процесс по биологии в 7 классе.
Предмет: методика изучения беспозвоночных животных в школьном курсе биологии (7 класс).
В основу исследования данной выпускной квалификационной работы были положены следующие теоретические методы: анализ литературных источников, сравнение, обобщение, синтез; экспериментальные методы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы определяется общим замыслом исследования. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников (48 источников), содержит 6 таблиц, 3 диаграммы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Беспозвоночные животные - это удивительный мир, к которому относится огромное количество видов от простейших до насекомых. Изучив морфофизиологические особенности беспозвоночных, мы выяснили, что эти животные настолько разнообразны, что подобрать общие характеристики для всех видов невозможно. Но можно проследить, что в ходе эволюции беспозвоночные животные усложняются, приобретая все более совершенное строение. Они были объединены в различные подгруппы на основе простых, наблюдаемых характеристик.
2. В ходе изучения особенностей подросткового возраста и специфики восприятия и осмысления получаемых знаний подростками, мы выявили, что обучающиеся в этом возрасте достаточно легко воспринимают новую информацию, у них хорошо развито логическое и творческое мышление, что в полной мере позволяет нам использовать на уроках биологии различные средства наглядности для повышения качества и уровня знаний обучающихся.
3. Проанализировав литературные источники, мы выявили современные виды и классификацию наглядных средств обучения по биологии. В настоящее время наглядность обучения становится одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Так же они повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
4. Для повышения знаний обучающихся по биологии в 7 классе нами была разработана экспериментальная методика изучения беспозвоночных животных с применением наглядных средств обучения. В результате собственного эксперимента было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у обучающихся 7 класса.
5. Для реализации разработанной методики мы определили организационно-педагогические условия:
первое условие - применение наглядности;
второе условие - мотивация обучающихся к практико-ориентированной деятельности;
третье условие - особенности подросткового возраста и специфику восприятия и осмысления получаемых знаний подростками;
четвёртое условие - включение рефлексивной составляющей в образовательный процесс;
пятое условие - учебно-материальную база кабинета биологии.
С помощью данного исследования нами были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования.
Таким образом, применение наглядности на уроках биологии в 7 классе при изучении беспозвоночных животных, приводит к повышению уровня знаний обучающихся на уроках, что отражено на рисунке 11, представленной во второй главе данной работы.



1. Барнс, Р. Беспозвоночные. Новый обобщенный подход / Р. Барнс [и др.] - М.: Мир, 1992. - 584 с.
2. Беклемишев, В.Н. Основы сравнительной анатомии
беспозвоночных.Т.1.Проморфология / В.Н. Беклемишев. - М.: Наука, 1964. - 432 с.
3. Беклемишев, В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных.Т.2. Органология / В.Н. Беклемишев - М.: Наука, 1964. - 447 с.
4. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 4 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. - 304 с.
5. Биология: 5-11 классы: программы. / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова [и др.] - М.: Вентана-граф, 2014. - 400с.
6. Блохин, Г. И. Зоология / Г. И. Блохин, В. А. Александров. -М.: Колос, 2006. -410 с.
7. Буруковский, Р.Н. Зоология беспозвоночных. Часть 1. Простейшие / Р.Н. Буруковский. - Калининград, 1999. - 164 с.
8. Буруковский, Р.Н. Зоология беспозвоночных. Часть 2. Происхождение многоклеточности. Подцарство Prometazoa. Подцарство Eumetazoa, надтип Coelenterata / Р.Н. Буруковский.- Калининград, 2000. - 335 с.
9. Буруковский, Р.Н. Зоология беспозвоночных. Часть 3. Черви / Р.Н. Буруковский. - Калининград, 2001. - 345 с.
10. Глушко, Н.П. Общая характеристика моллюсков / Н.П. Глушко // Биология. Все для учителя!. - 2018. - № 5. - с. 26 - 30.
11. Голикова, Т.В. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий / Т.В. Голикова, Е.А. Галкина, В.М. Пакулова. - Красноярск, 2016. - 154 с.
12. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных / В.А. Догель. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.
13. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных / В.А. Догель. - М.: Высшая школа, 2009. -559 с.
14. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе / В.И. Евдокимов. - СПб.: Питер, 2012. - 212 с.
15. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1960. - 312 с....49



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ