ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Формы и методы развития наглядно-образного мышления детей
старшего дошкольного возраста 29
ВЫОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИГР ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика актуального уровня развития наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Программа игр по развитию наглядно-образного мышления детей
старшего дошкольного возраста 43
2.3. Результат диагностики эффективности программы игр по развитию
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Мышление является основой обучения ребенка. Именно поэтому, развитие различных видов мышления и мыслительных операций традиционно рассматривается в педагогике и психологии, как подготовка для учебной деятельности будущего школьника.
Как отмечают исследователи, на протяжении старшего дошкольного возраста у детей дошкольного возраста характерно преобладание форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. При этом, в этот период закладывается фундамент интеллекта, а также начинает развиваться понятийное мышление (А.В Запорожец)
Проблема развития мышления детей дошкольного возраста также отражена в требованиях ФГОС ДО и ФГОС НОО, что подтверждает актуальность данного исследования. При этом, целый ряд исследований указывают на спектр причин и факторов, обуславливающих проблемы развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста (З.П. Малеева)
С опорой на исследования ведущих зарубежных и отечественных педагогов и психологов, утверждающих, что игра является наиболее «благоприятным» средством развития всех мыслительных процессов ребенка, мы сформулировали тему нашего работы (Л.С. Выготский, В.С.
Мухина, К.Д. Ушинский, А.С. Сухомлинский, Л.А. Венгер и др.).
Именно поэтому, считаем актуальной тему нашего исследования: «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития
нагляднообразного мышления детей старшего дошкольного возраста и разработать программу игр по развитию наглядно-образного мышления.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать формы и методы развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать программу игр по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста...
В соответствии с целью и задачами работы, можно сделать следующие выводы:
анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что мышление - это высший познавательный процесс, сущность которого заключается в опосредованном и обобщенном отражении действительности, тесно связан со всеми другими познавательными процессами. В дошкольном возрасте доминирующим видом мышления является наглядно-образное мышление, которое представляет собой сложную форму психической деятельности, возникающую в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть решена. При этом поиск решения наглядно-образной проблемной задачи обеспечивается взаимосвязанным функционированием многих структурных компонентов и осуществляется за счет оперирования образами представлениями в умственном плане.
В дошкольной практике накоплено многообразие методов развития наглядно-образного мышления дошкольников: наглядные методы (образец, наблюдение и т.д.); практические методы (дидактические игры, продуктивные виды детской деятельности); словесные методы (беседа, сказки, загадки и др.). При этом, наибольшие сложности у детей старшего дошкольного возраста вызывают задания по обобщению, выделению логических связей, целенаправленность мышления.
В ходе эксперимента нами выявлен актуальный уровень развития наглядно-образного мышления у участников контрольной и экспериментальной групп. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволил нам разработать программу игр по развитию наглядно-образного мышления дошкольников.
Игровые упражнения включали в себя задания на развитие умения выделять существенные свойства признаки, конкретных объектов, абстрагирование от второстепенных, качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями, формирование способности оперирования смыслом.
По результатам контрольного этапа эксперимента нами были получены следующие данные:
у участников экспериментальной группы по методике «Нелепицы» отмечено увеличение по высокому уровню развития на 10%, при снижении, соответственно, на 10% по низкому уровню. При этом, у участников контрольной группы обозначилось снижение по высокому уровню на 10%, при увеличении по низкому уровню на 10%. Данная ситуация требует осмысления и дальнейшего анализа...
1. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 65-69.
2. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 9. С. 65-69.
3. Афонькина Ю. Почему у хвоста есть рыба? Учим детей правильно мыслить и говорить // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 44-46.
4. Белова Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. 2008. № 3. С. 81-94.
5. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2009. №
7.С. 19-25.
6. Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости// Школьный психолог. 2000. № 30 с.24-31
7. Богат В.П. «Оператор РВС»: ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. 2008. № 3. С. 77-78.
8. Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. 2007. № 4. С. 71-72.
9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.с.141
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:1956. С.257.
11. Гамезо М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. М.: 1998.
12. Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С.11-14
13. Груздева О.В. Детская практическая психология. Красноярск: 2010. с.-226
14. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998. С100.
15. Друбецкая Л. Сказка о живых буквах // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2008. - № 3. С. 32-33...40